Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Сафоново
Творческий отчёт:
Развитие творчества младших
школьников в условиях обучения
по системе Л.В.Занкова
Учитель начальных классов
Николайчук Вера Ивановна
Сафоново
2014
1.Творчество – ключ для развития личности.
Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребенок, строящий дом из песка, и архитектор, создающий проект современного здания, могут быть названы творцами.
Творческий процесс начинается с вопроса, с удивления и даже с противоречия, когда к существующей сумме знаний добавляется информация на первый взгляд несовместимая с ней. Возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Здесь поможет творческий поиск, желание преодолеть трудности. В результате появляется некий новый продукт: идея, способ действия или поведения, материальный объект.
Если говорить о творчестве как пути развития личности, то следует отметить, что младший школьный возраст не просто период детства, а чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Психологами экспериментально установлено, что это самый оптимальный возраст для развития творческих способностей.
Поэтому, одна из главных задач, стоящих перед начальной школой, развить заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать, то как творец, то как исполнитель. Чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо создать условия для его проявления.
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.
Во-первых, нужно вооружить их методами и приемами творческой работы.
Во-вторых, обеспечить условия для творческой деятельности:
обмен и борьба мнений;
свобода критики;
поощрение высказывания оригинальных идей;
снятия психологической инертности;
проведение детального анализа;
обучение приемам нестандартного мышления;
создание ситуации успеха;
сотворчество педагога и воспитанника;
мотивация
В-третьих, сам педагог - творческая личность. У такого учителя каждый день вдохновенная деятельность, творческий подход к решению проблем. От такого учителя к детям идут живые токи его мысли и его чувства. Он размышляет вслух, и дети учатся такому размышлению, он эмоционален, ярок, точен. Дети видят его глаза, наполненные светом мысли, его лицо, озаренное воодушевлением. Творчество вдохновляется творчеством, как огонь зажигается от огня.
В-четвертых, нельзя пускать дело на самотек, стихийно само по себе творческое отношение к делу не формируется. Вид творчества требует от человека огромного напряжения, большой работоспособности, настойчивости. Лишь постепенно, шаг за шагом можно привести учащегося к творческой самоотдаче. И только, когда он почувствует вкус к такой работе, то добьется в ней успеха.
Развитие творческой деятельности невозможно без стимулирования творческой активности.
Существует ряд способов стимулирования творческой активности:
Создание в коллективе благоприятной атмосферы, атмосферы радости и удивления;
Доброжелательность со стороны педагога, проявляющего уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, к их самостоятельным пробам и ошибкам;
Умение учителя видеть и понимать действенные жизненные интересы своих воспитанников, их желания, увлечения, в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха», верить в потенциальные возможности ребенка, которому необходимо чувство, что хотя бы отчасти он сам творит свою жизнь. Когда ребёнок работает с интересом, его движения легки, свободны, на лице – удовольствие.
При выполнении вышеуказанных условий может наступить основной и самый ценный момент творчества – озарение, когда внезапно, мгновенно совершается чудо: рождается новая строка, новый художественный образ, найдено новое слово, новое решение.
Творчество не должно быть редким праздником в классе. Всю жизнь детей надо пронизывать им. Нужен настрой на творчество в познании, труде, общении, любых коллективных делах, в организации свободного времени учащихся.
Работая девятнадцать лет по системе Л.В.Занкова, я поняла, какими неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладает эта система. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, анализируют, устанавливают связи, выясняют закономерности, делают выводы, не боятся проблемных ситуаций, приобретают опыт их решения, оказываются в ситуации выбора, сталкиваются с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. Такая деятельность способствует развитию творчества, она захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, возникает желание довести дело до конца, появляется удовлетворение и радость от сделанной работы. Радость умения, радость познания и успеха.
Период обучения грамоте – первый шаг в развитии творчества младших школьников.
Богатейший материал для развития творчества содержит курс обучения грамоте. Ребёнок приходит в школу с желанием учиться. Наша задача – удержать это желание, поддержать чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут. Процесс постижения нового должен быть наполнен фантазией, творчеством, сказкой и игрой.
Ребёнок осваивает новые ситуации, виды деятельности, которые требуют от него новых языковых средств. Слово в этот период выступает, как основная анализируемая единица речи. Нужна игра словом, со словом.
