Доклад на тему: План урока по ФГОС начального общего образования с внесенными общими изменениями.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат- научить учиться. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности ученика.
Современный урок- урок актуальный для настоящего.
Современный урок- урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
В связи с внесенными изменениями поурочный план учителя опирается на определенный алгоритм. Учитель должен использовать алгоритм действий, чтобы планировать урок. Он должен планировать свою деятельность, так чтобы помочь ученикам самостоятельно сформировать тему и зачади урока.
До начала урока учитель определяет ресурсы урока и планирует полностью его содержание.
По готовой карте педтехнологий любой учитель выберет педтехнологии для разных этапов урока, но и определит приемы, примеры заданий и образовательные ресурсы по ФГОС.
Учитель сформирует все УУД у школьников в соответствии с требованиями ФГОС, если будет использовать классификацию УУД и составит для своих учеников ориентировочную основу действий. Классификация УУД позволит сразу проанализировать, какме умения учитель сформировал.
Формирование вышеперечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и специфики дисциплины преподаватель выбирает различные способы работы для развития учебных действий.
На уроках учащиеся не всегда могут решать учебные задачи , потому что не понимают алгоритм действий. Педагогу нужно определить основу действий, чтобы развивать УУД школьников.
Задачи | Действия учителя, которые помогут провести урок |
1-Й ЭТАП.СПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
Сформулировать цели урока | Определить цель, задачи и планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты урока в соответствии с рабочей программой по учебному предмету и программой формирования УУД в структуре ООП по уровням образования. |
Придумать основные этапы урока, которые соответствуют целям, задачам и помогают ученикам достигнуть планируемых образовательных результатов. |
Выбрать для урока педтехнологии и методы, которые помогут ученикам достичь образовательных результатов по ФГОС. |
Определить ресурсы для урока. | Выбрать информационные источники для подготовки урока. |
Определить качество заданий и критерии оценки задания для урока. |
Спланировать содержание урока. | Проверить есть ли на уроке иды работы и задания, которые формируют предметные, личностные образовательные результаты. |
Разработать ориентировочную основу действий учеников, чтобы они развивали УУД. Повторно проверить, какие УУД формирует урок. |
Выбрать оценочный материал для проверки образовательных результатов, в том числе задания формирующего оценивания. |
2-Й ЭТАП. ОРЗАНИЗОВАТЬ УРОК. |
Подготовит учебный кабинет для урока как образовательное пространство. | Проверить, соответствует ли учебный кабинет требования СаиПин: выявить уровень освещенности, наличие правил техники безопасности на столах и стендах, проветрить кабинет. |
Проверить работу технических средств. |
Проверить электронные работы учеников, если они выполнили их до урока. |
Разместить наглядные пособия. |
Подготовить для учеников раздаточный материал, в том числе с критериями оценки. | Сделать и раздать ученикам наглядный материал с заданиями или карточки для работы на уроке. |
Подготовит и раздать ученикам критерии оценки заданий, правила работы на уроке. |
3-Й ЭТАП. ПРОВЕСТИ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС. |
Развивать терминологическую грамотность коммуникативную компетентность. | Оценить, использовали ли ученики специальные термины во время ответов, насколько грамотно использовали термины. |
Поправить ошибки в письменной и устной речи учащихся, если они их допустили. |
Сформировать представление о новых терминах в рамках учебного предмета или интеграции предметов, чтобы расширить картину мира учеников. |
Предложить ученикам аргументировать ответы, использовать примеры из реальных жизненных ситуаций, в которых пригодится знание терминов по предмету. |
Предложить ученикам задать вопросы друг другу, чтобы выявить терминологическую грамотность. |
Помочь ученикам реализовать ориентировочную основу действий. | Помочь учащимся сформировать и перечислить ориентировочную основу действий, которая поможет сформировать УУД. Для этого подготовить схемы, модели, памятки, план, алгоритм действий. |
Развивать моральные и этические ценности. | Создать ситуацию для обслуживания, в которой необходимо сделать нравственный выбор, сформулировать его и аргументировать свою точку зрения. |
Научит работать с разными источниками информации | Предложить ученикам задания, в которых необходимо искать информацию в учебнике, словаре, интернете. |
