Филиал №6 ФКП образовательного учреждения № 46
Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций
Подготовил Кошелев И.О.
Всякое настоящее
образование добывается
только путем
самообразования.
Н.А. Рубакин
Педагогический словарь:
« САМООБРАЗОВАНИЕ – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
- ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования России.
- Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу.
- Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания.
- Поэтому очень важно, чтобы преподаватель владел современными компетенциями в своей деятельности.
- Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста.
- Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность
к самообразованию , которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Мотивы самообразования
- необходимость поиска и анализа новой информации;
- желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;
- конкуренция;
- соответствие современным требованием;
- общественное мнение;
- интерес к делу.
Самообразование может иметь следующие направления:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое и психологическое (имидж,общение);
- методическое ( педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- эстетическое;
- в области ИКТ(информационно-компьютенрные технологии);
- в области формирования ЗОЖ, охрана здоровья;
- правовые.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;
- обзор в Интернете информации;
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения); проведение открытых занятий и их анализ;
- общение с коллегами в сетевых сообществах;
- участие в профессиональных конкурсах.
Методы самообразования
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования
- 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации .
Главное достоинство такой формы самообразования:
- возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя;
-возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения;
- время проведения – в учебный период;
- качество лекционного материала оставляет желать лучшего, т.к. нет изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
Формы организации самообразования
- 2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главное достоинство такой формы самообразования
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования;
- расширение возможности профессионального применения.
Недостатки:
- дороговизна обучения;
- нехватка у педагогов свободного времени.
Формы организации самообразования
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для
конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- платная основа
- документы о дистанционном обучении чаще всего не имеют юридической силы и не учитываются при прохождении очередной аттестации.
- Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
- Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
- И в личном плане самообразования преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
- Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.
Целью сетевого сообщества является:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация общения на профессиональные темы;
- обмен опытом;
- распространение успешных педагогических практик;
- Самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете.
- Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших «папках» и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность.
- Каждый преподаватель, вступив в сетевое сообщество , получает возможности для обмена опытом, общения с коллегами.
Формы организации самообразования
4. Сетевые педагогические сообщества.
Возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Преимущества:
- обмен опытом между учителями-практиками;
- методическая помощь персональная и адресная;
- доступ в удобное для педагога время.
Технология организации процесса самообразования
Результат самообразования
- Повышение качества преподавания дисциплины
- Разработанные методические пособия, статьи, учебники, программы
- Разработка новых форм, методов, приемов обучения
- Доклады, выступления
- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий
- Выработка методических рекомендаций
- Разработка и проведение открытых уроков
- Проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме
- Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью , каковой является профессия преподавателя.