Доклад на тему: «Современные проблемы физического воспитания детей в сельской школе»
Введение
Сельская малокомплектная школа является весьма специфическим явлением на образовательной карте России. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но школа, будь то она полнокровно сельская, городская или школа-гигант, решает одни и те же учебное - воспитательные задачи, разве что учителя вынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективному результату. Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Применение разнообразных способов и методов ведения уроков в малокомплектной школе очень важно. Урок является основной формой организации учебного процесса в современной школе. Он представляет собой более или менее законченный отрезок.1
Так как в школе может быть различный возраст учеников, их малое количество задача учителя состоит в том, чтобы найти подход ко всем детям на уроке, даже если у них различный возраст. Из-за плохой материальной базы учителю приходится применять различные методы ведения уроков, чтобы выдать весь материал, предусмотренный государственным стандартом.
По данной теме печатается большое количество разнообразных путей выхода из данной ситуации. Предлагаются самые разнообразные пути выхода. Рассмотрем организационно-методические особенности уроков физкультуры в малокомплектной школе, которые в последствии могут стать одним из путей решения этой проблемы.
Современные проблемы физического воспитания детей в сельской малокомплектной школе
В России до сих пор много малокомплектных и малочисленных школ около 3000.. Они зачастую учатся в классах-комплектах в одном помещении с одним учителем. У малокомплектной школы есть свои преимущества, которые заключаются в возможности организации тесного взаимодействия в образовательном процессе семьи, школы, в необходимости использовать нетрадиционные подходы, методы, формы и приемы обучения и воспитания.
В наше время заботы всех педагогов, в том числе и учителей малокомплектных школ, направлены на качество обученности детей, на усвоение ими стандарта начального образования. Для сельского учителя эта забота двойная, так как степень готовности ребенка к школе зачастую оставляет желать лучшего, да и в процессе обучения, кроме учителя, ребенку практически никто не помогает. Коллектив учащихся в сельской школе обычно представляет собой небольшую по численности разновозрастную группу. Это обстоятельство диктует специфику построения взаимоотношений между детьми. Здесь складываются отношения по принципу «старший - младший». Это поддерживается и самим учителем: одновременная работа на уроке с двумя-тремя классами подсказывает ему обращение к старшим ученикам как к помощникам. Учителя малокомплектных школ, как правило, бывают, довольны своими учениками и не высказывают особых опасений по поводу недостатка общения детей друг с другом. Соответственно, рисуется относительно благополучная картина развития обучающихся в сельских малокомплектных школах. Работа учителя в сельской школе сложна и многогранна, она во многом зависит от его профессионализма, эрудиции и культуры. Учитель - главная фигура не только в школе, но и в жизни села, да и вообще, если мыслить в глобальных масштабах, то звание учителя немалую роль имеет. Малокомплектным школам нужны учителя - универсалы, владеющие всем арсеналом педагогических приемов и методов активизации процесса познания учащихся, формирования у них высокой собственной познавательной активности и интереса к знаниям. Важный компонент педагогического мастерства - профессиональные знания педагога сельской школы - должны отличаться умением четко ориентироваться в современной аграрной политике. Именно учитель готовит детей к новым экономическим отношениям на селе. В малокомплектной школе поддерживать «успешность» каждого ребенка проще, чем в классах большой наполняемости. Заботы учителей в классах с малой наполняемостью направлены в настоящее время на качество обучения детей, на усвоение ими стандарта начального образования. Для сельского учителя это забота двойная, так как степень готовности ребенка к школе оставляет желать лучшего, да и в процессе обучения кроме учителя ребенку помочь некому, так как образовательный уровень родителей в большинстве случаев низок. Педагогический процесс в сельской малокомплектной и малочисленной школе характеризуется рядом специфических особенностей, связанных с уроком. В классе-комплекте он состоит как минимум из двух, проводимых в одно и то же время. Такой урок носит двойственный характер, но его целостность, логика, непрерывность должны быть четко выстроены педагогом. В связи с этим от учителя требуется особый подход к подбору содержания обучения, сочетания его элементов во времени урока, организации деятельности учащихся в каждом классе, входящем в комплект. На любом этапе учитель должен так организовать совместную деятельность с учащимися, чтобы она естественно переросла в самостоятельную работу, которая занимает значительное место на уроке в классе-комплекте. От ее эффективности во многом зависит качество, прочность и осознанность знаний детей, поэтому при подготовке к урокам педагог должен заранее подбирать материал для решения учебных задач, стараясь сделать работу каждого ученика продуктивной.
