СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Игры как инструмент профессии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по обобщению опыта на данную тему. могут пользоваться учителя русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Игры как инструмент профессии"»



Игры как инструмент профессии

Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенки, I квалификационной категории.


Младшие подростки, и девятиклассники, и даже выпускники радостно оживляются, когда учитель проводит часть урока в игровой форме. Но только если случается подлинная живая игра, а не ее имитация. Это развлекательное и легкомысленное на первый взгляд занятие существует по своим трудноформализуемым законам и требует от педагога ничуть не меньшей мудрости, такта и точности, чем какая-нибудь образовательная технология.

Говоря о возможностях игры в обуче­нии школьников, неплохо сначала опреде­литься с тем, что же такое игра. Можно ли четко выделить границы игры, сказать, что вот это действие - игра, а вот этот эпизод - уже нет? Порой на этой почве возникают разногласия. «Тут же не было подсчета баллов» (или «дети не делились на команды», или «тут не было победите­лей»), поэтому «это не игра» говорят, оце­нивая некое мероприятие, одни. «Но ведь дети были так увлечены» (вариант «всем было весело и интересно»), поэтому «это была игра» отвечают другие.

Так или иначе, игра остается явлением загадочным и притягательным. Ее изуча­ют культурологи и философы, психологи и педагоги, математики и актеры... Одни пытаются открыть «формулу игры», дру­гие - разобраться в ее структуре, третьи пытаются «приручить» игру, чтобы с ее по­мощью решать различные задачи. Однако ни однозначного определения игры, ни единой общепризнанной классификации игр пока нет. Наверное, потому, что игра необычайно многогранна. Каждый иссле­дователь выделяет некий набор призна­ков и закономерностей и выстраивает их в структуру, запечатлевая очередные не­сколько граней.

Коренной при­знак игры - это возможно­сть внести разнообразие в привычный ход событий. Действительно, любая игра - это погружение в особую среду, в которой действуют особые правила и достигаются особые цели. С этой точки зрения к игро­вым компонентам на уроке можно отнести любой нестандартный ход, начиная от не­обычной расстановки рабочих мест учени­ков, оригинальное приветствие, новую си­стему оценки работы учеников и т.д. и т.п.

Из многообразия и изобилия игр и игро­вых приемов, которые можно использовать на уроках, выделяются формализованные игры, то есть игры с правилами, в которых достаточно четко расписаны роли и задачи участников и существует понятная система оценки результатов. Такие игры можно рас­сматривать как «мероприятия игрового ха­рактера», с вполне определенными «целями и задачами». Кстати, обычно играми назы­вают именно формализованные игры. Мы же понимаем понятие игры гораздо шире.

А теперь давайте поговорим о задачах и возможностях игры на школьном уроке. Сразу уточним, что игра на уроке - это не самоцель и не гарантия быстрого и безбо­лезненного решения всех проблем. Игра - это один из инструментов учительской профессии, инструмент, которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения дидактических, воспитатель­ных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что-то изменить (разнообразить, оживить, улучшить). Дело в том, что игра изменяет среду своего обитания.

С помощью игры скучную или малопо­нятную информацию можно сделать до­ступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока, а рассеянный класс - в чемпионов мира по внимательности.

Полноценная дидактическая игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и одновременно – на развитие личности ученика. Игра создает на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, атмосферу, которая спо- собствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциа- ла, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включит творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

Готовясь к проведению игры, учителю нужно ответить на несколько вопросов. Кто, где и как долго будет играть? Какой инвентарь понадобится? Какого педагогического результата мы ожидаем от игры? Насколько сложна организация игры? Обязательно нужно соотнести задачи, которые будут по- ставлены в ходе игры перед учениками, возможности учеников. Нужно учитывать, что задачи эти могут быть не только дидактическими, связанными с работой над определенным учебным материалом, но и организационными, например, с умением самостоятельно организо­вать свою работу или умением работать в группе. Не стоит проводить игры, сложные в организации в коллективе, возможностей и особенностей которого вы не знаете. Ес­ли, конечно, вы не собираетесь использо­вать игру в качестве теста.

