СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Укрупнение дидактических единиц и реализация этнопедагогических аспектов на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Укрупнение дидактических единиц и реализация этнопедагогических аспектов на уроках русского языка и литературы»
































Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БПОУ РК «Политехнический техникум»




Доклад на тему:

Укрупнение дидактических единиц и реализация этнопедагогических аспектов на уроках

русского языка и литературы




Преподаватель русского языка и литературы

Каширская Татьяна Николаевна.







Г.Лагань











Одним из современных научных направлений, разработанных в педагогике, является обучение учащихся методом УДЕ академика Эрдниева П.М. Многолетний опыт работы в школе показал, что имеются значительные возможности по переносу системы укрепленных знаний на практику обучения не только предметов физико-математического цикла и естественных наук, но и открываются перспективы аналогичных поисков и в методике обучения предметам гуманитарного цикла.

Сам автор данной методики Эрдниев П.М. указывает следующие основные способы УДЕ:

  1. Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;

  2. Решение прямой задачи и преобразование её в обратную;

  3. Метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов;

  4. Усиление удельного веса творческих заданий;

  5. Интегрирование знаний;

  6. Работа на уроке по единому тексту;

  7. Использование матриц при объяснении учебного материала.

Большая часть этих приёмов УДЕ применима на уроках русского языка, так как методика УДЕ уникальна и обладает целостностью и системностью.

Один из основных принципов УДЕ – блочное или совместное и одновременное изучение родственных понятий – требует пересмотра программы. Так, темы «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Ё» и «О-Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и наречий» изучаются по традиционной программе в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное» и «Наречие». Технология УДЕ позволяет нам изучить темы блочно, то есть учебный материал можно перенести. Блоками даю такие темы синтаксиса, как «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Сложные предложения» и «Сложноподчиненные предложения».

В морфологии укрупняю следующие темы: «Разряды имён прилагательных и степени сравнения», «Причастие» и «Деепричастие». Таким образом, если традиционная программа предлагает нам последовательное изучение учебного материала, то при УДЕ обучающиеся имеют возможность сравнивать, находить общее и различное.

При блочной подаче тем студенты легче воспринимают материал, а при соответствующей наглядности легко воспроизводят его. Таким средством, позволяющим наглядно показать учебный материал, является матрица – таблица с двумя входами. Её можно использовать и при объяснении новой темы, и при её закреплении. Матрица может быть дана уже заполненной или частично заполненной. Ребята с удовольствием заполняют её, восстанавливая недостающую информацию. Бесспорным преимуществом данной технологии является компактность, экономность переработки теоретической информации. Укрупненные блоки помогают усваивать главное, сущностное понятие, значительно увеличивают объём усваиваемого учебного материала при резком снижении нагрузки на ученика. Школьники получают возможность видеть сначала целое, а затем постепенно переходят к детальному изучению частей этого целого, то есть к анализу взаимосвязанных явлений.

Кроме того, расход учебного материала сокращается за счёт одновременного (параллельного) изучения взаимосвязанных вопросов программы. Сэкономленное время отводится на усиление практической направленности уроков, развитие и расширение лингвистического кругозора учащихся.

УДЕ позволяет решить и другую задачу: внедрение национально-регионального содержания в обучение. Национально-культурное содержание материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, приобщает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет историческую память от поколения к поколению.

Одной из актуальных задач современной методики является задача повышения интереса к изучаемому предмету. Без этого невозможно качественное усвоение знаний. Действительным средством повышения качества обучения и воспитания является этнопедагогическое содержание уроков русского языка и литературы.

За долгие годы работы техникуме убедилась, что на уроках и внеклассных мероприятиях оучающимся очень нравится использование известного им местного материала.

Национально-культурное содержание материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, приобщает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет и передает историческую память от поколения к поколению.

Мною составлены и изданы «Дидактический материал по русскому языку с национальным содержанием.

Упражнения различны по степени трудности, что дает возможность проводить обучение дифференцированно, используя их на уроках и в индивидуальной работе с учетом различного уровня, подготовки школьников. Материал пособия составлен и распределен по темам в соответствии с требованиями программы. Остановлюсь на некоторых темах и заданиях.

Тема урока – «Прямая речь. Диалог. Знаки препинания». Учащиеся читают по ролям диалог и объясняют знаки препинания. Диалог взят из повести Т.Бембеева «Граница детства».

- До самого захода солнца в Берикте шум и гам. Потом приходить пора ужинать. После ужина – джомба.

- Как? Что после ужина?

- Джомба.

- А что это такое?

- Это калмыцкий чай.

- Ах, чай. Ну чай-то все пьют, - разочарованно протянул Саня.

- Пьют-то его везде. Но чай у нас особенный. Джомба! От одного только слова этого во рту появляется особый вкус. Джомба – это чудо!

После работы с текстом дается творческое задание: продолжить диалог, введя в него рецепт приготовления джомбы. Дети с удовольствием выполняют такую работу.

При изучении «Разносклоняемых существительных» учащиеся работают с калмыцкой пословицей «Чем умрет имя, умри сам»: объясняют ее смысл, определяют падеж разносклоняемого существительного. Затем отгадывают загадку: «У пламени величиной с чашку греется все человечество» и обозначают суффикс.