Я провожу такие игры «Доскажи словечко», «Занимательные модели»(«Лесенка», «Пирамида», «Змейка», «Перекрёсток»), «Угадайте слово», «Рассыпанные слоги», «Рассеянный наборщик», «Найдите слово в слове», «Покорение вершины», «Найди лишнее слово», ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы.
Подготавливая детей к словотворчеству, знакомство с буквами и звуками провожу в стихотворной форме, чтобы ребёнок не только видел предмет, но и слышал его описание живым, выразительным словом.
Даю понятие ритма и рифмы, развиваю чувство ритма в играх, использую ряд практических занятий по нахождению рифмы:
Соедини парами рифмующиеся слова;
Поиграй в рифмы (дочка - …, книжка - …, кошка - …, вода - …);
Договори словечко;
Наблюдение рифмы в стихах;
Самый первый опыт стихотворчества дети приобретают при работе с
чистоговорками, где предлагается задание: «Договори рифму».
При первой встрече со считалкой, я сообщаю детям, что считалки появились очень давно. Иногда людям приходилось делать опасную работу. Когда желающих рисковать жизнью не находилось, такого человека выбирали при помощи считалки. Обсуждаем вопросы: «Зачем считалка в наше время?», «Какие считалки знают дети?».
Прелесть загадок для детей в том, что они позволяют приоткрыть завесу таинственности над тем или иным объектом или явлением, увидеть его с неожиданной стороны, почувствовать радость догадки, озарения, открытия. Такие открытия связаны с процессом сравнения, воображения, которые позволяют увидеть необыкновенное в обычном. К тому же самые доступные стихотворные опыты – загадки в стихах. Этим очень любят и могут заниматься семилетние дети.
Потешки – это весёлые народные песенки, названия которых происходят от слова потешаться, и небылицы, которые придуманы для веселья и смеха, тоже нравятся детям, и они с удовольствием занимаются их сочинительством.
Скороговорки я использую для отработки правильной дикции, которая нам нужна для игры в театр. Только азбука предлагает освоить роли не менее чем в десяти сказках. Поэтому, чтобы войти в роль, мы работаем над правильной интонацией, жестами, мимикой, походкой. «Игра в театр» помогает раздвинуть рамки в постижении окружающего мира, побуждает делиться своими мыслями, развиваться, творя и играя. Погружаясь в посильное для них творчество, дети, пусть наивно и неумело, самовыражаются, приобретают элементарный опыт сочинительства и словотворчества.
Исследовательская и проектная деятельность как средство развития творческой активности учащихся.
Обучение путем исследования я рассматриваю как один из эффективных способов развития творческих способностей учащихся. Младшие школьники по природе своей – исследователи, а развивающая система Л.В.Занкова способствует этому, так как исследования различного вида уже заложены в ней.
В исследовательской деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, творчески осваивать и разрешать интересующие их проблемы. Они приобретают навыки творческих толерантных отношений: умения слушать, слышать и уважать мнение друг друга, с доброжелательной критикой оценивать как свою, так и работу другого человека. Так создается атмосфера свободы творчества, что приносит ребятам большую радость, сближает их между собой.
Исследовательскую деятельность я начинаю организовывать уже в первом классе. Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьей. Близка эта тема и детям младшего школьного возраста. Так на уроке обучения грамоте дети столкнулись с первой попыткой рассказать в рисунках о членах своей семьи, включая бабушку и дедушку. Дальнейшее продолжение эта тема получила на уроках окружающего мира. В готовые геологические древа дети уже включили и прабабушек, и прадедушек. В третьем классе на уроке по азбуке смоленского края дети познакомились с символикой, с гербами стран, городов, подробно изучили герб города Смоленска. Итогом нашей работы стал конкурс на лучший рисунок герба города Сафоново.
Исследовательскую деятельность по теме «Моя семья, моя родословная» мы начали с создания Родового древа. Работа увлекла всех, в нее включились родители, бабушки, дедушки, и даже прабабушки и прадедушки. Ведь именно от них дети получили уникальную информацию о своих более-менее дальних родственниках, их профессии, месте проживания. В результате такого творческого поиска появились интересные работы – родовые древа.