Чтобы не испытать определенного ра­зочарования, нужно «просчитать» ход и возможные последствия игры, в частно­сти - понять, какие эмоции будут испыты­вать ученики в ходе игры, какие сложности могут возникнуть, предусмотреть способы разрешения возможных конфликтов и пу­ти выхода из сложных ситуаций.

Особое внимание нужно обратить на завершение игры. Пожалуй, главное, что может серьезно обидеть детей и свести все положительные стороны игры на нет, это допущенная учителем несправедли­вость (пусть даже кажущаяся) в оценке действий отдельных игроков или команд. Испытанный способ избежать подобных неприятностей - четкие критерии оценки результатов игры, прозрачность и кор­ректность определения итога игры. Жела­тельно озвучивать промежуточные итоги игры после каждого этапа. Можно зара­нее оговорить, что в случае примерного равенства результатов («допуск на равен­ство» должен быть озвучен) команды за­нимают одинаковое место. Нельзя обойти вниманием и такой деликатный момент, как награждение участников игры. Школь­ники, особенно младшие, относятся к этому довольно ревниво. Если по итогам игры предполагается вручение призов, то идеальным выходом будет награждение призами всех участников без исключения, очевидным победителям можно вручить более ценные призы или грамоты.

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интерес­ным самый скучный материал. Учащиеся бывают благодарны учителю, который «всегда что-то при­думывает» и тем самым облегчает запоминание и усвоение материала.

Предлагаемые игровые приемы можно использовать при закреплении орфографических и пунктуационных навыков, а также при повторении в начале года и особенно в конце, когда ребя­та уже устали, с нетерпением ждут каникул и с трудом включаются в процесс обучения. При выпол­нении некоторых заданий используются заранее приготовленные дидактические материалы, ко­торые включают в себя списки наиболее сложных и наиболее часто употребляемых слов по каж­дой изучаемой теме.

При организации работы учащиеся разбиваются на группы. В начале учебного года учитель рассаживает учеников таким образом, чтобы в каждой группе были сильные и слабые учащиеся, учитывая по мере возможности пожелания самих ребят.

Игры.

Узаконенная шпаргалка

Обычно шпаргалка считается чем-то нехорошим. Ну да, конечно, ведь шпаргал­ками пользуются для того, чтобы обмануть учителя, не учить материал.

А если учитель, наоборот, разрешит де­тям делать шпаргалки? И даже попросит их об этом? Ведь для того чтобы подгото­вить шпаргалку, нужно изучить или хотя бы просмотреть материал, выделить в нем главное, найти фрагменты, трудные для по­нимания или запоминания, наконец, нужно без ошибок переписать эти фрагменты. Се­рьезная, однако, работа. И очень полезная и для ученика, который потрудился-таки над изучаемой темой, и для учителя, который теперь будет иметь представление о том, насколько хорошо ученики разобрались в материале. Кому-то ведь шпаргалка не по­надобится вовсе, кто-то запишет несколько фраз или формул, а кому-то придется пере­писать чуть ли не весь параграф...

Возрастная группа. С 10 лет.

Цель. Научить анализировать матери­ал, выделять главное, фиксировать наибо­лее трудные фрагменты темы; проверить качество усвоения темы; развить инициа­тивность, творческое мышление.

Инвентарь. Изготавливается учениками.

Содержание. Учитель объявляет, что на следующем уроке состоится провероч­ная работа, на которой можно будет поль­зоваться шпаргалками. Каждый делает такую шпаргалку, какую хочет. Но можно обойтись и без шпаргалки, ее наличие или отсутствие никак не отразится на оценке. Дети готовят шпаргалки (а на самом де­ле - индивидуальные учебные пособия, самодельные опорные конспекты) и при­носят их на урок. После выполнения рабо­ты учитель может организовать выставку шпаргалок. Пусть дети перенимают друг у друга полезный опыт!


Ключи

Этот игровой прием применяется по­сле работы с достаточно большим объе­мом информации (например, со сложным текстом).

Возрастная группа. С 8 класса.

Цель. Усвоить изучаемую тему, научить структурировать информацию, развить умение находить в тексте ключевые слова, а также умение восстанавливать тек по ключевым словам; научить работать группе, отстаивать свою точку зрения.