В образовательную среду сельских малокомплектных школ активно внедряется компьютерная техника, использование которой значительно повышает эффективность учебного процесса за счет экономии времени как для учителя, так и учеников при подготовке и проведении урока. Новые методы обучения способствуют сохранению работоспособности детей, помогают формировать направленное внимание учащихся, без которого невозможно правильное восприятие и понимание изучаемого материала.
Стране нужны развитые, подготовленные к жизни люди, обладающие глубокими знаниями, умеющие их добывать и использовать для достижения поставленной цели. Это социальный заказ общества школе. В современной системе образования сельская малокомплектная школа занимает особое место. Являясь неотъемлемой частью образовательной системы, она наряду с общими задачами развития личности школьника, свойственными любой школе, призвана решать задачи специфические. В наше время коренных социально-экономических преобразований, проблема малых сельских школ становится актуальной. Малокомплектная и малочисленная начальная школа, функционирующая отдельно или как I ступень обучения в основной и средней школе, закладывает семена доброго, уважительного отношения к родной земле и людям, работающим на ней. Организацию учебно-воспитательного процесса в школе невозможно рассматривать без учета социально-экономического устройства села. К сожалению, неблагоприятная социальная среда оказывает далеко не положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. [22, с. 142]. Отсюда возникает главная проблема в организации учебно-воспитательного процесса - ослабленное физическое развитие детей, дефекты речи. В деревнях, селах, где нет дошкольных образовательных учреждений, предшкольной подготовки, дети обнаруживают пониженный уровень развития зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления и воображения. Буквально с первых дней пребывания детей в школе у учителя возникают проблемы, как учить разно-подготовленных детей, по какой программе, какой выбрать темп урока, из каких структурных единиц он должен состоять, насколько обучающиеся способны работать самостоятельно и т.д. Необходимость качественного преобразования сельской школы.
Если исходить из вышеизложенного, то можно сделать вывод: в центре внимания современного образования стоит личность со своими особенностями, природными дарованиями и способностями, поэтому одинаково учить всех нельзя. Стремление раскрыть потенциал ребенка обязывает учителя искать оптимальные формы и методы обучения и воспитания, которые будут способствовать возмещению упущенного в его развитии и пробуждать в нем интерес к учению, потребность добывать и использовать знания. Для успеха дела в условиях сельской школы надо идти не от учебного предмета к ребенку, а, наоборот, от возможностей ребенка. Необходимо замечать и поощрять даже незначительные достижения детей, учить их рассуждать, чтобы от процесса поиска ответа он испытывал радость, а не растерянность. Малокомплектная сельская школа - явление сложное. Она самим своим существованием создает много проблем в развитии, обучении и воспитании школьников. Обучение детей в малокомплектной школе будет успешным тогда, когда дети, обучены добывать знания во время самостоятельной работы без непосредственного руководства со стороны учителя. Отсюда вытекает перспектива развития школы не классно-урочного типа. Материальная база в сельских школах, малочисленных, в подавляющем большинстве не соответствует требованиям и не обеспечивает нормальных условий для уроков физической культуры: отсутствуют спортивные залы, нехватка спортивного инвентаря и т.д. Поэтому рекомендуется заниматься на свежем воздухе, пришкольном участке.
Малокомплектная школа – это школа, которая имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся.
Малокомплектная школа имеет много отрицательных моментов, но в тоже время большие преимущества.
Малокомплектная школа отличается от остальных небольшим количеством учащихся. В ней организуют классы с малой наполняемостью, в которые входят ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа, в мелких же и крупных городах такой вид школ не распространен, потому что есть больше возможностей для создания школ с обычной комплектацией учащихся.2
Малокомплектные школы в основном начальные, но среди них попадаются и средние. В России существует несколько тысяч малокомплектных школ. Для них характерна такая особенность: один учитель одновременно работает не с одним, а с двумя или даже тремя классами. По своему укладу малокомплектные школы похожи на большие семьи, где учителя — это родители, а ученики — их дети. Поскольку учеников в таких школах очень мало, то учителя хорошо знают каждого из них, следовательно, могут применять к ним индивидуальные методы обучения. В начальной малокомплектной школе могут работать всего 1—2 учителя, поэтому на них возложено еще много других обязанностей, кроме непосредственных обязанностей учителя. Они сами могут формировать классы и подходят к этому процессу творчески, исходя из индивидуальных особенностей учеников и конкретных условий существования школы в данной местности. При том условии, что в школе работают 2 учителя, можно соединять учеников разных классов и с ними проводить урок. Поэтому, когда планируют расписание занятий, то стараются у этих классов одновременно ставить урок по одному предмету. Это позволяет в некоторых случаях вести уроки по одной теме. Например, если это урок литературы, то можно двум разным по возрасту классам представить материал об одном писателе. В других случаях сочетают разные по тематике и направленности уроки, например математику и рисование, русский язык и природоведение[8, c. 81].
