Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3" (КГКОУ ШИ 3)
Методическое объединение службы сопровождения.
ДОКЛАД
На тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия через использование компьютерных технологий»
Выполнил: Кожухова Н. В.
Хабаровск
2018
Восприятие – это процесс непосредственного отражения действительности. Воспринимать можно те свойства и предметы окружающего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Ощущение и восприятие – первая ступень познания внешнего мира. Эта ступень остаётся важной на протяжении всех лет обучения.
Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на её базе формируются лексические, синтаксические и морфологические понятия. Это так называемый системный фонд нашей речи, из элементов которого строится общение. У умственно-отсталых детей, так же как у детей в норме, создаётся этот фонд, но он недостаточно системен в связи с нарушенным интеллектом и слабостью слухового и зрительного восприятия. Вот почему на протяжении всех четырёх лет обучения в младших классах и в последующие школьные годы (5-6 классы) специально и целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие системы восприятия, на осознание учащимися законов фонетики.
Формирование слухового восприятия у умственно-отсталого ребёнка начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений:
Различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками);
Узнавать людей по тембру их голоса (игра "Угадай, чей голосок");
Находить игрушки (игра "Громко-тихо");
Определять направление звука;
Сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи (з – звенит комар, ш – шипит гусь);
Узнавать и дифференцировать фонемы русского языка.
Уже в первом классе школьники учатся различать гласные и согласные звуки с опорой на зрительную артикуляцию; дифференцировать оппозиционные звуки, в том числе те, которые произносятся с голосом и без голоса; устанавливать место звуков в слове, определять их последовательность.
Использование информационно – коммуникационных технологий является одним из приоритетов дошкольного и школьного образования.
Ведь способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет охватывать сразу несколько анализаторов и создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Нормальное техническое оснащение позволяет оптимально решать воспитательно-образовательные задачи. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслей, образов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от ребенка: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.
Для формирования и развития зрительного и слухового восприятия в качестве компьютерных технологий, широко используются компьютерные игры, мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, что вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Использование таких презентаций на занятиях по развитию зрительного и слухового восприятия обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формирует способы зрительного и слухового восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивает зрительное внимание и зрительную память.
Компьютерные игры познавательного характера, носят игровой, познавательно-развивающий характер, хорошо оформлены графически, с хорошим звуковым оформлением, но с достаточно простым сюжетом (удовлетворяющим морально-эстетическим требованиям).
Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности в процессе формирования и развития зрительного и слухового восприятия:
• В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
• Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеоролики и т. д.);
• Как информационно – обучающее пособие;
• Для контроля усвоения материала детьми.
Слайд-шоу и видеоролики позволяют показать и смоделировать, те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, процесс запуска ракеты, извержение вулкана.
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу специального транспорта и т. д.).
Где найти качественные мультимедийные презентации или развивающие электронные пособия? Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных ресурсов. Поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти и отобрать практически любой материал. Важно, чтобы электронные учебные пособия были предназначены специально для детей дошкольного и школьного возраста и имели развивающую направленность возраста.
При использовании электронно-образовательных ресурсов необходимо соблюдать соответствующие требования СанПиНа. Занятия с использованием компьютера для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.
Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей или индивидуально.
В заключение хочется отметить, что электронные пособия с использованием различных мультимедийных технологий являются одним из самых эффективных инструментов в усвоении новых представлений и развитии зрительного и слухового восприятия, расширении кругозора детей, улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к познанию.
В условиях школы возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.