Тема: Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации
обучающихся на уроках русского языка и литературы
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в
школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша
задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить
своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать
информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Как же ИКТ
помогает учителю в повышении учебной и творческой мотивации обучающихся?
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ? Во-первых, это
технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных
источников, в том числе и из Интернета. Во-вторых, это использование самого
компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано
это тем, что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
- активизируют познавательную деятельность обучающихся;
- развивают творческий потенциал обучающихся;
- осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции
учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или
полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня
с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное
пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы,
понятия);
-тренажёр;
-контроль за умениями, навыками обучающихся;
-самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся;
-стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем
участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке проектов,
исследовательских работ, самостоятельному изучению дополнительного материала и
составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
-способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование
основных учебных ситуаций;
-визуализация учебного материала;
-интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой,
музыкой
- повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому
предмету;
-разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для
самостоятельной работы;
-стимулирование воображения школьников;
-способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных
произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю
управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их
творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным
и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы
с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем
всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные
технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и
информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми
комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал
по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК,
развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к
одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться
с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов,
прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость,
новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими
приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер,
конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение
художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим
помощником.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера
предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе,
выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса
удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Помогают
решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку
и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:
- повысить интерес учащихся к предмету;
-повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
-сэкономить время на опрос учащихся;
-дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках,
но и в домашних условиях;
-помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития
творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно
использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с
друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия
информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что
является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики
приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий
перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все
же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель,
чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать
найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации,
тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов,
набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание
компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои исследовательские работы
с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия
по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять
задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.
Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших
уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать
приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен
и преподавателям информатики и информационных технологий.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только
эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке,
заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и
использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.