Словом, в малокомплектной школе учитель должен уметь быстро и четко перестраиваться на работу с разными классами. Его задача — уметь так распределять свое внимание и время, чтобы он сам успевал объяснить новый материал обоим классам и чтобы ученики его поняли, а также не оставались без работы в то время, когда он занят другим классом. Поэтому лучше всего использовать комбинированный тип урока, потому что в его структуре присутствует большой объем самостоятельной работы в виде занятий с книгой и различных упражнений. Пока учитель объясняет материал одному классу, другой класс в это время выполняет небольшую самостоятельную работу, а потом наоборот.
Особенности такой самостоятельной работы заключаются в том, что она не требует внимания учителя и выполняется учениками самостоятельно. А комбинированный урок помогает в течение одного занятия сделать несколько переходов от работы с учителем к самостоятельным занятиям и обратно. Таким образом, эффективность работ в малокомплектной школе определяется многими факторами, ведущее место среди которых принадлежит её организации. В настоящее время в России малая сельская школ становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой: 1. По данным российской газеты «Труд», в сельских школах России обучается 5.9 млн детей, работает 68 тысяч учителей. 67 % сельских школ имеют свои учебно-опытные участки. 79 % сельских школ владеют землей на правах собственности, возделывают ее, многие получают урожаи не ниже, а то и выше фермерских и обеспечивают себя продовольствием.3
Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания - эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
Таким образом, можно обобщить, подытожив, что из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь, однако не всегда находящая должное применение своим способностям и умениям. Как говорилось уже, заботы учителей в классах с малой наполняемостью направлены в настоящее время на качество обучения детей, на усвоение ими стандарта начального образования. Для сельского учителя это забота двойная, так как степень готовности ребенка к школе оставляет желать лучшего, да и в процессе обучения кроме учителя ребенку помочь некому, проводить образовательный уровень родителей в большинстве случаев низок. И малокомплектным школам нужны учителя - универсалы, владеющие всем арсеналом педагогических приемов и методов активизации процесса познания учащихся, формирования у них высокой собственной познавательной активности и интереса к знаниям.
Выводы
Ярко видно, что большинство сельских школ имеют слабую материальную базу и учитывается разновозрастный контингент занимающихся. В условиях сельской малокомплектной школы, прежде чем перейти к специализациям физкультурной деятельности, есть смысл обучить учащихся основным двигательным действиям тех видов спорта, которые в дальнейшем будут предложены им в качестве ведущих.
Поскольку по стольку отдельной программы физического воспитания в малокомплектной школе нет, в данной ситуации большее значение для организации учебно-воспитательного процесса приобретает планирование, многие темы учебной программы повторяется в каждом классе, но с разным уровнем требования к учащимся. Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он наряду с общепринятыми задачами имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям как в школе, так и дома.
Список использованных источников
1. Сонькин В.Д., Ратушная Л.И. Физиологическая оценка режима физического воспитания школьников // Физ. культура в шк., 1984, №9, с. 46-4
21.
2. Лукьяненко, В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов Текст. / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. -№ 1-2.- С.18.
3. Лукьяненко, В.П. На острие проблем школьной физкультуры Текст. / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. - № 2. - С. 39.
1 См.: Сонькин В.Д., Ратушная Л.И. Физиологическая оценка режима физического воспитания школьников // Физ. культура в шк., 1984, №9, с. 46-4
21.
2 См.: Лукьяненко, В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов Текст. / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. -№ 1-2.- С.18.
3 См.: Лукьяненко, В.П. На острие проблем школьной физкультуры Текст. / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. - № 2. - С. 39.