МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа
Доклад
на тему:

Подготовила
классный руководитель
5 «А» класса
МБОУ Краснопоймская сош
Картошкина Лариса Павловна
май 2014г.
Роль воспитательных внеклассных мероприятий в адаптации
пятиклассников
Счастье мыслящего человека состоит
не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,
а в том, чтобы вносить как можно больше света
и теплоты в существование всех окружающих людей.
Д.И.Писарев
Замысел и концептуальные подходы
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни выработать самим.
Основные этапы адаптации пятиклассников
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.
На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без «не») и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности, формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.
Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества - класс. На совместном для всей параллели пятых классов мероприятии ребята создают автопортрет своего класса (кто - в коллективном рисунке, кто - в «живых картинах», кто - в устной презентации своего коллектива). Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление свое индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения. После презентации классов ребята отправляются участвовать в «Веселых стартах». Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляет чувство причастности к своему коллективу.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи адаптационного периода?
В пятых классах следует обратить внимание на:
- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;
- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
Задачи классного руководителя на начало учебного года:
Свою работу в адаптационный период я спланировала по основным направлениям:
Психолого- педагогическая диагностика учащихся
Помощь классного руководителя в организации учебного процесса
Создание классного самоуправления
Работа по созданию родительского коллектива
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе.
Психолого- педагогическая диагностика учащихся.
Диагностика – не панацея, а средство, которое
Может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д.Добсон
В течение 1 четверти были проведены:
1. Учащиеся
Анкета по выявлению уровня адаптации учащихся к школе
Изучение учебной мотивации и отношение к предметам
Методика удовлетворённости школьной жизнью
Диагностический тест «Способности школьника»
Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте.
Родители
Социальная диагностика
- социальный паспорт 5а класса
-образовательный уровень родителей
В начале учебного года провела анализ медосмотра медицинских карт учащихся и с учетом рекомендаций медиков рассадила детей в классе
Выявила тип семейного воспитания (модификация методики М.Егоровой) и сферу материального бытия подростков т.к. педагогу необходимо знать: каков образ жизни учащихся, каковы традиции обычаи семей класса, и проводить защиту интересов и прав ребёнка в так называемых трудных семьях.
Благоприятный тип семейного воспитания - 20 человек
Посредственный тип семейного воспитания – 4 человека
(негативные стороны воспитания родителей: жесткость методов наказания, холодные отношения с ребёнком, противоречивое отношение к школе у родителей, отсутствие взаимопомощи, нет регулярных обязанностей у ребёнка)
Посредственно неблагоприятный - нет
2. Помощь классного руководителя в организации учебного процесса
А) Ознакомила с учебными кабинетами в школе.
Б) Ознакомила пятиклассников с новыми учителями. Вклеила в дневники учебные предметы и преподавателей по этим предметам.
В) Заполнили с учащимися графу расписание уроков, факультативов, кружков на I четверть и расписание звонков.
Г) Провела работу по вовлечению детей в школьные секции, кружки, факультативы.
Все учащиеся класса посещают учреждения дополнительного образования.
Г) По мере необходимости рассказала учителям предметникам особенности учебной деятельности каждого ученика класса.
Д) Были проведены часы общения, направленные на формирование положительной дисциплины в школе «Изучаем устав школы», «Права и обязанности школьников», «Азбука общения».
Создание классного самоуправления и сплочения детского коллектива.
А) В классе был избраны рабочие органы самоуправления
Б) Все учащиеся класса имеют поручения в классе. Каждого ученик в классном коллективе выполняет свои функции, роль. Но над выполнением
этих поручений, мне, как классному руководителю, ещё необходимо
работать.
В) Была организована поездка в Музей занимательных наук
Г) Принимали активное участие во всех классных мероприятиях, всех конкурсах и спортивных соревнованиях и занимали призовые места.
Д) Проведены тематические классные часы: «Семья и семейные ценности», «Будьте милосердными», «Я выбираю здоровье», «Планета друзей», Дни именинников.
Е) Задания и игры для организации активного взаимодействия
Работа по созданию родительского коллектива
А) 01.09.2013 года было проведено родительское собрание, в ходе которого
* классный руководитель рассказала об особенностях адаптационного периода пятиклассников и дала рекомендации родителям
* был избран родительский комитет
* выступила школьный психолог по результатам адаптационного периода и рассказала об особенностях психологии пятиклассника
* классный руководитель ознакомила родителей с особенностями обучения в среднем звене и о психологическом климате в классе
Б) В течение I четверти классный руководитель с учебным сектором выставлял текущие оценки в дневник и проводил работу по проверке дневников родителями.
Создание комфортных условий пребывания в школе
Подводя итог вышесказанному - в общем, адаптационный период в 5А классе прошёл удовлетворительно.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Продолжить работу по охвату горячим питанием всех учащихся класса
Продолжить работу по вовлечению подростков в факультативы, кружки, секции
Спланировать и провести работу с отстающими (Бухарин Ю.)
Учителям-предметникам обратить внимание на учащихся, имеющих 1-2 – оценки «4» и «3»
Установить тесный контакт: ученик – учитель – родитель – классный руководитель.