Научить анализировать и транслировать информацию с помощью разных знаковых систем, в том числе ИКТ. | Предложить задания, в котором ученики структурируют информацию в разных формах, пишут текст, готовят электронную таблицу. |
Предложить задания, в которых ученики работаю с текстом, таблицами, изучают рисунки, чтобы найти ответ. |
Развивать умение выполнять разные типы заданий. | Составить или выбрать задания: - с единичным выбором варианта для ответа; -с множественным выбором варианта для ответа; - на сопоставление данных в таблице и с множественным выбором варианта для ответа; - с развернутым ответом, когда надо писать небольшой текст; - задания, где необходимо составить текст и продемонстрировать навыки моноголической и диалогической речи; |
Организовать проектную деятельность или исследовательскую деятельность, в том числе с использованием ИКТ. | Предложить в заданиях сформулировать гипотезу выбрать методы исследования, чтобы ее доказать или опровергнуть. |
Предложить придумать план действий, чтобы выполнить минипроект и подготовить продукт проектной деятельности. |
Предложить придумать проект, который облегчит жизнь людей и может быть выполнен в рамках одного или нескольких учебных предметов. |
Реализовать здоровьезберегающий компонент урока | Проконтролировать время работы с техническими средствами обучения в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10. |
Использовать упражнения для офтальмотренажера. |
Организовать динамические паузы, эмоциональные разрядки, физкультминутки. |
Развивать оценочную деятельность школьников | Включить в критерии оценки контролируемые элементы содержания (КЭС), которые проверяют у школьников на ВПР. |
Научить проводить самооценку ответа и ответа своего одноклассника по критериям, в том числе по требованиям ВПР, давать комментарий оценке. |
Проверять, как критерии оценивания задания соотносятся с целями, задачами и планируемыми результатами урока. |
Предложить оценить личный вклад в работу класса или группы на уроке, оценивать работу группы на уроке. |
Использовать разные формы текущего контроля, чтобы понять, как каждый ученик осваивает тему урока | Использовать стандатизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценку, наблюдение. |
Учитывать результаты стартовой диагностики (проконтролировать на уроке, как ученики выполнили задания, аналогичные сложным заданиям на стартовой диагностике). |
Создать ситуацию успеха для разных учеников на уроке, мотивировать учащихся | Выбрать задания, которые успешно смогут выполнить ученики с разным уровнем мотивации, с ОВЗ, тети-мигранты. |
Использовать формирующее оценивание |
Выбрать задания с оптимальным уровнем сложности для учащихся в соответствии с блоками: « Ученик научится» и «Ученик получит возможность учиться» |
Использовать приемы, которые помогут заинтересовать уроком учеников с разным уровнем мотивации. |
Проанализировать и сформировать домашнее задание | Проанализировать, как выполнили домашнее задание. Определить, как домашнее задание помогает понять тему нового урока. |
Задать домашнее задание, которое поможет закрепить результаты на уроке. Напомнить критерии оценки домашнего задания. Определить, сколько будут выполнять домашнее задание ученики. Проверить, не нарушены ли требование СанПин 2.4.2.2821-10 к времени выполнения домашнего задания. |
Провести рефлексию работы школьников на уроке | Реализовать разные виды рефлексии: -учебного содержания; -деятельности учеников на уроке; -эмоциональное состояние учащихся; -инструментов оценочной деятельности при безотметочном обучении. |
Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя
Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности.
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
Памятка «План урока по ФГОС начального общего образования с внесенными общими изменениями».
По готовой карте педтехнологий любой учитель выберет педтехнологии для разных этапов урока, но и определит приемы, примеры заданий и образовательные ресурсы по ФГОС.
Учитель сформирует все УУД у школьников в соответствии с требованиями ФГОС, если будет использовать классификацию УУД и составит для своих учеников ориентировочную основу действий. Классификация УУД позволит сразу проанализировать, какме умения учитель сформировал.
Формирование вышеперечисленных видов УУД на каждом уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса младших школьников. В зависимости от темы и специфики дисциплины преподаватель выбирает различные способы работы для развития учебных действий.
На уроках учащиеся не всегда могут решать учебные задачи , потому что не понимают алгоритм действий. Педагогу нужно определить основу действий, чтобы развивать УУД школьников.
