СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Возникновение и формирование профессии музыкант-инструменталист. Роль музыканта в разных этнических культурах на протяжении истории человечества".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Возникновение и формирование профессии музыкант-инструменталист. Роль музыканта в разных этнических культурах на протяжении истории человечества".»


Аккомпанемент как таковой возник с появлением первых инструментов. Каждый инструмент обладает в своей степени способностью солировать и в других случаях аккомпанировать. Возможно, ритмичный стук по камню или дереву, извлечение звуков из куска тростника и щипок тетивы лука был первой попыткой подражания природе. Данные о времени создания инструментов не существуют, только предположения, основанные на взаимосвязи изобретений древнего человека с последующим прогрессом в музыкальном плане.

Просмотрев хронологию по данной теме, эта взаимосвязь мной была замечена. Но всё, как и говорилось раннее, основывается только на предположениях. Например, то, что после изобретения лука, последовал первый струнный щипковый инструмент, является только догадкой. О, казалось бы, очевидном претенденте быть первым музыкальным инструментом, барабан не занимает этой планки, как и духовые. Исследователи очень осторожны и не выставляют даже обширных дат, как это наблюдается с появлением колеса или первых видов топора. Развитие в древние времена было непомерно медленным, динамика очень долго почти стояла на месте.

Первым аккомпанементом можно назвать исполнение звуков на предмете во время ритуалов. Да, примитивно, но суть та же, что и спустя десятки веков.


Первым знаковым этапом для развития музыки и, в частности аккомпанемента, является культура Древнего Египта, страны, где почиталось сословие музыкантов. Музыка высоко ценилась в древнеегипетской культуре, но она была еще важнее, чем принято считать: она была неотъемлемой частью общения с богами, человеческим откликом на дар жизни и отображением разного рода эмоциональных состояний.



Музыка в Древнем Египте была повсюду - и на вечеринках, на пирах, заупокойных, свадьбах и даже на полевых работах. Египтяне любили музыку и включали в изображения на храмах и в гробницах сцены музыкальных выступлений. Благодаря именно этим изображениям можно судить, сколь велика степень влияния и почитаемости музыки в те времена. Судя по некоторым версиям одной из историй возникновения мироздания, богиня Мерит, покровительница муз, была автором, композитором и дирижёром рядом с Осирисом и Хатхор (богиней жизни и радости) при создании мира. Вот такова степень уважения древних людей на территории Египта к музыкальному искусству.



Музыканты могли сделать весьма неплохую карьеру. Искусные аккомпаниаторы нужны были везде. В доме вельможи могла наблюдаться такая картина: хозяин и гости сидят за большим столом, не приступая к трапезе. Но вот входят музыканты, в количестве приблизительно ста человек, становятся вокруг стола, и с первыми звуками пир начинается.



Для ритмичной и ладовой слаженности в музыкальном коллективе был дирижёр. В Древнем Египте была широко распространена хейро-номия, что в переводе с древнегреческого буквально "двигать в такт руками". Но система дирижирования была намного сложнее, чем возможно себе представить, т.к. нотной записи еще не существовало как таковой. Были зачатки буквенного обозначения нот, но они были весьма скудными и не отображающими задач музыканта во время исполнения в нужной мере. Поэтому роль дирижёра была велика. Выглядело это так: одной рукой он закрывал, как правило, ухо, для большей концентрации внимания, а другой рукой жестами и положением пальцев рисовал картину музыканту, к которому в этот момент повернулся. Об этом свидетельствуют фрески. Движения дирижёра и их характер сопоставимы с позами, жестами и положением пальцев танцовщиц, изображённых там же. По такой фреске можно прочесть характер и темп исполняемой музыки, зная условные жесты и положения пальцев можно прочесть музыку и по высоте.



