СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Содержание образовательной деятельности по воспитанию детей дошкольного возраста посредством приобщения к литературному наследию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Содержание образовательной деятельности по воспитанию детей дошкольного возраста посредством приобщения к литературному наследию»»

Основными направлениями образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к литературному наследию являются:

  • занятие: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении;

  • развивающая предметно-пространственная среда, оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры и др.);

  • совместная деятельность детей продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, творческая деятельность;

  • взаимодействие с родителями, предполагающее единство содержания воспитания детей посредством приобщения к литературному наследию.

В практике работы дошкольных образовательных организаций используют следующие формы работы с детьми:

1. Традиционные:

  • традиция ежедневного чтения;

  • оформление книжного уголка в группе;

  • оформление тематических выставок и выставок, посвящённых творчеству поэтов и писателей;

  • создание и функционирование «Книжкиной больницы»;

  • просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям;

  • сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора;

  • театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры-драматизации);

  • конкурсы чтецов на уровне ДОС, муниципального/городского округа, конкурсы детского творчества на уровне ДОС, муниципального/городского округа; занятия по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.

2. Нетрадиционные:

  • презентации (знакомство с творчеством писателей и поэтов, образами литературных героев и др.;

  • выставка-иллюстрация (выставка с рисунками читателей, которые могут быть: по определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге). Ее отличие от выставки-витрины в том, что рядом рисунками размещаются цитаты из книг, к которым сделаны иллюстрации стихи (если выставка тематическая);

  • выставка-викторина (вместе с литературой и оформлением готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки; вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, та и отдельно к каждому разделу);

  • создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями.

Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами;

  • неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.);

  • осуществление совместной проектной деятельности;

  • макеты по произведениям;

  • вечера загадок, сказок;

  • литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям;

  • мероприятия, организованные в библиотеке ДОС);

  • мероприятия, организованные в городской (районной) детской библиотеке;

  • создание в группе мини-музея книги;

  • участие в акции «Читаем детям о войне»;

  • флешмоб (массовое чтение на определенную тему, одного жанра, автора).

В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой используются следующие виды чтения:

- тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным им взятым из детской жизни; знакомятся с историей возникновения книг разными жанрами художественных произведений);

- теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся доступными им теоретическими понятиями (не называя терминов), необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

- аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого понимания его смысла и художественных особенностей);

- творческое (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников).

В процессе организации тематического чтения педагог решает задачу на закрепление умения слушать литературные произведения, умения правильно общаться с ней. Тематические чтения способствуют формированию у детей представления о том, как создается книга; дети знакомятся с понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги». Дети знакомятся с разными жанрами художественных произведений: поэтическими произведениями, в которых изображается красота природы, при этом детям предлагаются стихи разных авторов и предлагается сравнить, как поэты, каждый по-своему, описывают красоту природы, сказками (авторские, народные), прозаическими текстами (повести, рассказы).

На основе полученных представлений о том, как создается книга, дети знакомятся с составными частями книги: обложка, страницы, корешок, переплет.

При организации теоретического и аналитического чтения на доступном для детей уровне, их знакомят с такими понятиями (не называя термины) как сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим). Это способствует образному видению мира, развитию художественных представлений о нем, делает язык человека богаче, ярче, образнее. При знакомстве с художественными произведениями дети учатся выделять сравнение, как художественный прием.

Начиная со старшего дошкольного возраста, педагог знакомит с художественными особенностями сказки как фольклорного жанра устного народного творчества. Именно через сказку он знакомит детей с нравственными и духовными ценностями русского народа, поясняет содержание таких понятий как добро и зло, милосердие и жестокость, сострадание и безразличие, храбрость и трусость, трудолюбие и лень и т.д.

Расширяя представления детей о фольклорных жанрах, их знакомят с былинами, пестушками, колыбельными, загадками, поговорками, пословицами, считалками и др. Все эти жанры художественных произведений развивают творческое чтение. Организация творческого чтения происходит в процессе игр, наблюдений в природе, решении проблемно-поисковых задач и др. Играя, наблюдая, ребенок обращается дождю, радуге, солнцу и при этом использует потешки, заклички, песни и др.

При организации творческого чтения для развития образного мышления детей, их творческого развития предлагаются задания: дописать либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку, предлагается мысленно нарисовать картинки к загадкам. Также детям можно предложить следующие творческие задания:

- нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению;

- составить рассказ по заданной ситуации с определенным начало или концом, определенной системой образов (темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям);

придумать игру с подбором рифм к названым словам;

- драматизация произведений и др.

Все творческие задания предлагаются детям после чтения литературного произведения и беседы. Цель такой беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идей, осознание средств художественной выразительности. При этом сама беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую, нравственную сущность прочитанного.

Целенаправленное чтение литературных произведений доводит до сознания детей все богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают использовать его в словесном творчестве.

Результативность воспитания детей посредством приобщения литературному наследию зависит от методов и приемов, используемых педагогом. Выбор методов и приемов, согласно Федеральной образовательной программы дошкольного образования, педагог имеет право осуществлять самостоятельно в зависимости от цели и содержания предстоящего занятия, исходя из оснащенности педагогического процесса. Чаще всего педагоги используют следующие методы и приемы.