Следующий этап – создание родовых гербов, которые должны отражать историю каждой семьи, ее отличительные особенности. Дети выбрали форму герба – круг, овал, квадрат, щит, Цвет, основные элементы обозначали принадлежность к той или иной профессии, традиции, увлечения и интересы и даже фирменные блюда. К каждому гербу прилагался небольшой комментарий.
Далее было написание сочинений. Это мог быть рассказ об одном из родственников или обо всей семье. Сочинения получились добрые, от каждого слова веяло теплотой и любовью.
Работа по этой теме интересная, полезная, многогранная, творческая. Через познание истории своей семьи происходит познание истории своего народа, истории своего города, страны, не прерывается связь поколений.
Коллективное творческое дело – основной способ развития творчества.
Проанализировав педагогические идеи И.П.Иванова, я пришла к выводу, что они несут в себе мощный заряд творческого развития личности. Ведь творчество – это всегда поиск. В коллективном творческом деле творчество возникает тогда, когда в поиске и создании чего-то нового участвуют все члены команды, а не отдельные запевалы. Таким образом, КТД имеет огромное влияние, как на личность каждого ребёнка, так и на весь класс в целом. Кроме этого я увидела в коммунарской методике огромные возможности для формирования и развития всех основных ключевых компетенций – кооперативной, проблемной, коммуникативной – посредством создания и осмысления разнообразной социально значимой деятельности. Ведь в процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать вместе, по микрогруппам, делить успех и ответственность с другими, обретают друзей, уверенность в себе, раскрывают свою творческую индивидуальность, приобретают организаторские навыки, учатся честно выходить из проблемных ситуаций. Одновременно идут два важных процесса – формирование и сплочение классного коллектива и развитие личности школьника.
Я полностью согласна с мнением Н.И.Дереклеевой, что на уровне младшего школьника, учитывая его возрастные особенности, использовать КТД можно не в полном объёме. Всё-таки здесь решающая роль принадлежит учителю. Но соблюдение следующих принципов обязательно.
Принципы проведения коллективных творческих дел.
Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят свои предложения с учётом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель привлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач – вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Кто будет организатором?
Принцип деятельности. Младшие школьники – это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется участвовать в делах, проводимых в школе, в классе. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя, одноклассников, своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, викторины, праздники, соревнования, театрализации и т.д. Поэтому КТД и все другие внеклассные мероприятия должны быть очень разнообразные.
Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие в коллективном творческом деле, необходимо учитывать их мнение, желание. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи. Каждое коллективное творческое дело, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова сотрудничество и творчество. Учителя и его учеников, учащихся в микрогруппах, право выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность и успешность коллективного творческого дела.
Принцип успешности. И взрослому и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ребёнок видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, его признают, поощряют, то в последующем он активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Происходит воспитание радостью, которое побуждает и творчеству, вызывает у детей самые высокие порывы.
Следуя этим принципам, я предоставила детям большую возможность самим быть организаторами своих дел, от выбора и разработки КТД до его проведения и анализа.
Каждое дело, будь то праздник, турнир, устный журнал строится по чёткому алгоритму, соответствующему пяти стадиям:
предварительная работа учителя;
коллективное планирование (Что и для кого сделаем? Кому это принесёт пользу и радость? когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?);
коллективная подготовка (создаётся Совет дела, который вместе с учителем, или вожатыми, или родителями руководит подготовкой дела);
коллективное проведение дела;
коллективное подведение итогов.
Творческая активность и самостоятельность детей растёт от дела к делу, появляется вкус к коллективному творчеству. Ведь КТД позволяет создать широкое игровое поле, где каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становится написанные мной вместе с родителями, вожатыми, а в 3 и 4 классах вместе с детьми сценарии, стихи, песни, частушки.
Таким образом, КТД способствовало тому, что дети постепенно становились творцами своей классной жизни как учебной, так и внеучебной.
Праздники - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.
Для ребёнка праздник – это событие, которое дарит радость, вызывает яркие эмоциональные переживания.
Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей. Что же помогает сделать праздник ярким и запоминающимся в жизни детей. Конечно же, совместная (детьми и взрослыми) разработка идеи, сюжета, его построения, детальная проработка его содержания. Необходимо также учесть условия для успешного проведения праздника: соответствие темы и содержания возрастным особенностям, потребностям и интересам детей; динамичность и насыщенность мероприятия различными видами деятельности, заинтересованное сотрудничество взрослых и детей, благоприятный психологический климат, ожидание радости, свобода выбора роли, занятия, способа действия. На празднике каждый ребёнок должен почувствовать свою значимость и нужность.
Родители – главные помощники (красочное оформление класса или зала, праздничные наряды, музыка, подарки и сюрпризы, сладкий стол), они же и главные участники, сочиняют стихи, поют, играют на музыкальных инструментах. Традиционным у нас стал праздник «Новый год».
В 1 и 2 классе «Сказку у новогодней ёлки» - ставят родители. Сами её сочиняют, иногда вместе со мной. Сами сценаристы, режиссёры, художники, оформители, обеспечивают музыкальное сопровождение (баян, аккордеон). Я с вожатыми готовлю конкурсы, сюрпризы, дети учат стихи, песни, хороводы игры, частушки. Каждый занят творчеством, идеей общей заботы, чтобы подарить радость детям, себе, своим близким, учителю.
3 класс – « Сказку» – мы готовим с вожатыми и детьми. Родители заняты конкурсами, оформлением, сюрпризами, дети по экипажам готовят шуточные представления, танцы, игры.
А в 4 классе дети сами по экипажам готовят сцены из любимых мультфильмов, или Ералаш переделывают под случаи из жизни нашего класса, а могут поставить новогоднюю сказку с привлечением родителей или вожатых, «Как герои сказок Пушкина встречают Новый год». Родители готовят по микрогруппам праздничные газеты (с юмором, шутками, новогодними предсказаниями).
Весь коллектив детей, родителей, вожатых, учитель находится в творческой деятельности. Именно в этот праздник происходят всякие чудеса: домовёнок Кузя выбирается из шкафа, чтобы поближе познакомиться с детьми, на крышу школы №8 приземляются инопланетяне и доставляют подарки, потерянные Дедом Морозом, а вот сам Дед Мороз и его свита скачут на лошадях в ковбойских одеждах из далёкой прерии, шарманщик, спасающий маленького мальчика, имя которого Новый год и многое другое.
Не менее интересно проходит праздник 8 Марта.
1 класс – готовим праздник для мам, бабушек, девочек. Очень простой, с частушками, песнями, стихами, сценками, готовим открытки, сувениры. Мальчики готовят поздравления для девочек.
2 и 3 класс – это праздник уже в виде творческих конкурсов «Мисс класса», «А ну-ка девочки». Очень люблю конкурс «Мисс класса». Провожу его с 1996 года. Каждый раз изменяя, дополняя, новый состав детей, родителей, всё делается по-новому. Неизменным остаётся название Мисс класса. Остановлюсь на его планировании, подготовке и проведении.
Старт этому КТД даётся уже в конце января. Далее идёт работа по микрогруппам. Сначала – девочки. Мы говорим о конкурсах, которые требуют подготовки, с мальчиками – в чём конкретно будет состоять их роль (поздравления, сюрпризы, частушки), затем с родителями мальчиков – определяется их задача (оформление, награждение (диадема для победительницы, ленты с надписями «Мисс класса», «Мисс зрительских симпатий», «Мисс умница», «Мисс очарование» и т.д.)), с вожатыми, по желанию с двух сторон за каждой вожатой закрепляются девочки нашего класса, чтобы помочь в постановке танца, в подборе музыки, костюмов. Кроме этого вожатые готовят музыкальные заставки между конкурсами. И наконец, родители девочек, они ведь главные помощники, режиссёры и продюсеры.
И началась работа. Всюду царит творчество – в танцах, песнях, стихах, в выборе блюда, в его изготовлении, оформлении, пользе, в оригинальном представлении (в стихах, загадках, угадай, что за блюдо).
В песенном конкурсе: если поёшь одна, поёшь замечательно 5 баллов, поёшь с папой, мамой, братом, бабушкой – 7 баллов.
Каждый раз этот конкурс проходит по-разному. Обязательным остаётся, как и для всех других дел – красочное оформление – это праздничный настрой, музыкальное сопровождение, интрига (ставка на победителя), сюрпризы, награждение.
