Анализ эффективности организации работы с одаренными детьми, обмен опытом по данному направлению работы
Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Несомненно, реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня.
На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Для начала, определим, что "одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, более выраженными творческими проявлениями. Такие дети должны работать по особой программе, чтобы по максимуму реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества.
Перед учителем стоит несколько важных задач. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.
В нашей школе есть много одарённых детей, практически в каждом классе. Каждый из них имеет разные таланты: отличные вокальные данные, интеллектуальные, художественные, танцевальные, актёрские способности и т.д. Работать на уроках с такими детьми непросто, ведь я закладываю не только знания по своему предмету, но и пытаюсь создать все условия для развития и проявления детской одаренности. Основной прием – индивидуальный подход. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий.
Я считаю, что одарённым детям, нужно давать возможность попробовать свои силы в углубленном изучении предмета. Именно поэтому, я постоянно практикую индивидуальный подход, всячески привлекая их учувствовать в различных мероприятиях, связанных с моим предметом (английский язык). С детьми, имеющими особые интеллектуальные способности, а главное большой интерес к моему предмету я занимаюсь во внеурочное время. Для таких детей периодически проводятся викторины, олимпиады, соревнования по предмету, что ещё больше стимулирует их изучать мой предмет. Дети, проявляющие особые художественные способности, любят рисовать тематические стенгазеты, делать творческие проекты. Поэтому я даю домашние задание, разного уровня, а иногда на выбор. Актёрскими способностями в нашей школе наделено много харизматичных детей. Именно поэтому, в этом году мы-учителя английского языка собрали их вместе и задействовали их в сценке на английском языке «Алиса в стране чудес». Это дало хорошие результаты, всё больше детей заинтересовываются этим и желают учувствовать в подобных мероприятиях. Мы создали театральных коллектив «Креативные люди» для всех желающих. В школе, еженедельно, проводиться много разных мероприятий для развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей.
За 2015-2016 учебный год, мы усердно работали с учениками в разных направлениях, связанных с английским языком и достигли много успехов:
- ученица 8 класса заняла II место на районной олимпиаде по английскому языку;
- театральный коллектив «Креативные люди» с постановкой «Алиса в стране чудес» заняли I место в смотре театральных постановок на английском языке (по району);
- было проведено большое количество мероприятий в рамках школы: «День Европейских языков» 1-11 классы, «Мир поэзии» для 2-4 классов, «Конкурс театральных этюдов» для 8-10 классов и много других интересных мероприятий.
Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что работать с одарёнными детьми сложно, но интересно. Они, все, по-своему, индивидуальны и все воспринимают мой предмет по- разному, видят задания по-своему, поэтому, приходиться приложить максимум усилий, чтобы подобрать им правильное задание, найти правильное направление, верный подход. Но, это, также, позволяет педагогу учиться, совершенствовать свои знания и навыки, быть учителем, подходящим для «современного ученика». Именно когда учитель и ученик гармонично взаимодействуют, это даёт отличные результаты.