Работа с текстом проводится следующим образом: учащиеся читают текст: «Булмг – сытное мучное блюдо. В кипящее масло бросить муку и мешать до тех пор, пока не получится густая масса. Залить ее молоком и кипятить», заменяют глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения и выясняют, в каком варианте совет выражен более настойчиво. Затем объясняют постановку тире и запятых в предложениях. Кроме того, учащиеся сами подбирают тексты на определенные темы и красочно оформляют.

Студенты любят работать на уроках с отрывками из лирических произведений калмыцких поэтов. Выразительно читают их, объясняют смыл прочитанного и выполняют грамматические задания.

Сколько интересных слов – предложений в поэме Е.Буджалова «Исход и возвращение»! При изучении данной темы посещаем памятник Э.Неизвестного, и девятиклассники пишут сочинение – описание этого памятника.

На уроках развития речи работаем с картинками калмыцких художников: Г.Рокчинского, К.Ольдаева…

Природа сложна. Чтобы ребята могли воспринимать ее красоту по-настоящему, нужно их специально готовить к этому, иначе они останутся глухи к природе. Именно научить их бережно относиться к природе – такова цель уроков, на которых работаем над текстами, содержащими описание природы. Если они проникнутся настоящей любовью к природе, они никогда не станут уничтожать редкие деревья, опустошать водоемы, загрязнять воздух, истреблять птиц. Важно, чтобы дети увидели красоту и богатство нашей степи. Красочное описание степи мы видим у М.Нармаева в стихотворении «Степь моя»; у А.Кукаева - «В моей степи»; у Д.Кугультинова. К.Эрендженова, М. Хонинова, в романе «Мудрешкин сын» Амур-Санана. Ребята находят в текстах слова, в которых выражена основная мысль, отмечают слова и словосочетания, которые играют особую роль в создании картины.

На уроках использую и краеведческий материал, добытый на внеклассных занятиях по языку.

Также провожу заочную экскурсию по нашему городу – особенно интересно проводить такой урок при изучении темы «Имя числительное».

Поисковая работа приносит не только удовлетворение, но и знакомит с историей народного края, учит дорожить им, а любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает человека. Эти экскурсии, встречи, беседы сопровождают человеческая речь, художественное слово: будь то надпись на альбоме, выпуск газеты, надпись на фотографии, поэтому это тоже один из путей обучения языку. При этом идет постоянная словарная работа, например, выясняется лексическое значение слова «край»; устанавливаются синонимические ряды, в которые входит это слово:

край – страна

страна – край, местность, сторона

страна – государство, земля

Словарно – семантическая работа тесно связана с синтаксической работой, когда выяснение лексического значения его слова и сущность Понятия сопровождается составлением словосочетаний и предложений. Так, разъяснив в процессе подготовки к сочинению «Что значит любить Родину» значение слова «патриотизм» (любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу), поясняю, что слово пришло к нам из греческого языка (патрис) и переводится «родина, отечество» и предлагаю составить словосочетания с данными существительными.

Любовь к Родине – это:

- привязанность к месту жительства;

- любовь к родной природе, родному языку, традициям, культуре;

- уважение к историческому прошлому;

- гордость достижениями края в области культуры, науки и т.д.

Богатый материал для работы на уроках русского языка дают местные газеты, в которых публикуются статьи о наших современниках, интересных людях. Осознав проблему, учащиеся выдвигают гипотезу, намечают план поиска, практически осуществляют его и находят решение. Таким образом, на краеведческом материале решается вопрос об использовании в школьной практике проблемного обучения.

Чем дальше от нас годы Великой Отечественной войны, тем больше возрастает значение литературного краеведения. Вопросы войны и мира испокон веков волнуют человечество, поэтому именно мы, учителя литературы, обязаны раскрыть их перед школьниками, которые знают о войне только понаслышке, из книг, телепередач, рассказов бабушек и дедушек. «Тамара» С. Каляева, «Эрдни» К. Эрендженова, «Золото в пыли не затеряется» А. Бадмаева – это далеко не полный перечень произведений калмыцких писателей и поэтов, посвященных подвигам сынов и дочерей на фронтах и в тылу. Книга «Помнишь, земля смоленская» М.Хонинова не только о войне, но и о мире. Невозможно спокойно читать строки романа, особенно те, в которых дано описание раненых (18 глава).

На вводном уроке на втором курсе читаю лекцию на тему «Роль литературного образования в системе этических, эстетических и нравственных ценностей современного человека в русской и калмыцкой литературе».

При обзоре литературы 20-х годов включаю рассказы Нимгира Манжиева, литературы периода Великой Отечественной войны – Л.Инджиева «Просьба танкиста» или «Знаменитого героя» Б.Доржиева. а литературы на современном этапе – Т.Манджиевой и Н. Санджиева «Азиатский дракон». Деревенская проза хорошо представлена в романе Л.Инджиева «Дочь Ольды».

Авторская песня изучается одиннадцатиклассниками с огромным интересом, ребята с удовольствием готовят рефераты о любимых поэтах – песенниках, поэтому наряду с песенным творчеством А.Галича. В.Высоцкого. Б.Окуджавы, Ю.Визбора говорим о музыкальной культуре Калмыкии, слушаем песни А.Манджиева, Б.Чимидова. А.Мацакова.

Таким образом, история и культура калмыцкого народа, его фольклор оказывают нам неоспоримую помощь в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

Внедрение национально-регионального содержания в процесс обучения обучающихся на уроках русского языка и литературы стало возможным в связи с применением технологии академика П.М.Эрдниева.


10