СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Тренер-преподаватель ДЮСШ: личность и профессионал»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Тренер-преподаватель ДЮСШ: личность и профессионал»»

Сехин В.П., тренер-преподаватель

по спортивной гимнастике

МОАУДО ДЮСШ №3

27.12. 2018 года



Выступление на педагогическом совете по теме:

«Тренер-преподаватель ДЮСШ: личность и профессионал»

Психология спорта всё более перемещает свои интересы на личностный и социально-психологический уровни спортивной деятельности.

Профессия тренера-преподавателя – это педагогическая деятельность. В учебной и методической литературе можно найти множество исследований о профессионально важных качествах, которыми должен обладать педагог, так как общество предъявляет к его деятельности и личности очень высокие требования. Например, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н.Шиянов пишут так: «Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность».

Как мы уже говорили, тренерская деятельность – это педагогическая деятельность с «дополнительной нагрузкой», поэтому и требования к личностным и профессионально важным качествам имеют свою специфику. Все профессионально важные качества тренера принято делить на следующие группы:

1) мировоззренческие;

2) нравственные;

3) коммуникативные (включая педагогический такт);

4) волевые;

5) интеллектуальные,

6) качества внимания и качества памяти;

7) двигательные (психомоторные).

1. Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции. Отражением общественного мировоззрения тренера являются такие качества, как, например, чувство ответственности за будущее каждого ученика. Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом.

2. Необходимо, чтобы тренер обладал целым комплексом нравственных качеств, так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере. Личный пример — лучшая проповедь. Тренеру необходимо постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования. Тренер-педагог — это человек, специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль за своим поведением необходим тренеру в связи с сильно развитой у юных спортсменов склонностью к подражанию. Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятие, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия.

Важным нравственным качеством тренера является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость тренера, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренера заставляет и учеников поверить в свое исправление.

3. Коммуникативные качества дают тренеру возможность устанавливать педагогически целесообразные и эффективные отношения не только со спортсменами, но и с их родителями, руководством спортивного коллектива. Умение общаться на разных уровнях позволяет тренеру находить индивидуальный подход к каждому спортсмену, грамотно мотивировать и стимулировать его. Чем легче тренеру будут удаваться взаимоотношения со спортсменами, тем лучше он будет понимать, сочувствовать, сопереживать. Развитие коммуникативных качеств позволит тренеру устанавливать деловые и эмоциональные связи, которые обеспечат успешную реализацию всей его деятельности.

4. Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренера считаются целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание.

Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая, чтобы их ученики быстрее достигли результата, форсируют нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учеников. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию. Тренер не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

5. Интеллектуальные качества помогают тренеру находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых путей в обучении и воспитании. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие, оперативность мышления, характеризующую способность тренера быстро находить оптимальные решения возникающих задач.

6. Требования, предъявленные к деятельности тренера, обусловливают наличие у него качеств перцептивной сферы, определяющих точность восприятия движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации.

7. Качества психомоторной сферы влияют на точность выполнения технических приемов при их показе. Многие упражнения, которые должен демонстрировать тренер, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. Поэтому тренеру необходимо поддерживать эти качества на должном уровне. А для этого приходится соблюдать режим питания, следить за своим здоровьем. Мастерство тренера обнаруживается и в специфической интуиции — способности по невидимым для других признакам оценивать выполнение элементов, программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и спортивного коллектива.

Если обобщать требования, предъявляемые к личности и профессиональным навыкам спортивного тренера, встречающиеся в различных литературных источниках, можно выделить следующие (табл. 1).

Для успешности профессиональной деятельности спортивного тренера необходимо на каждом из этапов профессиональной карьеры оценивать личностные и профессиональные качества, развивающиеся способности, особенности индивидуального стиля деятельности.

Успех в тренерской работе в значительной мере зависит не от психологических характеристик тренера, а от его знаний и выстраивания взаимоотношений со спортсменами.

В жизни встречаются тренеры, сочетающие в себе как положительные, так и отрицательные проявления своих профессиональных и личностных качеств. В связи с этим и эффект работы тренера будет различным.

Каждый тренер в своей профессиональной деятельности и в проявлении личностных качеств должен стремиться к идеальному варианту. У тренера, имеющего положительные оценки как по профессиональным, так и по личностным показателям, кривая результатов его подопечных неизменно повышается.

Каким должен быть тренер? Прежде всего, он должен быть разным, непредсказуемым, артистичным. Ситуация в спорте способна меняться в доли секунды, при этом она всегда требует адекватной реакции. Мгновенно приспосабливаясь к происходящему на площадке, тренер должен уметь вовремя подсказать спортсмену-воспитаннику, что надо сделать, чтобы добиться успеха. Если же в арсенале наставника одни шаблоны, и он не полагается на интуицию, на смекалку, на свою природную способность совершать нетривиальные поступки и принимать нестандартные решения, то и его подопечные, в лучшем случае, обречены на участь спортивных середнячков, которым придется позабыть о достижении высоких результатов. „Разный“ тренер умеет своевременно стать то весёлым, то грустным, то мягким, то жестким, то требовательным, то упрашивающим; и здесь уместно было бы перечислить весь набор человеческих качеств в их противоположностях, ибо никто заведомо не может предсказать, какая линия поведения приведет к победе».


