СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Активные формы обучения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. Правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Активные формы обучения»»

КГУ «Майкаинская средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования Баянаульского района»



Доклад на тему:

«Активные формы обучения на уроках химии»

[Введите подзаголовок документа]


Учитель химии: Таштиева Ырысалды Жомартовна


2016 год

[Выберите дату]




Доклад на тему: «Активные формы обучения»

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Имитационные

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые

 

ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и т.д.) и др.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. Правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Рассмотрим подробнее основные активные методы обучения. 

Игровое проектирование на основе метода проектов

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:

1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

6. Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

7. Метод синектики (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.

Активные формы обучения

на уроках химии

Развитие учащихся в процессе обучения осуществляется средствами каждого учебного предмета, в том числе и химии. Химия как теоретическая наука оказывает существенное влияние на формирование научного мировоззрения и творческого мышления учащихся, поэтому обязательным условием развития школьников в процессе изучения химии является овладение приёмами умственных действий, необходимыми для усвоения химических знаний.

Следует отметить, что курс химии общеобразовательной школы содержит большой объем теоретического материала, на изучение которого отведено незначительное количество времени. Увеличение объема и глубины рассмотрения теоретических вопросов, числа формируемых абстрактных понятий, усиление роли символико-графических форм выражения информации ведет лишь к снижению качества знаний и познавательного интереса к предмету. В связи с этим возникает проблема разработки и внедрения новых приемов, средств и форм обучения.

Мы используем в учебном процессе проблемный метод в сочетании с активными формами обучения.

Активные формы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, и характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Технологическая модель каждого занятия включает три стадии: вызов, реализацию (осмысление) и рефлексию (размышление).

На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы активизирует участие школьников в образовательном процессе, формирует их познавательный интерес. В результате они могут самостоятельно определить цели дальнейшей учебной деятельности.

На стадии осмысления учащиеся знакомятся с новой информацией, систематизируют ее. Они получают возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учатся формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает школьникам отслеживать процесс собственного понимания новых идей.

На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления, включая в них новые понятия. Т.о., происходит присвоение нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом объекте. Сущность данного этапа составляет анализ учащимися развития и эффективности собственных мыслительных операций.

Данная модель задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. При организации учебной работы по такой модели школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления изучаемого материала, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли.

Для повышения результативности обучения учителю необходимо умение организовать и поддерживать дискуссию, задавая продуманные вопросы. Удачный вопрос, заданный в начале занятия, помогает заинтересовать учеников и активизировать имеющиеся у них знания. Следует отметить, что именно проблемные вопросы, т.е. требующие мысленных усилий при ответе, лучше всего помогают настроить учащихся на активную работу в течение всего урока. Проблемные вопросы стимулируют их логическое мышление и направляют мысленную деятельность на усвоение изучаемого материала.

После того как вопрос задан, важно предоставить школьникам время на размышление, чтобы у них была возможность сформулировать ответ. Если ответы связаны с прогнозированием, то необходимо дать ученикам возможность порассуждать в ходе беседы или организовать дискуссию. В процессе беседы следует задавать такие вопросы, которые способствовали бы развитию обсуждения, например: «Что вы могли бы добавить?», «А у тебя какое мнение?», «Как вы относитесь к высказанной идее?» и т.д. При этом учитель может использовать различные дополнительные вопросы, которые помогут отвечающему уточнить свою точку зрения или правильно и доступно выразить свою мысль. Важно обратить внимание на то, что всякий ответ должен быть доказательным, основываться на объяснениях, конкретных фактах, доказательствах.

Если в ходе урока возникает дискуссия, необходимо ее поддерживать, организовать обратную связь. Комментарии, которые даёт учитель, не должны напрямую ни поддерживать, ни отрицать ответы учеников. Тогда обсуждение остается открытым. Например: «Твоё мнение интересно», «Кто не согласен? Почему?», «Как вы ответили бы, если …» и т.д.

В процессе обсуждения необходимо включать всех учащихся, а не только тех, кто поднимает руку. Но при этом важно быстро двигаться вперед, иначе интерес учащихся у обсуждаемой проблеме снижается. В заключение обсуждения необходимо подвести итог.

Закрепление изученного материала учитель проводит в форме составления синквэйна.

Стадии рефлексии позволяет на заключительном этапе урока активизировать учебную деятельность учащихся и способствует непроизвольному запоминанию и усвоению изученного материала. Процесс повторения можно организовать и с помощью «толстых» вопросов.

Следует отметить, что в ходе дискуссий, рассуждений, бесед, организованных на уроке, совершенствуются монологическая речь учащихся, их умение пользоваться химической терминологией. Школьники учатся рассуждать, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, что в целом способствует развитию психических качеств личности и более эффективному усвоению знаний.

Применение проблемно-поискового метода и активных форм обучения в процессе изучения химии позволяет создать условия для развития познавательной активности, творческих способностей учащихся и более осознанного усвоения ими учебного материала.