Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –
городской округ город Скопин Рязанской области
391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 5-12-31
e-mail: school4skopin@yandex.ru
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Гришенко Г. В.
Скопин, 2019
В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.
Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. Особую значимость имеет педагогическое наследие К.Д. Ушинского, который ратовал за теснейшую связь между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения, т.к. считал, что воспитательными возможностями обладают все учебные предметы.
Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Слова Льва Николаевича Модзалевского исчерпывающе характеризуют Ушинского, «это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».
Большую роль в становлении взглядов Ушинского сыграли его учителя - профессора Тимофей Николаевич Грановский и Петр Григорьевич Редкин. Поработав и. о. профессора камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее, департаменте духовных дел, Ушинский занялся журналистикой. Позже был назначен преподавателем, потом «инспектором классов» Гатчинского сиротского института. Именно эта работа повлияла на его превращение в теоретика педагогики.
Основные труды и статьи великого русского педагога:
‒ статья «О пользе педагогической литературы» (1857);
‒ статья «О народности в общественном о воспитании» (1857);
‒ статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858);
‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860);
‒ «Детский мир и Хрестоматия». (1861);
‒ статья «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова» (1862);
‒ «Родное слово» для 1-го и 2-го года обучения (1864);
‒ статья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864);
‒ «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867);
‒ «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том (1868), II том (1869);
‒ «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870);
‒ «Родное слово» для 3-го года обучения с «Руководством» к нему (1870).
Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыслил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня.
Константин Дмитриевич составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.
В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами слога лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произведениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гончарова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.
Второй учебной книгой, созданной Константином Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир…», «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.
Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания.
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.
- Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Константин Дмитриевич пишет: — «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
- Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе.
- Труд — основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д. По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
- Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».
- Теория и практика. Теории обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. «И всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки…Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Представляя воспитание, как часть искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как теория, так и практика.
- Основа педагогики. Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Константин Дмитриевич считает, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика — "... в основании наука философская, …а искусство воспитания... в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению..., " — поясняет ученый.
- Воспитание. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания. «В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский.
- Воспитание нравственности. Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.
- Женское образование. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский.
- Ушинский о педагоге. Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой». Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни.
Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.
В «Родном слове» Ушинский произнес следующие слова: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся...». Эти слова должны стать гимном, уставом образовательной системы образования XXI в. и каждого учителя-педагога в частности. Несомненную пользу образованию и воспитанию личности учащихся приносит тот факт, что в современной школе существует много принципов обучения и воспитания младшего, среднего и старшего звена, за которые в XIX в. боролся Константин Дмитриевич Ушинский. Они были восприняты еще советской школой, чьей наследнице является ныне существующая образовательная система Российской Федерации, несмотря на свое стремление видоизменить образовательные программы и внести в них части европейского образования.
Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения:
1. Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.
2. Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но и качественная переработка информации.
3. Органичность. Согласно Ушинскому, «голова учащихся не должна набиваться фактами, плохо усвоенными и идеями, плохо переваренными, нужно, чтобы они вырастали органически из немногих зерен».
4. Постоянство. Константин Дмитриевич по этому принципу писал, что «способность к постоянству в умственной деятельности в одном направлении есть одно из важнейших условий всякого ученья; но способность эта развивается мало-помалу, постепенно. Приучайте детей к постоянству деятельности в одном направлении, но понемногу».
5. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в современных школах, особенно в начальных классах.
6. Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Так, например, в учебниках по истории, биологии, географии и др., существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания изложения информации учащимся.
7. Самодеятельность учащихся. На данный момент, согласно новым ФГОС учащиеся должны быть предельно активными на уроке, они должны сами стремиться добывать знания, а учитель должен выполнять лишь роль координатора. Также и К.Д. Ушинский резко критиковал «одиночную» методу преподавания, при которой активен учитель и пассивны ученики. Но он же полагал, что самодеятельность учащихся выражается не только в активности их на уроке, но и внутренней работе по обработке информации.
8. Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости. Данный дидактический принцип был отлично воспринят советской школой, которая была ориентирована на ученика «средних образовательных и воспитательных возможностей». Однако, согласно Ушинскому, «Истинный педагог во всем соблюдает середину. Он потребует произвольного внимания и, следовательно, усилий воли даже от маленьких детей, но в этих требованиях не превысит их сил». Сегодня существуют школы разной направленности, для того, чтобы детям разных склонностей было легко реализовать свои таланты.
9. Нравственность. Один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. На данный момент, воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством патриотизма является основной задачей современной школы. В этом смысле современные принципы образования действительно вобрали в себя мысль Ушинского о том, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».
10. Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.
Данные дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине XIX в., не потеряли актуальность и значимость в образовательной системе настоящего времени, несмотря на ее постоянные изменения. Эти принципы могли реформироваться, но из школьной системы образования и воспитания они не ушли. Точно также, актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека.
Развитие человека Константин Дмитриевич понимал как развитие всестороннее – физическое, умственное, нравственное и эстетическое, что никак не противоречит современному принципу всестороннего развития личности. Ушинский не понимал под образованием бесконечные занятия, чтение книг, оторванных от жизни, хотя считал, что ум надо развивать. Он видел в развивающем и воспитывающем обучении – активное обучение, формирующее мировоззрение и правильное понимание жизни. Ушинский с горечью писал, что «у нас все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности». Примечательны и слова великого педагога по поводу отдыха после занятий умственной деятельностью: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного». Наверное, этот принцип «оздоровления российских граждан» после умственной нагрузки крепко укрепился в современной системе образования, в которой занятия физической культурой проводятся три раза в школьную неделю.