По истечении разных периодов правлений, будь то Древнее царствование, среднее, восстание крестьян и рабов (1570г. до н.э.), новое царствование, видоизменялась, усложнялась музыка и музыкальные инструменты, всё больше и ощутимее была роль музыканта повсюду. Неотъемлемой частью жизни был танец под акомпанемент какого-либо инструмента или нескольких. Чтобы немного понять степень роли, перечислю виды танцев: чисто двигательный танец (для наслаждения музыкой и движениями), акробатический танец, подражательный танец, парный танец (мужчина+мужчина, женщина+женщина), групповой танец (разные движения у каждого, но под один ритм), групповой похоронный танец, военный танец, драматический танец, лирический, гротескный, религиозный и похоронный с тремя подтипами с разными целями. Музыка и танец, для каких бы целей они не предназначались, возвышали дух исполнителей и зрителей, а также поддерживали при разочарованиях и потерях.



Связь музыки с божественным была признана по всему миру на многие тысячелетия, и только по пришествии христианства стала осуждаема и разделена на светскую и литургическую.


Если в древнем Египте ярче всего музыкальный аккомпанемент проявил себя в танце, то в истории Древней Греции можно отметить внесение музыкального сопровождения, в частности при исполнении хоров. По источникам, заслугу можно отнести Талету с острова Крит.




В 3-2 вв.. до н.э. появился предшественник современного органа, гидравлос. Из 4-18 труб, давление на которые осуществлялось с помощью воды. Сконструирован он был александрийским механиком Ктесибием, участвовал при исполнении хоров, и позже был весьма распространён в Риме и Византии. Рост полисов, в которых происходили большие культовые и светские события, привёл к развитию хорового пения под аккомпанемент духовых инструментов. За авлосом пришёл медный инструмент труба.



Вскользь можно отметить, что редко древнегреческие поэты обходились без сопровождения лиры во время своих выступлений. От того и пошло название жанра "лирика". Известные авторы и исполнители песен Алкей, Архилох и Сапфо.

Первыми же музыкантами в Греции были аэды, поэты сказители, воспевавшие свои поэмы под звуки кифары, фарминги и лиры. Аэдом был и Гомер.



При постоянных войнах развивалась и военная музыка, где активно участвовали духовые инструменты и тимпаны.

В основном Древняя Греция сделала огромный прорыв в музыкальной области. Развивалась музыкальная теория и эстетика, Пифагором даны основы интервалики, им же изобретён монохорд (первый инструмент для настройки), и философские учения о взаимоотношении музыки с вселенной, где утверждалось, что связь музыки с объектами в космосе незыблема и называется гармонией сфер. Много музыкальных терминов дошло до наших дней. И само слово "музыка" является древнегреческим.


Дальше, переходя к эпохе Древнеримского искусства, хочу обратить внимание на яркий пример, насколько музыка связана с уровнем культуры и нравственности в стране, в какой мере отображает она духовность или её отсутствие своей сутью, как во времена упадничества Древнеримской цивилизации.

В античную эпоху существовала самобытная музыка, основанная на музыкально-поэтическом жанре, связанном с бытом. Это триумфальные, застольные, свадебные и поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (древняя разновидность флейты). В основном древнеримское искусство вытекло из элинского, в меньшей мере восточного и этрусского. Но отношение к музыке у римлян было особым, т.к. они не были настолько утончённы и изысканны как греки. Музыка считалась пустой тратой времени, а потому свободнорожденный римлянин не играл на инструменте и не танцевал, это был удел профессиональных музыкантов и рабов.



Со временем римляне стали больше внимания уделять музыке, профессия музыкального учителя становится весьма востребованной в богатых домах. Появляется коллегия музыкантов, сопровождающих светские и религиозные мероприятия.



В поздней империи музыканты сопровождали выступления поэтов, цирковые и театральные представления, выступления танцоров-пантомимов. Большим успехом пользовались публичные концерты греческих произведений. Многие музыканты были любимцами императоров - кифареды Менкрат при Нероне и Месомед при Адриане. Император Нерон ввёл греческие состязания для поэтов, певцов и музыкантов, где и сам участвовал. В военных легионах существовали большие духовые оркестры. Музыка сопровождала и празднования Вакха на так называемых вакханалиях.

