Прочитан на районном
секционном заседании педагогов
дополнительного образования
от 26.08.2021г.
Тема: «Точка роста» - как инновационная модель современного технического образования»
Педагог дополнительного образования
МКОУ «СОШ» с.п. Этоко
Бижев А.А.
В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно без внедрения в школах современных инновационных образовательных технологий. На сегодняшний момент особо актуально видны потребности современных школьников: ребята находятся в мире огромного количества информации, технологий, поэтому им необходимо получить не только фундаментальные знания, но и полезные навыки, которые позволят ориентироваться в таком сложном, многообразном мире и помогут им стать успешными. Для этого необходимо внедрять инновации в сам процесс обучения.
Начиная с 2019 года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе городских и сельских школ страны начали работу Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», нацеленные на внедрение современных инновационных технологий в образование. «Точка роста» - новый уникальный проект в рамках национального и федерального проектов. Он направлен на формирование современных технологических и гуманитарных навыков у обучающихся.
Что же представляют собой «Точки роста»? Это не просто учебные кабинеты, а высокотехнологичные площадки, оборудованные по последнему слову учебной техники. Благодаря этому у каждого обучающегося появляется возможность по-новому осваивать предметные области «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» по единым общеобразовательным программам. Кроме того, изменилась содержательная сторона указанных предметных областей. Так, к примеру, в предмет «Технология» введены новые образовательные компетенции: 3D-моделирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства – при сохранении объема технологических дисциплин.
Рассмотрим конкретно как «Точка роста» повлияет на реализацию предмета «Технология» с внедрением инновационных компонентов.
В современном мире технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает заинтересованность обучающихся предметом, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью Информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов нового поколения. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют уйти от пассивного усвоения материала, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию активно. Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, карты, видео-экскурсии, видео-фрагменты, аудио-фрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов.
«Точка роста» дает широкие возможности для реализации целей и задач учебного предмета «Технология», обеспечивая оперативное введение
в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности. Это такие современные технологии как компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками
с числовым программным управлением и лазерной обработкой), нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома, СМИ, реклама, маркетинг.
Основные цели создания Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей.
Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи Центра
Охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в образовательной организации дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
Использование инфраструктуры Центра во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МКОУ «СОШ» с. п. Этоко открылся в сентябре 2020г. В рамках предмета «Технология» обновлено содержание и введены дополнительные учебные модули – кейсы, которые позволяют в полной мере использовать инновационное оборудование.
Охват учащихся-100%. Учебная деятельность строится на активизации познавательной деятельности, развитии творческого потенциала учащихся, формировании коммуникабельности, умения работать в команде.
Сформированы и работают семь групп по пяти направлениям. Это «Робототехника», «Промдизайн и 3D моделирование», «VR и AR технологии», «Волшебный объектив» и «Аэро».
В объединении «Робототехника» работали три группы. Там занимались дети в возрасте 6-10 лет. Занятия проходили один раз в неделю по одному часу. В группах по 12-13 детей. В первом полугодии мы научились работать со схемами и собирали простые механизмы. Во втором полугодии мы собирали уже более сложные роботы(подъёмный кран, робот-мусороуборщик, гоночный автомобиль и т.д).Проводились соревнования между группами. Учебная программа освоена полностью.
В объединении «Промдизайн и 3D моделирование» занимались дети в возрасте 10-11 лет. Занятия проходили один раз в неделю по два с половиной часа с перерывами по 10 минут. В группе 13 детей. Мы собирали объемные модели геометрических фигур из бумаги, печатали готовые объекты на 3d принтере. Освоили программу по 3d моделированию Tinkercad. Ребята разрабатывали самостоятельно объекты по этой программе и распечатывали на 3d принтере.
В объединении «VR и AR технологии» занимались дети в возрасте 12-13 лет. Занятия проходили один раз в неделю по два с половиной часа с перерывами по 10 минут. В группе 14 детей. Мы учились искать необходимую информацию в интернете. Изготовили самостоятельно VR очки из картона по шаблону, найденному в интернете. Также сделали проектор из картона.
В объединении «Волшебный объектив» занимались дети в возрасте 13-14 лет. Занятия проходили один раз в неделю по два с половиной часа с перерывами по 10 минут. В группе по 15 детей. Осенью,зимой и весной побывали в окрестностях озера Тамбукан с целью сделать там небольшую фотосессию «Времена года». Планируем организовать выставку работ. Кроме того мы снимали пробный анимационный фильм из собранных моделей Lego. Изготовили пластилиновые куклы по мотивам мультфильма «Бременские музыканты» с целью снять музыкальный клип.
В объединении «Аэро» занимаюлись дети в возрасте 14-16 лет. Занятия проходили один раз в неделю по два с половиной часа с перерывами по 10 минут. В группе 14 детей. Мы запускали дроны и в кабинете и на улице. Сделали несколько видео и фотоснимков с квадрокоптера. Отсняли фото и видеоматериал с квадрокоптера на озере Тамбукан. Проводились соревнования в группе по пилотированию дронов.
За первый год посещения кружков «Точки роста», у обучающихся заметно повысился уровень владения технической терминологией, навыками прогнозирования, планирования, личностного общения. Дети увлечены конструированием, созданием различных проектов, командной работой, общением друг с другом. Педагоги «Точки роста» и родители всячески поддерживаем эти устремления ребят, надеемся на то, что их заинтересованность внеурочной деятельностью не пройдёт, а может стать базой для будущей профессии.