СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций".»

Филиал №6 ФКП образовательного учреждения № 46 Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций   Подготовил Кошелев И.О.

Филиал №6 ФКП образовательного учреждения № 46

Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций

Подготовил Кошелев И.О.

Всякое настоящее  образование добывается  только путем  самообразования.   Н.А. Рубакин

Всякое настоящее

образование добывается

только путем

самообразования.

Н.А. Рубакин

Педагогический словарь:     « САМООБРАЗОВАНИЕ – это целенаправленная  познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Педагогический словарь:

« САМООБРАЗОВАНИЕ – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования России. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель владел современными компетенциями в своей деятельности.
  • ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования России.
  • Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу.
  • Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания.
  • Поэтому очень важно, чтобы преподаватель владел современными компетенциями в своей деятельности.
Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста.
  • Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность  к самообразованию , которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
  • Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность

к самообразованию , которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

 Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая: осуществляется добровольно; осуществляется сознательно; планируется, управляется и контролируется самим человеком; необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Мотивы самообразования   необходимость поиска и анализа новой информации; желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие; конкуренция; соответствие современным требованием; общественное мнение; интерес к делу.

Мотивы самообразования

  • необходимость поиска и анализа новой информации;
  • желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;
  • конкуренция;
  • соответствие современным требованием;
  • общественное мнение;
  • интерес к делу.
Самообразование может иметь следующие направления:   профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое и психологическое (имидж,общение);  методическое ( педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); эстетическое; в области ИКТ(информационно-компьютенрные технологии); в области формирования ЗОЖ, охрана здоровья; правовые.

Самообразование может иметь следующие направления:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое и психологическое (имидж,общение);
  • методическое ( педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • эстетическое;
  • в области ИКТ(информационно-компьютенрные технологии);
  • в области формирования ЗОЖ, охрана здоровья;
  • правовые.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:   знакомство с педагогической и методической литературой; обзор в Интернете информации; посещение семинаров,  конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;   систематическое прохождение курсов повышения квалификации;   освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);  проведение открытых занятий и их анализ;   общение с коллегами в сетевых сообществах; участие в профессиональных конкурсах.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • знакомство с педагогической и методической литературой;
  • обзор в Интернете информации;
  • посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  •   систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 
  • освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения); проведение открытых занятий и их анализ;
  •   общение с коллегами в сетевых сообществах;
  • участие в профессиональных конкурсах.
Методы самообразования

Методы самообразования

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования   1. Курсовая подготовка в  институтах повышения квалификации .  Главное достоинство такой формы самообразования:  - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя;  -возможность обмена опытом между коллегами.  Недостатки:  - эпизодичность прохождения;  - время проведения – в учебный период;  - качество лекционного материала оставляет желать лучшего, т.к. нет изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования

  • 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации .

Главное достоинство такой формы самообразования:

- возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя;

-возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

- эпизодичность прохождения;

- время проведения – в учебный период;

- качество лекционного материала оставляет желать лучшего, т.к. нет изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

Формы организации самообразования   2. Получение второго высшего образования или второй специальности.  Главное достоинство такой формы самообразования  - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования;  - расширение возможности профессионального применения.  Недостатки:  - дороговизна обучения;  - нехватка у педагогов свободного времени.

Формы организации самообразования

  • 2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования

- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования;

- расширение возможности профессионального применения.

Недостатки:

- дороговизна обучения;

- нехватка у педагогов свободного времени.

Формы организации самообразования  3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования:  - возможность пройти их в удобное для педагогов время;  - возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для  конкретного педагога вопросам. Недостатки:  - платная основа  - документы о дистанционном обучении чаще всего не имеют юридической силы и не учитываются при прохождении очередной аттестации.

Формы организации самообразования

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

- возможность пройти их в удобное для педагогов время;

- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для

конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

- платная основа

- документы о дистанционном обучении чаще всего не имеют юридической силы и не учитываются при прохождении очередной аттестации.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
  • Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
  • Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
  • И в личном плане самообразования преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.   Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.  Целью сетевого сообщества является: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация общения на профессиональные темы; обмен опытом; распространение успешных педагогических практик;

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

  • Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Целью сетевого сообщества является:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация общения на профессиональные темы;
  • обмен опытом;
  • распространение успешных педагогических практик;
Самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших «папках» и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность. Каждый преподаватель, вступив в  сетевое сообщество , получает возможности для обмена опытом, общения с коллегами.
  • Самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете.
  • Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших «папках» и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность.
  • Каждый преподаватель, вступив в  сетевое сообщество , получает возможности для обмена опытом, общения с коллегами.
Формы организации самообразования 4. Сетевые педагогические сообщества. Возможности: - использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; - освоение информационных концепций, знаний и навыков; - самостоятельное создание сетевого учебного содержания; - наблюдение за деятельностью участников сообщества. Преимущества: обмен опытом между учителями-практиками; методическая помощь персональная и адресная; доступ в удобное для педагога время.

Формы организации самообразования

4. Сетевые педагогические сообщества.

Возможности:

- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

- освоение информационных концепций, знаний и навыков;

- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

- наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Преимущества:

  • обмен опытом между учителями-практиками;
  • методическая помощь персональная и адресная;
  • доступ в удобное для педагога время.
Технология организации процесса самообразования

Технология организации процесса самообразования

Результат самообразования   Повышение качества преподавания дисциплины Разработанные методические пособия, статьи, учебники, программы Разработка новых форм, методов, приемов обучения Доклады, выступления Разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий Выработка методических рекомендаций Разработка и проведение открытых уроков Проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме

Результат самообразования

  • Повышение качества преподавания дисциплины
  • Разработанные методические пособия, статьи, учебники, программы
  • Разработка новых форм, методов, приемов обучения
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий
  • Выработка методических рекомендаций
  • Разработка и проведение открытых уроков
  • Проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью , каковой является профессия преподавателя.
  • Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью , каковой является профессия преподавателя.