После завоевания Египта входит в популярность сложнейший инструмент гидравлос. Дорогое удовольствие для дворцов и роскошных вилл. Этот инструмент считается первым клавишным, с взвешенными клавишами, поэтому звуки извлекаются легчайшим касанием.



Но с войнами и победами грубел народ и грубело искусство. Для позднего Рима свойственна совершенно другая музыка. Изысканность уходит, на смену ей являются эффектные, часто грубые и порой даже кровавые зрелища. Развлечения стали единственной страстью граждан Рима, и музыка должна была поклоняться тоже развлечению. Из-за готовности музыки идти на любые нарушения законов природы определялась мера её услужливости. Громкие вопящие звуки, певцы, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, огромные хоры и оркестры, звучащие в унисон, танцоры с музыкантами, подхлёстывающие толпу в часы разгулья. Артисты, музыканты для того и существовали, чтобы доставлять удовольствия.

Упадок римской культуры длился несколько столетий, так что болезнь музыкального искусства стала казаться вечной, перманентной, как её постоянное свойство. Не успев развиться до серьезного искусства, дающего плоды культуре, музыка стала забавным ремеслом, презренным и недостойным свободного человека.


Переходя к культуре Византии, надо отметить, что исторических данных осталось совсем мало в виду разграбления и уничтожения великого множества наследия османами, турками. Вся информация, которую удалось собрать, касается в основном нотации гимнов, канонов, стихир. Византия была многообразной по этническому составу, поэтому сирийские веяния переплетались с эллинскими и славянскими. Поэтому и музыка была синтезом разных культур. Единственное, что в какой-то мере касается концертмейстерства, удалось найти интересные факты о популярности гидравлоса у знати и царей. Мусульманский посланник в 960м году описал пиршество при царствовании Константина Порфирородного, где музыкальную сторону обеспечивало три органа (золотой, серебряный и дополнительный). Каждый орган выполнял свою роль и имел свои особенности звучания. Как поведал историк Литурпранд в 10 веке, во время приёма золотые птицы на золотом троне, где восседал император, начинали в надлежащем случае гармонично петь с помощью духового органа. Так же на троне были фигуры львов, рычащие в нужный момент. Рядом с троном стояли 2 золотых дерева с птицами на ветвях, каждая имеющая своё особое звучание. Именно под звуковые команды органа проводились приёмы гостей. С одним звучанием подходили, кланялись, с другим - возвращались на место. Так же проходил приём и русской княжны Ольги.


В Древней Руси авторами и исполнителями обрядовой музыки были волхвы, а народной - скоморохи. Именно скоморохи явились первыми профессиональными музыкантами на Руси.

На площадях, в домах, на пирах исполнялись такие музыкальные жанры как былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельнын и другие жанры. Скоморохи использовали в своём творчестве гусли, волынки, свирели, дудки, бубны, трубы, гудки.



На пирах восхваляли доблесть исторических героев под музыкальное сопровождение. Жанр былина возник после захвата Руси татаро-монгольским игом, когда центром стал Великий Новгород.

Отдельным исконно русским жанром можно отметить искусство колокольного звона. Три вида звона: благовест (удары в самый большой колокол), перезвон (от самого маленького колокола до самого большого и наоборот), и, собственно сам колокольный звон виртуозная игра колоколов. Этому искусству звонарь учился всю жизнь.

Зарождение профессиональной музыки на Руси тесно связано с становлением Киевской Руси (9-13вв.). После крещения Руси в 988г. и укреплением связей с Византией появляется жанр духовной музыки, в которой ценилось качество "ангельского пения", чистого голоса без сопровождения инструментов, монодичная, и, если исполняемая хором, то в один голос. Древнерусская духовная и народная музыка находились в конфликте, т.к. первая была позаимствована из Византии, а вторая "наработана" национальным, но языческим путём.