Задачи | Действия учителя, которые помогут провести урок |
1-Й ЭТАП.СПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
Сформулировать цели урока | Определить цель, задачи и планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты урока в соответствии с рабочей программой по учебному предмету и программой формирования УУД в структуре ООП по уровням образования. |
Придумать основные этапы урока, которые соответствуют целям, задачам и помогают ученикам достигнуть планируемых образовательных результатов. |
Выбрать для урока педтехнологии и методы, которые помогут ученикам достичь образовательных результатов по ФГОС. |
Определить ресурсы для урока. | Выбрать информационные источники для подготовки урока. |
Определить качество заданий и критерии оценки задания для урока. |
Спланировать содержание урока. | Проверить есть ли на уроке иды работы и задания, которые формируют предметные, личностные образовательные результаты. |
Разработать ориентировочную основу действий учеников, чтобы они развивали УУД. Повторно проверить, какие УУД формирует урок. |
Выбрать оценочный материал для проверки образовательных результатов, в том числе задания формирующего оценивания. |
2-Й ЭТАП. ОРЗАНИЗОВАТЬ УРОК. |
Подготовит учебный кабинет для урока как образовательное пространство. | Проверить, соответствует ли учебный кабинет требования СаиПин: выявить уровень освещенности, наличие правил техники безопасности на столах и стендах, проветрить кабинет. |
Проверить работу технических средств. |
Проверить электронные работы учеников, если они выполнили их до урока. |
Разместить наглядные пособия. |
Подготовить для учеников раздаточный материал, в том числе с критериями оценки. | Сделать и раздать ученикам наглядный материал с заданиями или карточки для работы на уроке. |
Подготовит и раздать ученикам критерии оценки заданий, правила работы на уроке. |
3-Й ЭТАП. ПРОВЕСТИ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС. |
Развивать терминологическую грамотность коммуникативную компетентность. | Оценить, использовали ли ученики специальные термины во время ответов, насколько грамотно использовали термины. |
Поправить ошибки в письменной и устной речи учащихся, если они их допустили. |
Сформировать представление о новых терминах в рамках учебного предмета или интеграции предметов, чтобы расширить картину мира учеников. |
Предложить ученикам аргументировать ответы, использовать примеры из реальных жизненных ситуаций, в которых пригодится знание терминов по предмету. |
Предложить ученикам задать вопросы друг другу, чтобы выявить терминологическую грамотность. |
Помочь ученикам реализовать ориентировочную основу действий. | Помочь учащимся сформировать и перечислить ориентировочную основу действий, которая поможет сформировать УУД. Для этого подготовить схемы, модели, памятки, план, алгоритм действий. |
Развивать моральные и этические ценности. | Создать ситуацию для обслуживания, в которой необходимо сделать нравственный выбор, сформулировать его и аргументировать свою точку зрения. |
Научит работать с разными источниками информации | Предложить ученикам задания, в которых необходимо искать информацию в учебнике, словаре, интернете. |
Научить анализировать и транслировать информацию с помощью разных знаковых систем, в том числе ИКТ. | Предложить задания, в котором ученики структурируют информацию в разных формах, пишут текст, готовят электронную таблицу. |
Предложить задания, в которых ученики работаю с текстом, таблицами, изучают рисунки, чтобы найти ответ. |
Развивать умение выполнять разные типы заданий. | Составить или выбрать задания: - с единичным выбором варианта для ответа; -с множественным выбором варианта для ответа; - на сопоставление данных в таблице и с множественным выбором варианта для ответа; - с развернутым ответом, когда надо писать небольшой текст; - задания, где необходимо составить текст и продемонстрировать навыки моноголической и диалогической речи; |
Организовать проектную деятельность или исследовательскую деятельность, в том числе с использованием ИКТ. | Предложить в заданиях сформулировать гипотезу выбрать методы исследования, чтобы ее доказать или опровергнуть. |
Предложить придумать план действий, чтобы выполнить минипроект и подготовить продукт проектной деятельности. |
Предложить придумать проект, который облегчит жизнь людей и может быть выполнен в рамках одного или нескольких учебных предметов. |
Реализовать здоровьезберегающий компонент урока | Проконтролировать время работы с техническими средствами обучения в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10. |
Использовать упражнения для офтальмотренажера. |
Организовать динамические паузы, эмоциональные разрядки, физкультминутки. |
Развивать оценочную деятельность школьников | Включить в критерии оценки контролируемые элементы содержания (КЭС), которые проверяют у школьников на ВПР. |
Научить проводить самооценку ответа и ответа своего одноклассника по критериям, в том числе по требованиям ВПР, давать комментарий оценке. |
Проверять, как критерии оценивания задания соотносятся с целями, задачами и планируемыми результатами урока. |
Предложить оценить личный вклад в работу класса или группы на уроке, оценивать работу группы на уроке. |
Использовать разные формы текущего контроля, чтобы понять, как каждый ученик осваивает тему урока | Использовать стандатизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценку, наблюдение. |
Учитывать результаты стартовой диагностики (проконтролировать на уроке, как ученики выполнили задания, аналогичные сложным заданиям на стартовой диагностике). |
Создать ситуацию успеха для разных учеников на уроке, мотивировать учащихся | Выбрать задания, которые успешно смогут выполнить ученики с разным уровнем мотивации, с ОВЗ, тети-мигранты. |
Использовать формирующее оценивание |
Выбрать задания с оптимальным уровнем сложности для учащихся в соответствии с блоками: « Ученик научится» и «Ученик получит возможность учиться» |
Использовать приемы, которые помогут заинтересовать уроком учеников с разным уровнем мотивации. |
Проанализировать и сформировать домашнее задание | Проанализировать, как выполнили домашнее задание. Определить, как домашнее задание помогает понять тему нового урока. |
Задать домашнее задание, которое поможет закрепить результаты на уроке. Напомнить критерии оценки домашнего задания. Определить, сколько будут выполнять домашнее задание ученики. Проверить, не нарушены ли требование СанПин 2.4.2.2821-10 к времени выполнения домашнего задания. |
Провести рефлексию работы школьников на уроке | Реализовать разные виды рефлексии: -учебного содержания; -деятельности учеников на уроке; -эмоциональное состояние учащихся; -инструментов оценочной деятельности при безотметочном обучении. |