Ко дню Защитника Отечества – конкурсы для мальчиков и пап.
1 класс – «Из чего же, из чего же, из чего же»;
2 класс – «А ну-ка мальчики»;
3 класс – «Рыцарский турнир»
4 класс – «Богатырские потешки».
Очень нравятся детям, родителям, да и мне самой наши праздники:
1 класс – «Первый раз в первый класс», «Спасибо, Азбука», «До свидания, 1 класс».
2 класс – «Поздравляем с днём рождения», «Здравствуй, лето!».
3 класс - «Мир твоих увлечений», «Праздник олимпийских колец».
4 класс – «Прощай, начальная школа». Составлен в виде путешествия по страницам школьного журнала.
Таким образом, совместная подготовка к праздникам, их проведение сплачивает детей, учит их общению, взаимопониманию, взаимопомощи, способствует развитию детского творчества, фантазии, воображения, реализации талантов, интересов, скрытых возможностей.
Фольклор – одно из средств развития творчества.
Я считаю, что одно из действенных средств для творческой самореализации личности является возрождение интереса к фольклору, начало которому закладывается в период обучения грамоте. Система развивающего обучения Л.В. Занкова предоставляет большие возможности для изучения фольклора на уроках литературного чтения, музыки, технологии.
Каждый, кто хочет узнать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен узнать фольклор. Значение его состоит в том, что все его произведения: поэтические, музыкальные, танцевальные пронизаны стремлением к добру, миру, вдохновлены высокими идеями. В песнях, сказках, потешках, играх заложены возможности для воспитания в детях активности, находчивости, сноровки, творческой выдумки, фантазии. Все жанры фольклора представляют пищу для ума, сердца, души. Их смело можно рассматривать как средство эстетического воспитания чувства прекрасного, формы, ритма, языка. Взять, например, народные песни. От них веет удивительной свежестью и целомудренностью, скромностью и нежностью, сердечной простотой и задушевностью.
Тематика проводимых творческих дел очень разнообразна.
1 класс. «Жили-были» (ознакомление с жанрами устного народного творчества), конкурсы загадок.
2 класс. «Праздник русской песни», «Как у наших у ворот» (приобщение к русским музыкальным традициям и фольклорным играм). Проходят в виде инсценировки русских народных песен. Музыкальное сопровождение (бубны, ложки), танцы, игры на развитие ритма, музыкальная импровизация.
3 класс. «Что едали наши деды» (углубление знаний о русской кухне). Конкурсы пословиц и поговорок, частушек.
4 класс. «Ярмарка чудес» (изучение народных художественных промыслов). Остановлюсь на этом подробнее. Хочется отметить, что вхождение детей в творческий процесс происходил постепенно. Старт проекту был дан на уроке технологии. Дети покомандно изучали историю возникновения богородской, гжельской, дымковской игрушки. На уроке технологии и в доме творчества (6 человек класса ходят в кружок «Глиняная игрушка») изготавливали игрушки – свистушки: петушок, кошка, лев, утка (гжельская); медведь (богородская); утка, барашек, индюшка, барыня (дымковская). Готовили вместе с родителями иллюстрации. Вместе с детьми учили стихи, русские народные песни, игры. Подведением итогов стал урок-праздник «Ярмарка Чудес». Все с интересом и удовольствием окунулись и приобщились к русскому декоративно-прикладному искусству.
Таким образом, постижение содержания народных песен, обрядов, игр, ремёсел способствует развитию у детей пониманию прекрасного и истинного, активизирует творческую фантазию и воображение.
Природа – могучий источник развития личности.
Богат и разнообразен мир окружающий нас природы. Одна из главных задач, которые я ставлю перед собой, помочь открыть детям красоту родной земли: сияющее великолепие утра, зелень первой травы, журавлиную стаю в небесной лазури, серые нити дождя в пасмурный осенний день, причудливые формы, созданные волшебницей природой в растительном мире. Начинаю с уроков окружающего мира и азбуки смоленского края, где во время экскурсий и походов, на лоне природы учу детей наблюдать за порхающей бабочкой, листиком-парашютистом, слышать шёпот осенних листьев, чувствовать запах ландыша. Здесь же ведём сбор природного материала для уроков технологии и наших будущих выставок.
