
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 233)
Доклад
На тему «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения»
для выступления на педагогическом совете
ФКП образовательного учреждения № 233
Подготовил: Мастер производственного обучения
ФКП образовательного
учреждения № 233
Н. В. Исачкова
Керчь
2018 г.
Развитие творческих способностей на уроках производственного обучения.
Процесс развития творческих способностей сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности обучающихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить студента в положение первооткрывателя того, что известно преподавателю, но является новым для студента. Преподаватель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности студентов в процессе обучения.
Чтобы пробудить у учащихся желание стать настоящими мастерами, в совершенстве овладеть профессией, необходимо постоянно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность, приобщать обучающихся к совершенствованию профессиональных умений и навыков. Результат воспитания во многом зависит от психологического контакта, который устанавливается между преподавателем и обучащимся. Талантливый преподаватель, мастер своего дела - это прежде всего человек с ярко выраженными педагогическими способностями, с высокими личностными качествами.
Преподаватели стремятся воспитывать не только высококвалифицированных рабочих, но и активных участников творческого процесса. Необходимо помнить, что каждый обучающийся - индивидуальность.
Например, один обучающийся, получив задание на приготовление и оформление изделия, долго обдумывает его выполнение. Работу выполняет неторопливо, но на совесть, а другой, напротив, в работу включается сразу, стремится все сделать быстро, а в результате ошибки, разочарование, неверие в свои силы.
Необходимо замечать это и строить учебно-воспитательный процесс с учетом конкретной ситуации и индивидуальных особенностей обучающихся. Обучающиеся, у которых не все получается в творчестве, особенно ценят способность к сопереживанию, умение преподавателя поставить себя на их место и пережить их состояние. Очень важно, чтобы преподаватель говорил доброжелательно, убедительно, веско. Кроме того, преподаватель сам должен поступать, так, как требует от обучающегося. Все наставления должны подкрепляться высокими достижениями труда, богатым творческим опытом, желанием помочь развить творческие способности. Тогда студент будет подражать преподавателю и наставления найдут отклик в душе воспитанников.
Важно не только привлечь обучающихся к творчеству, но и увлечь их, да так чтобы все мысли, чувства, стремления были связаны с творческой деятельностью осваиваемой профессией. Необходимо найти такие приемы педагогического воздействия, которые не уводили бы обучающихся на другую сторону, а заставляли бы заглянуть в самого себя, определить свои возможности, открывали широкий простор творческой фантазии.
Всю систему обучения необходимо ориентировать на формирование основ профессионального мастерства. Творческие занятия - это мир личных увлечений, совершенствование профессиональных умений и навыков. Они дают возможность свободного выбора темы, развивают фантазию, воображение. Работа кулинара крайне разнообразна даже по сортименту продукции: хлеб, батоны, булочки, плюшки, ватрушки, кулебяки, пироги, караваи и т.д. Пекарь должен получить в считанное время учебных занятий и производственного обучения обязательный уровень знаний и профессиональных навыков.
Во время занятий обучающиеся имеют возможность развить свои индивидуальные творческие способности, профессиональное мастерство в соответствии со своими склонностями. Безусловно в учебном процессе велика роль преподавателя, который является образцом для подражания.
В основе педагогического руководства творчеством обучающихся лежит постановка перед ним ряда постепенно усложняющихся задач. Поэтому основой различных технологий с последующим их приготовлением являются новые изобретения ( например, формование различного вида булочек из дрожжевого теста.)
При проведении занятий кулинарного мастерства отрабатываем сложные виды формовки, новые технологии. Обучающиеся сами изготавливают полуфабрикаты из различных видов теста, начинки для пирожков и кулебяк, производят выпечку изделий. У них заметно улучшается успеваемость по спецпредметам, расширяется кругозор. Занятия способствуют развитию у обучающихся творческой наблюдательности эвристического типа, которая включает в себя: критику, констатирование технических недостатков и поиск способов их устранения. Но все-таки главная задача преподавателя - пробудить у обучающихся желание творить новое, развивать творческую смекалку, наблюдательность, чтобы в результате добиться коллективного творчества всей группы. Преподаватель должен быть хорошим организатором. Умение интересно сформулировать работу, собрать вокруг себя ребят, создать условия для плодотворной деятельности и творчества обучающихся, поддерживать в нем необходимую дисциплину - далеко не полный перечень элементов организаторской работы преподавателя. Некоторые считают, что быть хорошим организатором - это признание. Но навыкам организаторской работы можно и научиться. В основе лежит личная дисциплинированность, деловитость.
Преподавателю необходимо знать и некоторые психологические особенности занимающихся творчеством. Для многих обучающихся успехи в творческой работе это источник моральных сил для преодоления каких-то своих слабостей. Для других творчество- средство выполнить пробелы в знаниях. Необходимо поощрять творческую работу ребят. Сделав что-то самостоятельно, обучающийся обретает уверенность в себе. Необходимо с учетом индивидуальных особенностей развивать их дарования.
Педагог не только организатор, но и наставник. В противном случае едва ли ему удается собрать на добровольных началах вокруг себя ребят, увлечь их творческой работой. При развитии творческих способностей обучающихся я использую различные способы и методы в процессе обучения. Провожу экскурсии, знакомлю обучающихся с новыми технологиями производства, решаем тестовые задания, кроссворды, провожу тематические праздники, конкурсы внутри группы, в которых сочетаются занимательность и серьезность.
Таким образом, творчество - весьма надежный резерв повышения мыслительной и трудовой деятельности обучающихся не только в учебном процессе, но и в будущей работе по профессии. Умение творить повышает у специалиста рейтинг на рынке труда, что является важным фактором на современном этапе социального развития. Итак мероприятия, обусловливающие постоянную актуализацию творческой способности студентов:
а) повседневное включение обучающихся в русло повседневных действий, что может принимать форму, своего рода, творческого наставничества со стороны преподавателей и мастеров;
б) создание в учебной группе творческой атмосферы: организация с новыми технологиями, деятельностью выдающихся изобретателей, творческих встреч и дискуссий;
в) постоянное углубление знаний обучающегося в сфере тактичного использования творческих операций и методов творческого изобретательства;
На практике все эти организационные мероприятия оказываются существенным средством воспитания творческой способности обучающихся при условии, что они успешно встраиваются в структуру творческого процесса.
В завершении хочется отметить, что для развития творческих способностей обучающихся в системе профобразования необходимо:
1. Разнообразить формы и методы обучения.
2. Создать материально- техническую базу отвечающую современным требованиям.
3. Активизировать познавательную способность обучающихся.
4. Сформировать профессиональные умения и навыки обучающихся в период обучения и во внеурочное время.
Заключение
С педагогической точки зрения развитие творческих способностей обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Это способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студента, обогащает его личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Развитие творческих способностей обучающихся зависит от эффективности используемых преподавателем методов , приёмов и того, насколько творчески он сам подходит к данной проблеме.
Методами развития творческих способностей студентов является беседа, самостоятельная работа с книгой, расчетно-практические работы , доклады .
Формами реализации исследуемого процесса являются уроки производственного обучения, экскурсии на предприятие, практические занятия, самостоятельная творческая деятельность, праздники и конкурсы.
Таким образом, систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: обучающиеся становятся любознательными, активными, охотно учатся. Собственное творчество обучающихся помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, ребята сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех обучающихся, что приводит к положительным результатам в образовательном процессе обучения.