СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход в обучении биологии» Бийболатова Зумарият Абдулагатовна, учитель биологии МБОУ «Гимназия»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход в обучении биологии» Бийболатова Зумарият Абдулагатовна, учитель биологии МБОУ «Гимназия»»

Доклад на тему:

«Системно-деятельностный подход в обучении биологии»

Бийболатова Зумарият Абдулагатовна, учитель биологии МБОУ «Гимназия»

Мы живём в сложное, но интересное время – на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?».

При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. У кого-то есть приусадебные хозяйства и поэтому многие вопросы биологии растений им хорошо знакомы, интересны и полезны?

  • Зачем окучивают картофель?

  • Зачем проводят пасынкование, пикировку?

  • Почему нужно убирать ботву?

У многих есть домашние животные и им будут интересны вопросы об их поведении, инстинктах.

А все, что касается самого человека непосредственно всегда вызывает неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов.

  • Почему хорошая хозяйка яйца в холодильнике хранит немытыми, а перед использованием все же моет?

  • Почему «в темноте все кошки серы»?

  • Чем отличаются группы крови?

  • Какими признаками будет обладать ребенок?

Большинство из этих вопросов учитель вообще не формулирует, они возникают у самого ученика, а то что интересно ученику, будет хорошо изучено.

Результаты своей деятельности учащиеся отражают в листах индивидуальных достижений.

Технология разноуровневого обучения. Данное обучение  осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. 
Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С пятого класса начинаю работу по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА , составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ, на работу с рисунком, то есть полностью соответствовали КИМам . 

Использую дифференцированное домашнее задание, которое состоит из инвариантной и вариативной части, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Предлагаю приготовить сообщения, рисунки, гербарии, фотографии, презентации, составить кроссворд, используя материал учебника. 

Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.

  1. Спасет ли селекция мир от продовольственной проблемы?

  2. Почему возникает аллергия?

  3. Нужно ли делать прививки?

  4. Плохое зрение – приговор?

  5. Зачем нужны дождевые черви?

  6. Наследственные признаки моей семьи.

  7. Можно ли победить микроорганизмы?

  8. Есть ли будущее у человека, как биосоциального вида?

  9. Сколько в еде пищи?

  10. Зимой фрукты свежие?

  11. Покормите птиц зимой.

  12. Значение комнатных растений.

Исследовательский метод. Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе  «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству.

Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников пятых, шестых классов часто предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян фасоли, наблюдения за ростом корня и др. Учащиеся должны представить результаты выполнения лабораторной работы по данной теме, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои исследования.

Компьютерные технологии. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий. Это направление в педагогической деятельности, требующее информационной компетентности и особой подготовки – эта технология близка и понятна детям. Процесс изучения биологии становится интереснее для учащихся, поэтому стараюсь идти в ногу с потребностями детей…

Электронные образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное, у меня, как у учителя появилась обширная база данных, которую можно использовать в работе. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.

Позвольте закончить мне своё выступление известным анекдотическим диалогом, слегка перефразированный и как нельзя, кстати, подходящий к теме нашего разговора. «Умеете ли Вы играть на флейте?» - спрашивает один приятель другого. «Не знаю, не пробовал», - слышит он в ответ. Действительно, научиться играть на флейте можно, только играя на ней. Точно также научиться основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в процессе обучения.