СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Развитие зрительного и слухового восприятия через использование компьютерных технологий"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование компьютерных технологий при развитии зрительного и слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями позволяет повысить интенсивность занятия, увеличить объем подачи материала, повысить эффективность работы на занятии, что способствует общему развитию ребенка, мыслительной деятельности, более продуктивному усвоению программы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Развитие зрительного и слухового восприятия через использование компьютерных технологий"»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3" (КГКОУ ШИ 3)

Методическое объединение службы сопровождения.















ДОКЛАД

На тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия через использование компьютерных технологий»









Выполнил: Кожухова Н. В.













Хабаровск

2018

Восприятие – это процесс непосредственного отражения действительности. Воспринимать можно те свойства и предметы окружающего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Ощущение и восприятие – первая ступень познания внешнего мира. Эта ступень остаётся важной на протяжении всех лет обучения.

Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на её базе формируются лексические, синтаксические и морфологические понятия. Это так называемый системный фонд нашей речи, из элементов которого строится общение. У умственно-отсталых детей, так же как у детей в норме, создаётся этот фонд, но он недостаточно системен в связи с нарушенным интеллектом и слабостью слухового и зрительного восприятия. Вот почему на протяжении всех четырёх лет обучения в младших классах и в последующие школьные годы (5-6 классы) специально и целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие системы восприятия, на осознание учащимися законов фонетики.

Формирование слухового восприятия у умственно-отсталого ребёнка начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений:

  • Различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками);

  • Узнавать людей по тембру их голоса (игра "Угадай, чей голосок");

  • Находить игрушки (игра "Громко-тихо");

  • Определять направление звука;

  • Сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи (з – звенит комар, ш – шипит гусь);

  • Узнавать и дифференцировать фонемы русского языка.

Уже в первом классе школьники учатся различать гласные и согласные звуки с опорой на зрительную артикуляцию; дифференцировать оппозиционные звуки, в том числе те, которые произносятся с голосом и без голоса; устанавливать место звуков в слове, определять их последовательность.

Использование информационно – коммуникационных технологий является одним из приоритетов дошкольного и школьного образования.

Ведь способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет охватывать сразу несколько анализаторов и создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Нормальное техническое оснащение позволяет оптимально решать воспитательно-образовательные задачи. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслей, образов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от ребенка: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.

Для формирования и развития зрительного и слухового восприятия в качестве компьютерных технологий, широко используются компьютерные игры, мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, что вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Использование таких презентаций на занятиях по развитию зрительного и слухового восприятия обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формирует способы зрительного и слухового восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивает зрительное внимание и зрительную память.

Компьютерные игры познавательного характера, носят игровой, познавательно-развивающий характер, хорошо оформлены графически, с хорошим звуковым оформлением, но с достаточно простым сюжетом (удовлетворяющим морально-эстетическим требованиям).

Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности в процессе формирования и развития зрительного и слухового восприятия:

• В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

• Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеоролики и т. д.);

• Как информационно – обучающее пособие;

• Для контроля усвоения материала детьми.

Слайд-шоу и видеоролики позволяют показать и смоделировать, те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, процесс запуска ракеты, извержение вулкана.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу специального транспорта и т. д.).

Где найти качественные мультимедийные презентации или развивающие электронные пособия? Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных ресурсов. Поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти и отобрать практически любой материал. Важно, чтобы электронные учебные пособия были предназначены специально для детей дошкольного и школьного возраста и имели развивающую направленность возраста.

При использовании электронно-образовательных ресурсов необходимо соблюдать соответствующие требования СанПиНа. Занятия с использованием компьютера для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей или индивидуально.

В заключение хочется отметить, что электронные пособия с использованием различных мультимедийных технологий являются одним из самых эффективных инструментов в усвоении новых представлений и развитии зрительного и слухового восприятия, расширении кругозора детей, улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к познанию.

В условиях школы возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.