Таблица 1. Требования, предъявляемые к личности и профессиональным навыкам спортивного тренера.



Сфера проявления

качеств

Требуемые качества

Психические

познавательные процессы

- Концентрированность внимания.

- Развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов).

- Способность к образному представлению предметов, процессов и явлений.

- Аналитичность мышления (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации).

- Предметность мышления (способность воспринимать объекты реального мира и их признаки).

- Способность глобально мыслить.

- Стратегическое мышление.

- Умение четко и кратко формулировать информацию.

- Хорошо развитые свойства памяти.

Психические эмоциональные

процессы

- Эмоциональная устойчивость.

- Сдержанность.

- Выразительность и эмоциональность речи.

Профессионально важные качества

- Предусмотрительность.

- Внимание к деталям.

- Способность к творчеству.

- Хорошее общее физическое развитие: выносливость, координированность, сила, быстрота.

- Способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе.

- Умение управлять собой.

- Организаторские способности.

- Способность быть лидером.

- Умение правильно и эффективно распределять время.

- Умение предвидеть результат.

Личностные качества

- Высокая нравственность.

- Развитые волевые качества.

- Активность.

- Упорство.

- Усидчивость.

- Доброжелательность.

- Чуткость.

- Отзывчивость.

- Искренность.


Обладая этими качествами, тренер будет добиваться высоких результатов своих воспитанников. Вот результаты моих детей за последние три года:


Наименование соревнований

Результаты


2016 год


Всероссийский турнир городов Дальнего Востока и Сибири по спортивной гимнастике на призы мэра г. Благовещенска, город Благовещенск

I место – 2чел.

II место – 3чел.


Первенство Дальневосточного федерального округа по спортивной гимнастике, город Белогорск

II место – 4 чел.


Чемпионат Амурской области по спортивной гимнастике памяти Е.И. Васильева, город Благовещенск

III место – 2 чел.


2017 год


Всероссийский турнир городов Дальнего Востока и Сибири по спортивной гимнастике, город Благовещенск

I место – 1 чел.

III место – 1 чел.

Чемпионат и Первенство Дальневосточного федерального округа по спортивной гимнастике, город Благовещенск

I место – 3 чел.

II место – 2 чел.

III место – 4 чел.

Первенство Амурской области по спортивной гимнастике среди девочек и мальчиков 2005-2006 г.р., 2007 г.р. и младше, город Благовещенск

I место – 1 чел.


Чемпионат и Первенство Амурской области по спортивной гимнастике, посвящённого памяти Е.И. Васильева, город Благовещенск

I место – 1 чел.

II место – 1 чел.

III место – 1 чел.


2018 год


Всероссийский турнир городов Дальнего Востока и Сибири по спортивной гимнастике на призы мэра г. Благовещенска

II место – 1 чел.


Первенство Дальневосточного федерального округа по спортивной гимнастике, город Белогорск

I место – 2 чел.

III место – 1 чел.

Первенство Дальневосточного федерального округа по спортивной гимнастике, город Благовещенск

I место – 6 чел.

II место – 1 чел.

Открытые краевые спортивные соревнования Хабаровского края по спортивной гимнастике, город Хабаровск

I место – 3 чел.

II место – 4 чел.

III место – 1 чел.

Чемпионат и первенство Амурской области по спортивной гимнастике, город Благовещенск

III место – 1 чел.


Высокое педагогическое мастерство тренера – это совокупность специальных знаний, умений, психологических качеств личности тренера – преподавателя, которые обеспечивают повышение эффективности решения профессионально – педагогических задач по совершенствованию подготовленности обучающихся, посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной деятельности.

Развитие личностных положительных качеств тренера – преподавателя является важным условием для нормализации взаимоотношений с юными спортсменами, для достижения спортивных результатов, воспитания всесторонне развитой, гармоничной, образованной личности, которая способна использовать культурное достояние общества, а также самосовершенствоваться.

И как сказал В. Креер: «Тренер – это скульптор, интеллектуал, нянька, фанат, давильщик, эрудит, ученый, энтузиаст, новатор, режиссер, исследователь».

А теперь вопрос для аудитории: Какие личностные и профессионально важные качества можно увидеть в высказывании о своей работе известного футбольного тренера Валерия Васильевича Лобановского?

«Для себя я твердо усвоил с первых же дней: тренер должен свято помнить, не забывать ни на миг, что работает с людьми, которые в значительной степени делают из него тренера. А люди, в отличие от роботов, имеют душу, часто довольно ранимую, иногда – строптивую. Тренер, безусловно, должен досконально разбираться в своём деле, но это одна сторона медали. Другая – тренер обязан одинаково хорошо понимать и душу детей».