СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого- педагогического сопровождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Система поддержки педагогов"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого- педагогического сопровождения"»

Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную

практику, как компонент целостного

психолого- педагогического сопровождения.

Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования и изменяющейся России выступает инклюзивное образование. Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Инклюзивное (включающее) образование даёт возможность всем в полном объёме участвовать в жизни коллектива школы. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое стимулирует и поддерживает не только учеников, но и собственных сотрудников. Здесь развивается сообщество, которое поддерживает и высоко ценит достижения каждого члена.

Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого- педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей. (Слайд 2)Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого- педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все — отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т. д. Но, одной из основных характеристик педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов.

У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление, которое может иметь следующие известные причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы.

Если перевести на простой язык, то это основные страхи — страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки. Таким образом, (Слайд 3)определяются две содержательные линии необходимой профессиональной поддержки педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образовательном учреждении:

1. Развитие психолого- педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т. д.).

2. Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и внеучебных мероприятий с детьми, родителями).

Можно отметить, что система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого- педагогического сопровождения должна ориентироваться на следующие принципы: (Слайд 4)

1. Принцип потенциала. Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.

2. Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда. И важным моментом здесь становиться, чтобы цели профессиональной деятельности формулировал сам педагог.

3. Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности.

Можно выделить следующие компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику: (Слайд 5,6)

Организационная поддержка. Создание четких организационных условий, периодичность организационных процедур создает временные и пространственные границы взаимодействия, оказывает помощь в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики.

Основными задачами организационных мероприятий по отношению к педагогу являются:

1. Постановка целей в SMART формате. ( Цель деятельности должна быть конкретной, измеримой, достижимой, согласованной и на определенное время)

2. Распределение зон ответственности специалистов, введение правил и системы взаимодействия специалистов и педагога по реализации ИОП ребенка.

3. Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач.

(Слайд 7)Методическая поддержка: включение в профессиональное сообщество педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях

Основными задачами методической поддержки являются:

• повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности в области инклюзивного образования,

• овладение современными педагогическими технологиями,

• обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики.

(Слайд 8) Формы методической поддержки:

1. Включение педагогов в проектные семинары на базе образовательного учреждения с участием консультантов по инклюзивной практике.

2. Включение педагогов в проблемные семинары по вопросам инклюзивной практики.

3. Включение педагогов в программы повышения квалификации

4. Реализация интерактивных форм взаимодействия с методистами, педагогами, посещение информационных пространств педагогов реализующих инклюзивную практику.

5. Посещение занятий специалистов и уроков коллег.

6. Обучающие и информирующие консультации со специалистами по результатам проведения мониторинга, диагностики.

7. Консультации по реализации ИОП ребенка.

8. Оформление методических рекомендаций по результатам педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство.

(Слайд 9) Психологическая поддержка педагогов. В первую очередь, такая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии

Основные задачи психологической поддержки:

1. определение и использование личностных ресурсов,

2. постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей,

3. преодоление сложившихся стереотипов,

4. обучение навыкам эффективного взаимодействия

5. тайм-менеджмент

6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сгорания».

Соответствующие эффективные формы:

1. консультация, коучинг

2. экспертная оценка

3. супервизия педагогических ситуаций

4. тренинг коммуникативных навыков

5. фокус-группа

(Слайд 10) Приоритетные направления деятельности специалистов психолого- педагогического сопровождения в помощи педагогам, включенным в инклюзивные процесс.


Субъект

Фокус внимания


Руководитель

социально-психологической службы


• удержание приоритетных целей реализации инклюзивной

• обеспечение нормативно- правового регулирования инклюзивной практики

• профессиональные границы компетентности специалистов и педагогов

• планирование необходимых мероприятий по реализации целей инклюзивного процесса

Педагог- психолог


• информирование педагогов о результатах психологической диагностики,

• составление совместного плана работы, определение задач

и разграничение обязанностей,

• Проведение совместных уроков и внеурочных мероприятий

Логопед


• Обсуждение результатов логопедической диагностики,

• Методические рекомендации о методах и приемах, которые может применять учитель на уроке,

• Проведение уроков в диаде «учитель- логопед»

Дефектолог


• Планирование уроков в диаде «учитель- дефектолог»,

• Методические рекомендации педагогу по методам и приемам, которые можно применять на уроке, обсуждение результатов.

Методист


• информирование о системе повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования,

• построение плана повышения квалификации

• включение в профессиональное сообщество педагогов, реализующих инклюзивную практику

Тьютор


• Распределение функциональных ролей в отношении субъектов инклюзивной практики в урочной и внеурочной деятельности,

• выработка программы совместной работы в урочной и внеурочной деятельности


Обозначим в целом (Слайд 11) основные мероприятия, направленные на организационную, методическую и психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику, которые в обязательном порядке должны включаться в структуру целостного сопровождения педагогов со стороны других специалистов образовательного учреждения:

1. Проектные семинары, посвященные вопросам проектирования моделирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации ИОП в образовательном процессе.

2. Вопросы проведения психолого-медико-педагогического консультирования, в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога- психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.

3. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах инклюзивного процесса, методах педагогической диагностики, целях и задачах психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

4. Консультирование педагогов по результатам диагностики специалистов и результатам мониторинга социальных отношений в классе, определение педагогических задач деятельности педагога, консультирование об особенностях индивидуального стиля педагогической деятельности на материалах мониторинга и анализа стиля педагогического взаимодействия на уроке.

5. Проведение уроков в диаде «педагог- дефектолог», «педагог- логопед», «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и результатов совместного проведения уроков.

6. Консультирование по методическим вопросам в очной и дистанционной форме: организация урочных и внеурочных мероприятий, содержание уроков, применение методов и приемов коррекционной педагогики для достижения наилучшего образовательного результата.


Спасибо за внимание!