Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
«Специальная (коррекционная) школа № 9»
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. Типы уроков.
Доклад
Подготовил:
учитель начальных классов
Кречетова Мария Валерьевна
2018 – 2019 учебный год
Содержание
Введение
ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Определение современного урока
Типы уроков по ФГОС
Требования к структуре современного урока
Показатели эффективности современного урока
Заключение
Список литературы
Введение
В соответствии с приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. № 1598 и №1599 стандарты начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушениями) вступили в силу с 01 сентября 2016 года.
Стандарт направлен на решение следующей задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками).
Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, основополагающим его результатом выступает образованность ученика. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок.
Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.
ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушениями)
ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями,
ФГОС – это совокупность трех систем требований.
-Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
-Требования к организации образовательного процесса;
-Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Главная цель ФГОС раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основа стандарта:
1. Деятельностный подход
2. Дифференцированный подход
Системно - деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
Дифференцированный подход - это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).
Содержание ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:
«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.
Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.
Стандарт направлен на обеспечение:
-равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью;
-государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью;
-нравственного развития учащихся с умственной отсталостью,
-формирование основ их гражданской идентичности;
-учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учащихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;
-вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку.
Определение современного урока
Обратимся к определению понятия «современный урок».
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело, использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ.
В основу Стандарта обучающихся с умственной отсталостью положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования;
развитие личности обучающегося с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;
рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, на это и нацелен деятельностный подход и мы должны знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках этого подхода.
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно.
Выделяя в качестве основной цели учебного процесса продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, актуальной и обязательной составляющей педагогического творчества становится проблема дифференциации учебной работы.
Возможность применения индивидуально-дифференцированного подхода в традиционной форме организации учебной деятельности помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. Ведь принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ. Под результатами понимается не только предметные результаты, но и личные, а так же умение применять эти знания в практической деятельности.
Типы уроков по ФГОС
Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.
Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:
1.Уровне активности учащихся
2.Роли учителя на уроке
3.Целях урока
4.Методах, применяемых учителем
5.Способах оценивания
6.Структуре урока
Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока, высокая степень речевой активности. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора .
Отличие традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционный урок | Современный урок |
Триединая цель: - образовательная - развивающая -воспитательная | Введение УУД: -формирование предметных результатов -формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД) -формирование личностных результатов |
По способу передачи знаний |
объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы | деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский |
По характеру взаимоотношений |
субъектно-объектный | субъектно-субъектный, партнерство, равноправие |
Типы уроков
Типы традиционных уроков (по основной дидактической цели) | Типы уроков по ФГОС (по основной деятельностной цели) |
Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления изученного Урок применения знаний и умений Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки и коррекции знаний и умений Урок– контрольная работа Комбинированный урок | Урок открытия новых знаний Урок общеметодологической направленности Урок рефлексии Урок – исследования (урок творчества) Урок развивающего контроля |
Происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта.
Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных ЗУН, а «Научить учиться», то есть сформировать универсальные учебные действия.
Требования к структуре современного урока.
Выделяют три постулата современного урока:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов.
Требования к структуре говорят о необходимости:
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства ее достижения).
Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).
Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.
Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.
Требования к подготовке и организации урока:
Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.
Своевременно готовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.
Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме.
Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
Урок должен быть воспитывающим.
Должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов.
На уроке следует воспитывать любовь к природе.
Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.
В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.д.
Требования к технике проведения урока:
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.
Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
ФГОС вводят новое понятие –учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Требования к современному уроку
Требование к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Требования ФГОС к современному уроку
1. Целеполагание.
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если учащиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.
2. Мотивация.
Мотивация предполагает, что ученик с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности
4. Отбор содержания.
Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.
Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:
-она актуальна для учащегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика;
-согласуется с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;
- затрагивает чувства конкретного ученика;
- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;
- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения (передача какой – либо информации при помощи речи), что актуально при работе в парах, группах.
5. Интегрированность знаний, отработка метапредметных способов образовательной деятельности.
6. Построение каждого этапа урока по схеме:
постановка учебного задания - деятельность учащихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
7. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:
-узнавание нового материала;
-воспроизведение;
-применение знаний в новой ситуации;
-применение знаний в незнакомой ситуации;
-творческий подход к знаниям
8.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.
9.Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами сети Интернет)
10. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм)
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности
13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации
14. Минимазация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:
-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-задания, способствующие закреплению материала учеником;
15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.
- требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;
- учащиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования;
-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;
-не должно быть однообразия в учебной работе;
- должно быть чередование слушания с практическими работами;
- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям
Главное требование к современному уроку «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»!
Показатели эффективности современного урока.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.
Демократичность, открытость.
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Мотивация познавательной деятельности на уроке. Обучение через открытие.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
Достижение целей урока.
Заключение
В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Каким должен быть современный урок:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, чтобы преодолеть трудности, надо изменить представление о самом уроке.
Таким образом, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Реализация стандарта требует изменения у учителя представлений о уроке учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Литература
Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования - М.: Просвещение, 2009.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010.
Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2009.
Конаржевский Ю. Анализ урока. М., 2003.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону, 2003.
Культура современного урока /под ред. Н.Е. Щурковой/ М., 1997.
Татарченкова С.С.. Урок как педагогический феномен. Учебно-методическое пособие. СПб., 2005.
Перминова Л.М., Фёдоров Б.И. Наука обучать. СПб., 2000.