Под впечатлением от увиденного и услышанного на уроках русского языка пишем сочинения: «О чём шепчут опавшие листья?», «Почему плачет поздняя осень», «Бродят по лесу осенние сказки», «Мой домашний любимец», «Первый снег», «Дерево в зимнем наряде», «Весенний экспромт» (стихи), «Лесной певец», «Однажды», «Я хочу рассказать о…».
Конкурсы «Природа и фантазия», «Ярмарка чудес», «Фантазёры», «Мы соавторы природы», «Береги свою планету», «Полна чудес осенняя палата», которые мы проводим каждую осень, способствуют формированию творческого мышления и воображения детей. На основе поделок из природного материала, где ребята используют удивительной формы веточку, сучок, шишку, жёлудь, скорлупу ореха, создаётся уголок красоты, в котором представлены сказочные герои: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Жар – птица», «Львёнок и черепаха», змей Горыныч и летящая в ступе баба Яга, смешной чёртик и сказочная балерина. Здесь же букеты из осенних листьев, панно из соломки, опилок, яичной скорлупы.
Теме природы посвящены коллективные творческие дела: «Сюрпризы лесной полянки», «Хоровод цветов», «Путешествие в зелёную аптеку», «Парад овощей», «Праздник осени», «Праздник русской берёзки», устный журнал «Мир удивительных животных», конкурс «Снежная фантазия», конкурс чтецов: «Природа Родины моей», викторина «Знатоки природы».
Выставки, всегда организуемые во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, выполненные руками детей, родителей, бабушек и дедушек.
Таким образом, приучая ребёнка видеть красоту, которая разлита вокруг, мы тем самым добиваемся утонченности её восприятия в целом, развиваем фантазию, воображение, пробуждаем творческую мысль.
Театрализация – способ развития творческих способностей детей.
Я считаю, что театрализация способствует раскрытию, развитию, расширению и реализации творческих способностей (актёрских, художественных, литературных). Дети включаются в работу различных мастерских театра: музыкального, декорационного, реквизиторского, костюмерного. Все вместе мы рисуем, красим, придумываем стихи, песни, частушки, костюмы, декорации. В процессе подготовки к спектаклям в нашу деятельность мы вовлекаем родителей. Часто они становятся не только зрителями, но и участниками, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
1 класс. Это театр картинок на фланелеграфе: М.Пляцковский «Однажды утром», «Урок дружбы», «Как ослик Алфавит учился уважать старших». На празднике Азбуки инсценирование сказок Э.Мошковской «Вежливое слово», Н.Заболоцкого «Как мыши с котом воевали», на празднике «До свидания, первый класс» мы показывали русскую народную сказку «Теремок».
2 класс. Свою любимую русскую народную сказку «Кот и лиса» я ставила со всеми выпусками своих детей, каждый раз добавляя в неё песни, частушки, танцы. Интересным получился спектакль по сказке «Бобик в гостях у Барбоса». Сказка – благодатная почва для детского творчества. Отталкиваясь от сказочных сюжетов, дети фантазируют, перевоплощаясь в образ животного, моделируют их, создавая свой неповторимый сказочный мир.
3 класс. На школьном КТД «О вредных привычках» мы представляли страницу «Курить – здоровью вредить» и инсценировали произведение С.Я.Маршака «Как медведь трубку нашёл» и Цапля-курильщица.
4 класс. Ребята становятся старше, растёт их актёрское мастерство. После изучения на уроках литературного чтения сказок А.С.Пушкина, мы ставим спектакли: «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотой рыбке».
На школьном КТД «В мире прекрасного и удивительного» наш класс представлял страницу «Мир удивительных животных», где в сказочной форме от имени двух морозов дедушки и внука были представлены различные животные тундры и крайнего севера.
На развитие творчества также направлены конкурсы актёрского мастерства, игры-импровизации, которые проводятся, как на уроках литературного чтения, так и во время КТД. В них участники исполняют различные роли, без всякого заучивания текста, а следуя только развитию сюжета.
Таким образом, театрализация способствует развитию различных творческих талантов. Не менее одного раза в год посещаем Смоленский драматический театр.
