СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Сенсорное воспитание дошкольников младшего и среднего возраста посредством дидактических игр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе размещены дидактические игры по сенсорному воспитанию"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Сенсорное воспитание дошкольников младшего и среднего возраста посредством дидактических игр"»

Көкшетау қаласы әкімдігінің жанындағы №2 «Жұлдыз балабақшасы» МКҚК

ГККП «Детский сад № 2 «Жулдыз» при акимате города Кокшетау













Доклад на тему:

«Сенсорное воспитание детей младшего и среднего возраста посредством дидактических игр»









Из опыта работы воспитателя Белицкой Н.В.















город Кокшетау

2018 жыл







Тема «Сенсорное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»





Из опыта работы воспитателя ГККП Детский сад №2 «Жулдыз» при акимате города Кокшетау Белицкой Н.В.

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен, для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и величины у детей.

Цель моей работы: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.

Перед собой я поставила следующие задачи:

– развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание через дидактическую игру;

-создание определенной развивающей среды;

-подбор интересных игр и пособий;

-создание единого развивающего, воспитательного пространства для малышей;

- взаимодействие педагога и родителей.















Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Также такие игры дают ребёнку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье. Играя с ребенком, вы разовьете у него память, логику, речь, наблюдательность, мелкую моторику. Кроме всего выше перечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

Время реализации педагогической идеи:

3 года (2015- 2018 г.)

Используемые в работе технологии реализации: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно- оринтировочные, ТРИЗ, Монтессори.

Игровые педагогические технологии: технология развивающихся игр Б.П.Никитина, В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты», «Блоки Дьюнеша», «Палочки Кюизенера», методика раннего обучения счету и чтению Н.Зайцева.

В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и по­собия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А ес­ли взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано. С помо­щью этих пособий и тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представ­ление о форме, цвете, количестве.

Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зри­тельного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Сегодня я хочу представить вашему вниманию некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Данные пособия многофункциональны и могут использоваться в реализации пяти образовательных областей.

Основные этапы работы с дид. пособием или игрой:

1.первичное ознакомление с пособием или дид. игрой;

2. совместное изучение (взрослый- ребенок);

3.самостоятельная работа ребенка с пособием или игрой;

4. совместная деятельность нескольких детей.

 Сенсорная стена

Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:

Сенсорные куклы.

Сухой дождь.

Геометрические кубы.

Сенсорные домики.

Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.

Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.

Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.

Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

Тактильные ладошки

Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 3до 6 - 7 лет.

Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка; 
- развитие тонкой пальцевой моторики; 
- развитие внимания, наблюдательности, памяти; 
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи; 
- развитие пространственных представлений; 
- развитие математических представлений и счетных умений; 
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. 
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие

будет являться стимулятором развития сенсомоторики.

Дидактическое пособие- игра «Ежи и мышата»

Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.









Задание:

Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.

На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.

Найди маму мышонку.

Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.

 Дидактическое пособие «Рыбки» (вязаные)

1. «Рыбки ходят в гости».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих доми­ках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном до­мике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указыва­ет на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут... красные рыбки. (И т. д.). Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в крас­ный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый до­мик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ре­бенку в разнообразных комбинациях.). В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, ску­чают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенно­го цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадо­вались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок рас­кладывает рыбок других цветов.)

2. «Рыбки потерялись».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять.
Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог переме­шивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали. А домики-кармашки с мамами найти не могут. Опечали­лись рыбки-малыши, заплакали. Давай найдем их мам. (Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Крас­ный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси
малыша в его домик к маме. (И т. д.)



 









 Дидактическое пособие Сенсорный паровозик включает в себя ряд упражнений и заданий на мелкую моторику, количественный счет, закрепление величин, формы, размера и цвета. Здесь имеются задания на выполнение шнуровки, сбор урожая в корзинку (нанизывание яблок и груш на ниточку), наряди елочку, собери пирамидку. Также имеются упражнение на развитие речи -дид.игра «Назови детенышей» в виде пазлов и многие другие.

Дидактическое пособие Сенсорная «книжка- малышка», также включает ряд упражнений и заданий на мелкую моторику, количественный счет, закрепление величин, формы, размера и цвета. Здесь имеются задания на выполнение шнуровки, укрась дерево листиками, укрась полянку цветочками, наряди елочку, собери пирамидку и т.п.

Также широко используются разнообразные игры-поручения, игры с прятаньем и поиском «Сенсорный автобус», «Сенсорный домик, «Сенсорный кубик». Дидактические игры «Времена года», «Овощи и фрукты», «Животные» и т.д. Игры, способствующие восприятию формы, величины и размера, цветового и зрительного восприятия. Такие как, «Геометрическое лото», «Найди предмет, похожий на данную фигуру». Игры с загадыванием и отгадыванием: «Волшебный мешочек», «Волшебная коробочка». Сюжетно- ролевые игры, разнообразные игры с прищепками «Добавь солнышку лучики, «Добавь ежику иголочки», «Добавь тучке капельки». Интересные игры для развития осязания: «Разноцветные рукавички», «Сенсорные мешочки», «Цветочная полянка», «Собери фрукты», «Куб сенсорики» и многие другие.

В результате проведенной работы у детей наблюдалась:

-положительная динамика уровня развития мелкой моторики

-сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах

-сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку

-улучшились показатели внимания, логического мышления, памяти, речи

Вывод:

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают многие образовательные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля над ходом сенсорного воспитания.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе);

2. Изучить применение новых игровых технологий по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста

3.Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

4. Изучить новинки методической литературы

5. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, творческие мастерские, организации совместных мероприятий, развлечений.