Особо актуально на данный момент убеждение Ушинского о том, что обучение, должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, учитель должен «научить детей учиться». В период информационной и технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, задача Ушинского является как нельзя актуальной в современной системе образования. К.Д. Ушинский еще в XIX в. писал, что следует передавать ученикам не только те или другие познания, но и развивать у них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, ибо « обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения». Поэтому сегодня в школе часто применяется «система проектов», где ребенок сам на определенную тему, должен подготовить материал, преобразуя его в презентации или другие формы представления информации.
В качестве эффективного метода обучения и усвоения знаний, а также выработки своих собственных суждений, Ушинский рассматривал беседу. В своих работах он большое внимание уделял теоретическому обоснованию беседы, практическому использованию ее, раскрытию педагогической эффективности этого метода. «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные, - писал К.Д. Ушинский, - мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени сократическим». Беседа, по его мнению, позволяет учителю на основе имевшихся у учеников представлений об изучаемых предметах, подводить их к самостоятельным выводам и таким путем активизировать их мышление, совершенствовать его, поднимать на одну ступень выше. Активизацию умственной деятельности учащихся в процессе беседы К.Д. Ушинский справедливо рассматривал необходимым условием сознательного и прочного усвоения знаний. Этот принцип Ушинского крепко внедрился в современные методические способы преподавания предметов. Так как, прежде всего у ученика должно вырабатываться собственной мнение, в современных уроках часто используются такие принципы проверки усвоения материала, как дебаты и дискуссии. Ведь, по мнению великого педагога, неумение хорошо выразить свои мысли – меньший недостаток, чем отсутствие собственных мыслей. Ушинский считал, что эффективность беседы в значительной степени зависит от характера вопросов, методики постановки их перед учащимися, от качества ответов. Он рекомендовал учителям ставить четкие, ясные и доступные для понимания вопросы. Эти рекомендации реализуются в такой системе проверки знаний, как фронтальный опрос.
В своей двухтомной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский особое внимание уделил психическим процессам, влияющим на мыслительные способности человека. Исходя из своих данных, одним из средств активизации и развития мышления учащихся К.Д. Ушинский считал логические методы и приемы обучения: аналитико-синтетический, метод систематизации и обобщения знаний, сравнения, которые сегодня используются широко в преподавании естественных наук и развитии младших школьников. Наибольшее значение среди всех мыслительных операций К.Д. Ушинский придавал сравнению как «основе всякого понимания и всякого мышления». Правильное обучение, по мнению Ушинского, успешно организует психическое развитие ребенка в нужном направлении, пробуждая и стимулируя его самостоятельность и активность. Исходя из особенностей мышления младших школьников, ученый ставил вопрос о необходимости при первоначальном обучении развивать у детей наблюдательность. Развитие наблюдательности над реальными явлениями и предметами способствует успешному развитию ребенка. Исходя и наблюдений за образовательными принципами европейских стран, Ушинский советовал учителям воспользоваться естественные стремлениями человека к наглядности для получения прекрасных результатов обучения. Так как ребенок мыслит формами, красками, звуками, то основными средствами для наглядного обучения, по мнению Ушинского, должны быть предметы в натуре, картины, модели, изображающие реальные предметы и явления. Например, для того чтобы учащиеся могли лучше понять и запомнить особенности одной картины, К.Д. Ушинский предлагал сравнить ее с другой, в которой было бы сгруппировано как можно больше противоположных признаков. Поэтому сегодня одним из самых современных методой обучения младших школьников являются уроки на природе, уроки с применением презентаций, опытов, карт и макетов.
Примечательно и то, что К.Д. Ушинский был противником формальных, догматических методов обучения, преподносящих знания в готовом виде и подавляющих самостоятельную мысль учащихся. Не зря сегодня в школьной практике реализуется система проблемного обучения, где, например, учащиеся пытаются самостоятельно определить тему урока.
Беспокоило Ушинского содержание образования, что собственно является актуальной проблемой и в современности. Великий педагог, считал, что школа не может стоять в стороне от развития науки. Но наука в прямом смысле слова не может быть изучаема в школе, здесь изучаются ее основы. Про содержание курса образовательных программ Ушинский писал: «…Невольно нападаешь на мысль, что давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших школах и наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только на рутине, и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым…». Прогрессивная мысль Ушинского может быть воспринята модераторами школьных программ и учебников сегодня.
Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Сейчас он сильно видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации.
И, наконец, несмотря на постоянное развитие новых современных технологий, Российская образовательная система не отходит от убеждения Ушинского, в том, что участие учителя, человеческой личности в процессе воспитания и обучения ребенка является необходимым условием. Ведь ребенок «воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности». Поэтому, возможно, следует признать, что позиция сторонников глобальной автоматизации обучения представляется бесперспективной крайностью в науке. Дистанционное образование, образование через глобальную сеть Интернета, через программу Skype, не достигнет таких высоких воспитательных и образовательных целей, которые возникают при прямом воздействии личности учителя на учащихся и воздействия учащихся между собой. Между тем, Ушинский, возвеличивая личность учителя в педагогическом процессе, указывал, о недопустимости навязывания интересов учителя учащимся, но необходимо пробуждать в них жажду собственных убеждений.
Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось в современной образовательной системе.