ДОКЛАД
на тему: «Роль практических и лабораторных работ в повышении качества знаний по биологии в условиях реализации ФГОС»
Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторных и практических работ. Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, т.е. от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям.
В ходе изучения биологии и химии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.
На уроках биологии и химии лабораторные и практические работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.
Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности.
Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. Например, при изучении тканей учитель вначале рассказывает, как надо рассматривать эпителиальную, соединительную, мышечную ткани, и только потом объявляет, какая группа с какой тканью будет работать, и раздает соответствующие препараты, а также инструктивные карты. На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде учителя. Индивидуальную работу лучше организовать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы, на которые ученик отвечает в ходе опыта или после него.
Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом самостоятельной работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:
- каковы цель и задачи лабораторной работы;
- какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;
- как нужно содержать в порядке рабочее место;
- каковы требования техники безопасности при проведении работы;
- как оформить результаты.
Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ (например, определение растений) рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них учитель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всем классом. Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.
Лабораторная работа – идеальный вариант для работы в группах в течение урока. Групповая работа является очень эффективной. Хотелось бы поделиться опытом организации групповой работы. Главные признаки групповой работы:
1) класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо различное) и выполняет его сообща;
3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет активно участвовать каждому члену группы.
Величина групп 3 – 4 человека в зависимости от размера класса. Состав группы не меняется на протяжении четверти, поэтому в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Группы организуются таким образом: учитель выбирает 3 – 4 сильных учеников (по числу организуемых групп), они в свою очередь выбирают по одному человеку, с кем бы они хотели работать всю четверть; выбранные в свою очередь определяют, кого они хотят видеть в своей группе и т.д.
Тема урока: «Химический состав клетки».
На перемене учитель с дежурными учениками готовит кабинет к работе: сдвигают столы по два, квадратом, в центре выставляют все необходимое оборудование, редкие реактивы, объекты и т.п. выставляют на отдельный стол. Раздают инструктивные карты, в которых содержится руководство по проведению работы, а также вопросы, позволяющие сделать вывод. Задания ребята выполняют в произвольном порядке, но к концу урока все должны закончить работу. За 10 минут до конца урока учитель вызывает по одному представителю от группы и просит рассказать о проведенных опытах (первая группа рассказывает об обнаружении белка, вторая – о крахмале и т.д.). Оценка выставляется всей группе.
Лабораторная работа: «Выявление органических веществ»
Цель работы: доказать, что в живых организмах содержатся различные органические вещества.
Обнаружение белка
Оборудование: стакан с водой, пшеничная мука, марля, водный раствор йода, пипетка.
Ход выполнения работы:
- заверните муку в марлю и опустите её в стакан с водой;
- промойте муку в воде и разверните марлю.
Что вы обнаружили?_______________________________________________________
Это органическое вещество – ________________________________________
- добавьте в стакан раствор йода;
- в стакан с чистой водой добавьте такое же количество водного раствора йода.
Сравните цвет растворов в разных стаканах. О чем свидетельствует такое окрашивание?_____________________________________________________
Сделайте вывод.
Обнаружение крахмала
Оборудование: клубень картофеля, водный раствор йода, пипетка.
Ход выполнения работы:
разрежьте клубень картофеля и капните на него немного водного раствора йода. Что произошло?_____________________________________________
Значит, в клубне картофеля содержится ______________________________
Сделайте вывод:
Обнаружение жиров
Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.
Ход выполнения работы:
- раздавите на листе бумаги семена подсолнечника. Что вы наблюдаете? _______________________________________________________________
Сделайте вывод:
Достоинства: ученики максимально активны и свободны на таких уроках, обучение носит поисковый характер, ребята в течение всего урока взаимодействуют друг с другом. Этот тип работы дает замечательные результаты, если учитель сумел заинтересовать ребят предложенной работой.
Недостатки: слабые ученики могут «выпадать» из учебного процесса, надеясь, что другие выполнят работу за них. Кроме того ребята могут отвлекаться от выполнения заданий на обсуждение посторонних тем.
Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике и рассказывал учитель. В отдельных случаях, когда нельзя самим проверить информацию, учащиеся могут верить учителю на слово. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся.
Лабораторно-практическая деятельность учащихся на уроках биологии
в свете современных технологий.
Применение виртуальных интерактивных лабораторных работ позволит не только проводить любые по сложности и доступности лабораторные работы, но и расширить их спектр. Выполненные в виде интерактивной мультипликации создаст у учащегося иллюзию реального исполнения заданий лабораторной работы. Полная свобода действий и возможность совершать ошибки поможет привить ученику исследовательские навыки и умение делать правильные выводы.
Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории биологии-химии.
Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает воспитательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школьников грамотное поведение в быту и природе, на производстве, позволяет изменить их отношение к химии и биологии.
Главное, что каждый, даже не очень успешно учившийся по предмету ученик, может использовать биологические и химические знания в повседневной жизни. И пусть мои ученики не станут все великими химиками, но зато они могут грамотно приготовить любой раствор, обнаружить фальсификацию некоторых пищевых продуктов.