Не только духовная и народная музыка существовали на Руси. По сохранившимся фрескам Софийского собора можно иметь представление и о светской музыке. На фресках изображён то один музыкант, то несколько, играющих на разных музыкальных инструментах и в сопровождении скоморохов, то органист, играющий на органе. Вообще древнерусские князья любили музыку во всех её проявлениях и ценили музыкантов.



Музыка Древней Руси - уникальное явление в истории. Был расширен и обогащён византийский канон, впитал со временем своеобразие национального характера. В итоге церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки. Получился неповторимый тандем, обеспечивший исконно рускую напевность, одухотворённость в произведениях и их исполнени.


История арабской музыки восходит к эпохе древних цивилизаций -ассирийской, египетской и вавилонской, существовавших на территории арабских стран до конца второго тысячелетия до н.э. Эти территории простирались от Индии до Атлантического океана, от Кавказа до середины Африки. Соответственно и арабская культура оказала влияние на все государства, находящиеся в этом ареале.

Влияние мусульманства на всей территории халифата в разные эпохи было неодинаковым. В начальный период 632-661 гг. музыка считалась греховным искусством и отвергалась приверженцами Корана. После вопрос шел о степени "порочности" музыки и аргументации против неё в принципе.Позже музыка завоёвывает всё более прочное влияние во дворе в Дамаске, потом в Багдаде и начинается "золотой век" арабской культуры (750-847гг). Громадные ассигнования выделялись на развитие музыки, литературы и науки. Высокого уровня достигается музыкальное исполнительство, выделен штат по теории и педагогики музыки.



Арабская музыка естественным образом подразделялась на 3 типа - светская, народная и культовая. Арабская профессиональная традиция основывалась в основном на инструментальной музыке. Один из основных инструментальных жанров - таксим, исполняемый по принципу макама, о котором будет сказано позже.

Культовая музыка была на особом положении. Ислам предназначал музыке прикладную функцию фона. Представители некоторых форм ислама были за полное изгнание музыки из культа. Среди "нетрадиционных" последователей Корана лишь суфии благоговели в своих обрядах перед музыкой. Более того, с помощью особых музыкальных приёмов достигали нужного религиозного транса. Даже распространились мифы о том, что суфийские шейхи умерли из-за постоянного слушания "божественной" музыки.



В различные эпохи арабский музыкальный звукоряд изменялся. Но в основе остаётся 7миступенный звукоряд с тоновой нюансировкой, при которой повышение и понижение тона может производиться до 1/8 тона. Из 100 теоретически возможных используются 70-80 ладов, основанных на принципе макама.

Макам - это одно из ключевых понятий в арабской, сирийской и турецкой музыке, обозначающее принцип музицирования. Это модальная (звукорядная) организация, где, в отличие от тональности, не важен определенный тонический устой; тип метроритмики; психоэмоциональный модус; лад с особой дефференциацией ладов, где есть главный, украшаемый и заключительный лад; жанр - вокально-инструментальная циклическая форма. Исполнение макама отличалось виртуозным блеском. Основные черты макама - при канонизации, определенной норматиности присутствовала импровизационная свобода.



Ладовые, тембровые и ритмические богатства арабской музыки неисчерпаемы. Арабская культура дала Западной Европе жизнеутверждающую земную струю. Многие страны позаимствовали музыкальные инструменты вследствие крестовых походов.


При изучении материала к докладу и написании его была цель определить роль и значимость профессии музыканта в разные эпохи в различных этнических культурах, степень взаимосвязи религиозных направлений с музыкальной эстетикой, и как результат, влияние этой взаимосвязи на уровень общегосударственной культуры. И я планирую продолжить изучать материал последующих эпох, не оставляя этой цели, так как убеждена, что плохо зная прошлое, повлиять на настоящее не представляется возможным.





4