Наглядный метод:

Приемы показ иллюстраций, картинок, игрушек; элементы инсценировки; движение пальцами, руками; схемы, алгоритмы; просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов; оформление выставок.

Словесный метод:

Приемы - чтение произведений по книге или наизусть; чтение продолжением; рассказывание; словесное рисование; вопросы к детям по содержанию произведений; пересказ произведения; заучивание наизусть; выразительное чтение; беседа по произведению, о книге, после чтения; прослушивание аудиозаписей.

Практический (включая игровой) метод:

Приемы - графическое рисование; составление картинного плана текста, модельного плана; рассказывание по ролям, рассказывание от лица героя; инсценирование, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры; использование разных видов театра; игровая деятельность.

Использование данных методов и приёмов позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.

Методика работы с книгой. Концепция восприятия книги ребенка от 3 до 5 лет: книга — источник наглядно-образных впечатлений, словаря и речи, организатор игр, досуга и занятий (литературное занятие — 1 раз неделю)

Цель общения с книгой: формирование интереса к книге (интерес — это встреча потребности с объектом); развитие воображения, памяти, мышления, речи.

Круг чтения: произведений, сборники разного формата и наполнения. Классика детской литературы для дошкольников, где преобладает фольклор и поэзия.

Читательская деятельность детей:

  • слушание (3-7 минут);

  • выполнение живых картин: озвучивание ролей, повторение песенок героев;

  • рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги;

  • раскрашивание картинок в книгах-альбомах;

  • запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк;

  • чтение книг - самоделок, изготовленных взрослыми.

Литературные занятия (15-20 минут).

  1. этап: работа с книгой до чтения. Ознакомительное рассматривание обложки что видите, кого видите; пограничное рассматривание предвосхищаем содержание по картинкам.

  2. этап: выразительно чтение текста воспитателем. Активное общение с детской аудиторией.

З этап: работа после чтения: перечитывание, озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк.

Концепция восприятия книги ребенком от 5 до 7 лет: книга — источник образов мира, источник знаний в виде представлений, средство саморазвития.

Цель общения с книгой: воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного восприятия книги.

Круг чтения: состоит из художественной и познавательной литературы разных объемов и жанров, произведений отечественной и зарубежной литературы прошлого и настоящего, художественной азбуки, энциклопедии, учебных книг. 5 миров: мир детства, мир взрослых, мир природы, мир человеческих отношений, мир фантастический.

Читательская деятельность детей:

  • слушание (5-15 минут); описание иллюстраций;

  • чтение книги по картинке и по памяти;

  • инсценирование сюжетов, эпизодов;

  • драматизация или ролевой пересказ;

  • беседы о прочитанном по всем компонентам содержания (компонент тема, проблема (какие вопросы решают герои), образы, сюжет, композиция (с чего начинается, главный эпизод, чем заканчивается), жанры, язык (какие слова создали настроение, трудные слова, главные слова), идея (чему учит сказка, какой совет дадим герою);

  • фантазирование — сочинительство;

  • заучивание наизусть доступных произведений;

  • изготовление книг-самоделок;

  • «разговор» с книгой, ее авторами, героями (ребенок, оставшись с книгой один на один задает 2 вопроса: «Книга, я тебя знаю или нет?», «О чем ты мне хочешь рассказать?»).

Правила рассматривания книги.

  1. Изучаем обложку, запоминаем книгу «в лицо» (чтобы запомнить книгу, сопоставляем З ориентира), предполагаем тему чтения.

  2. Считывание информации с вводных листов книги самим воспитателем.

З. Постраничное рассматривание книги, догадываемся о содержании по иллюстрациям и заголовкам.

4. Решаем, что знакомое, понятное, а что новое, неизвестное. Ищем повод для чтения.

Использование художественной литературы в совместной

деятельности



Приобщение к литературному наследию детей дошкольного возраста не может ограничится только занятиями. В распорядок дня детей группы включено ежедневное чтение художественных произведений вне занятий по 15-20 минут (в зависимости от возрастных особенностей детей). Это утренние часы, время перед сном (дети могут находиться в постелях), после сна, чтение в вечерние часы. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста; воспитания нравственного и эстетического отношения к произведению, художественного вкуса; умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов.

Чтение книги проходит в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Дети, которые выражают нежелание в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.

Цель организации чтения художественных произведений в совместной деятельности воспитателя и детей обуславливается ситуацией: создание необходимого эмоционального фона перед/после какого-либо вида деятельности; восполнение знаний ребенка после болезни; смена эмоционального состояния ребенка; воспитание необходимых качеств и др.

В часы досуга может использоваться чтение с продолжением; обсуждение литературных героев в их разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли и т.п.); воспитание вежливости, доброты, формирование навыков правильного поведения с опорой на примеры из уже известных детям литературных произведений.

Любое чтение должно сопровождается беседами. Дети будут слушать запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Старший дошкольник самостоятельно переходит к хорошим поступкам, при этом вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал. Позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно, с пониманием.