Игра – радость творчества и познания.
Работа по системе Занкова побудила меня обратиться к проведению уроков в виде игр, викторин, конкурсов знатоков и эрудитов, аукционов и праздников знаний. Чаще всего эти уроки носят обобщающий характер. Готовимся к ним все вместе. Моя позиция как педагога: не над детьми, а вместе с ними. Сообща вырабатываем план действий, собираем нужную информацию, придумываем вопросы (сами дети, родители, вожатые), ищем на них ответы, осуществляем задуманное, анализируем и оцениваем результаты. В процессе подготовки дети учатся работать со справочниками, энциклопедиями, компьютером, идёт активное формирование информационной компетенции. Ребята сами открывают и добывают знания, а не просто усваивают их в готовом виде. Назову только небольшую часть викторин, которые с успехом прошли в классе: «Родная природа», «Мы крутим глобус», «За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдём», «Времена года», «Космос», «Наши любимцы», «Правила хорошего тона», «Спортивные игры».
Присущая детям жажда деятельности находит своё выражение в игре, которая требует от играющих согласованности и точности действий, направленных на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех. Кроме того, игра для ребёнка – источник радости, прилива сил, творческая работа. Она развивает смекалку, фантазию, выдумку, заставляет команды работать дружно, вести совместный поиск истины.
В своей практике я использую игры, которые отвечают следующим требованиям:
1. Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2. Создавать условия для детского творчества.
3. Иметь познавательное, интеллектуальное или укрепляющее здоровье детей значение.
4. Активизировать общественную деятельность детей.
5. Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
За долгие годы работы в моих классах прошли все игры, идущие в своё время на телевидении:
«Поле чудес» (тема «Птицы наших лесов» - окружающий мир)
«Колесо истории» («Земля Смоленская» - азбука смоленского края)
«Слабое звено» (Обобщение знаний по предметам)
«Шоколадная лихорадка» (по творчеству К.И.Чуковского – литературное чтение)
«Сто к одному» («Правила дорожного движения»)
«Что, где, когда»
«Мы начинаем КВН» (математика)
«Угадай мелодию» (музыка детских композиторов)
Игра «Звёздный час» - прошла с тремя поколениями детей и родителей. Остановлюсь на ней подробнее.
Старт игры даётся за месяц до её проведения. Всем детям выдаются анкеты, заполнив которые и правильно ответив на её вопросы, отбираются победители. Кроме того, детям обозначаются книги, которые они должны прочитать и тематика возможных вопросов. Наступает день игры. В празднично украшенном зале собираются дети, родители, болельщики. Царит приподнятое настроение, радостный эмоциональный настрой на успех, интригу, интерес.
Таким образом, эта игра, как и любая другая, способствовала развитию творческой активности, догадки, вымысла, уверенности в себе, самостоятельности в принятии решений. Самое главное, чтобы это было увлекательно, жизнерадостно, ведь творчество входит в жизнь ребёнка вратами чувств и эмоций. Получая такой положительный эмоциональный заряд, организм открывается добру и красоте.
Заключение.
Развивающая система Л.В. Занкова помогает превратить процесс обучения в интересную, захватывающую, творческую деятельность, где есть место развитию творческих способностей, творческой активности, творческого воображения и мышления. Реализуя в своей практике проблему развития творчества у детей младшего школьного возраста, хочется отметить, что в классе сформирован дружный детский коллектив, в котором созданы условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности и развития творческого потенциала.
Дети стали дружнее, они заботливы, внимательны, бережны в отношениях друг с другом, к школе, родителям, к окружающему миру. Дети сами творцы и хозяева своей классной жизни.
Мы всюду вместе: на экскурсии в осеннем парке, в поездке в театр, на уборке территории детского сада, на расклеивании поздравительных телеграмм на подъездах домов нашего микрорайона.
Большая часть учащихся моего класса занимается дополнительно вне школы. (Результатом занятий становятся призовые места на соревнованиях разного уровня.
Конечно, все это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы, но особенно заметно, насколько изменились дети, как они стали добрее и внимательнее друг к другу и к окружающим их людям, с какой радостью они бегут в школу, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать эту жизнь еще полезнее, ярче, красивее.