Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комплексный реабилитационно - образовательный центр для детей с нарушениями слуха и зрения» г. Владикавказа
Доклад
на тему:
«Система работы по развитию восприятия устной речи у глухих школьников»
Выполнила:
Токаева Надежда Константиновна
г. Владикавказ
2020 год
Система работы по развитию восприятия устной речи у глухих школьников.
Полноценное владение ребенком устной речью предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Слуховое восприятие устной речи, которое развивается в условиях специально организованного обучения, создает новую полисенсорную основу для формирования развития и коррекции речи глухих школьников. Одним из условий формирования устной речи является развитие речевого слуха, который развивается в процессе целенаправленного обучения и воспитания. У многих глухих имеется слуховой резерв, являющийся основой для становления речевого слуха и выявляющийся в процессе обучения с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Этот резерв зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня словесной речи.
Интенсивное развитие остаточного слуха глухих, на базе которого создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуется навык речевого общения, является основной задачей работы по формированию речевого слуха.
При этом необходимо обогащать представление глухих и о неречевых звуках, что помогает им ориентироваться в окружающем мире.
Главным условием развития речевого слуха является создание слухо-речевой среды, которое предусматривает постоянное восприятие глухими школьниками речи окружающих с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
В условиях слухо-речевой среды основу формирования устной речи, наряду со зрительным восприятием и кинестетическими ощущениями, составляют и слуховые впечатления, формирующиеся в процессе специальной работы, что способствует созданию единой системы слухо-кинестетических связей, влияющих на формирование устной речи.
Развивающаяся у неслышащего школьника в процессе специального обучения слухоречевая система основывается и на основном функционировании как вновь создаваемой слуховой системы, так и на семантической интерпритации поступающей речевой информации. При этом совершенствуется функциональная взаимосвязь между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражениями, возникающими при восприятии и воспроизведении глухими слов.
В процессе длительной слуховой тренировки формирующиеся образы слов становятся все более четкими, дифференцированными, в большей степени соответствующими предлагаемому образу, что способствует лучшему пониманию речевой информации.
Успех в восприятии глухими школьниками слов на слух в первую очередь зависит от уровня владения ими устной речью, предшествующего речевого опыта, способностями к моделированию высказывания по отдельным опознавательным признакам.
Выделяются два плана в формировании речевого слуха глухих школьников, которое происходит в результате длительной слуховой тренировки.
На первом этапе глухие школьники учатся с помощью звукоусиливающей аппаратуры дифференцированно воспринимать звуковой сигнал, выделяя в нем длительность и интенсивность, так как на данном этапе глухой ученик еще не может этого делать самостоятельно.
На втором этапе глухие школьники с помощьюзвукоусиливающей аппаратуры учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. И под влиянием обучения при восприятии слов на слух начинают образовываться своеобразные связи между слуховыми, зрительными, кинестетическими раздражениями.
Глухой школьник учится выделять в воспринимаемом на слух слове отдельные элементы, которые в процессе слуховой тренировки распознаются в слуховых условиях: при различении и опознавании речевого материала на слух, а так же при восприятии рядя слов, предлагаемых на слух впервые.
При правильно организованной работе по развитию слухового восприятия у глухих школьников появляются общие закономерности восприятия речи: речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно-вибрационных и слуховых ощущений.
Восприятие речи основывается не столько на ее фонетических свойствах, но и на включении в процессе распознавания и догадки. Происходит неразрывная связь развивающегося слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, с развитием всей познавательной деятельности глухого школьника, чем приближается процесс формирования устной речи глухого к естественному пути.
По содержанию и методам работы процесс развития речевого слуха у глухих школьников можно разделить на три периода:
-первоначальный период, на котором создается база для развития речевого слуха у глухих учащихся,определяется речевой резерв;
-основной период, характеризующийся интенсивным развитием слухового восприятия, формированием навыка восприятия речи на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия при формировании устной речи у глухих школьников. В тот период оказывается возможным в определенной степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие;
-третий период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом – продолжается работа по развитию слухового восприятия, что позволяет глухим школьникам более активно включаться в речевое
общение.
В процессе дифференцированного обучения устной речи при использовании специальных методик целенаправленно соединяются в единую педагогическую систему работа по формированию навыков слухо-зрительного и речевого восприятия устной речи, ее произносительной стороны и обучение учащихся самостоятельному моделированию высказываний. Дети учатся различать и опознавать на слух речевой материал, включающий слова, словосочетания и фразы, а также небольшие тексты диалогического и монологического характера. У них развиваются умения правильно выполнять восприятие слухозрительно и на слух задания, грамотно оформлять свои высказывания, соотносить воспринятый речевой материал с действиями, предметом или картиной.
Благодаря наполнению речевого материала, опознаваемого на слух, у глухих школьников на базе развивающегося слухового восприятия создаются четкие, дифференцированные образы слов, позволяющие значительно расширить, сенсорную основу формирования устной речи. В таких условиях у глухих школьников создается своеобразный механизм восприятия речи, основу которого составляют не только сохраненные анализаторы, но и развивающийся слуховой анализатор. Успех в развитии речевого слуха обеспечивается активным функционированием вновь создаваемой способности выделения различных признаков в воспринимаемом на слух слове, а так же умением моделировать целостное высказывание.
Список использованной литературы:
Бельтюков В.И. К проблеме восприятия устной речи./ Вопросы психологии, № 4, 1971г./
Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении учащихся и глухонемых произношению./М.: АН РСФСР, 1960г./
Боскис Р.М. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора. / М.: АПН РСФСР, 1953г./
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. / М.:Просвещение, 1961г./
Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. / Под редакцией Власовой Т.А. - М.: Просвещение, 1983г./
Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.М., Темкина И. Развитие восприятия речи на слух у глухих. / Дефектология, 1963г., № 3, стр.3.
/Маноянко Т.А. Совершенствование работы по развитию слухового восприятия и обучению глухих детей устной речи. / Дефектология, 1991г., № 5 , стр. 56-60
/Назарова А.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. / Владас, М.: 2001г./
Рау Ф.Ф Методика обучения глухих устной речи. /М.: Просвещение, 1996г./
Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. / М.: Педагогика, 1981г./