Продолжительность. От 15 минут.

Подготовка. Класс разбивается на группы. Желательно, чтобы обсуждаемые тексты были в каждой группе.

Содержание. Группам дается задание: выделить в тексте ключевые слова. Причем количество таких слов у групп разное - 15, 10, 5 и 2. В случае если класс разбит на 8 групп, с одним набором слов работают 2 группы.

После того как группы выбрали ключевые слова, начинается обсуждение. Участники сопоставляют слова, аргументируют свой выбор. В процессе обсуждения можно двигаться как от общего к частному (этом случае начинают группы, которые выбирали 2 слова), так и наоборот – от частного к общему (в этом случае начина ют те, кто выбирал 15 слов).

Ведущий фиксирует называемые слов; (например, записывает их на доске).


Жмурки

Возрастная группа. 5-9 классы.

Цель. Закрепить или проверить усвое­ние учебного материала, развить навыки работы с методикой осуществления выбо­ра; научить сосредотачиваться.

Предметная область. Без ограничений (приведен пример использования на уро­ках русского языка).

Продолжительность. От 3 минут.

Подготовка. Игра используется при изучении различных правил, связанных с необходимостью выбора одного из двух вариантов. Например, при изучении таких правил орфографии, как правила выбо­ра слитного или раздельного написания, написания одной или двух букв, выбора одной из двух букв. Перед началом игры нужно договориться о движениях, при по­мощи которых обозначаются оба варианта (неплохо до начала игры потренировать учеников, чтобы они, не задумываясь, вы­бирали нужный знак-символ). Например, букву О можно показать, соединив концы большого и указательного пальцев, букву А - расставив эти же пальцы и направив их вниз и т.д.

Содержание. Игра начинается с того, что ученики опускают голову на парту, об­хватывают голову одной рукой, а другую руку поднимают (ею ребята будут показы­вать знаки). Такая поза не дает ученикам смотреть друг за другом, обеспечивая тем самым самостоятельность работы каждого; кроме того, поза способствует со­средоточенности, максимальной концен­трации внимания. Когда ученики готовы к игре, учитель начинает диктовать слова, а ученики при помощи оговоренных знаков-символов показывают вариант написания. Тот, кто ошибется, выбывает из игры и по­лучает штрафное задание, которое нужно выполнить до окончания игрового круга. Выигравшим считается тот, кто остается в кругу последним.

Рекомендации. В этой игре навык осуществления правильного выбора за­крепляется через движение, скорее даже через некий двигательный символ. По­сле проведения игры ученики, обдумывая правильность того или иного написания, нередко воспроизводят знакомые жесты.

Пароль

Возрастная группа. С 4 класса.

Цель. Провести оперативную фрон­тальную проверку класса на знание учеб­ного материала; обеспечить знание этого материала всеми учениками.

Продолжительность. 1-2 минуты.

Содержание. Учитель встречает ребят, стоя у входа в кабинет. Прежде чем вой­ти в класс, ученики должны произнести «пароль» - какое-либо правило, формулу, закон, продемонстрировать знание учеб­ного материала. Ученики выстраиваются в цепочку. Не знающие «пароля» отправля­ются в конец очереди. Их задача - опера­тивно вспомнить, прочитать или узнать у товарищей нужную информацию.

Рекомендации. Особый эффект дости­гается при проведении игры на уроке с проверочной работой. В этом случае (за­дания работы заранее записаны на доске) знание «пароля» необходимо, с одной сто­роны, для того, чтобы поскорее начать вы­полнение заданий, а с другой - для того, чтобы правильно их выполнить.

Мордашки

Возраст. С 1 класса.

Цель. Оперативно оценить эмоцио­нально-психологическое состояние клас­са; развить навык самоанализа.

Продолжительность. 20 секунд.

Инвентарь. Комплект из трех смайли­ков для каждого ученика.

Содержание. У каждого ученика есть три карточки с изображением вырази­тельных рожиц - смайликов. Одна ро­жица веселая, другая грустная, а третья спокойная. Перед началом урока учитель предлагает детям поднять над головой ту карточку, которая больше совпадает с их настроением. Так проводится сверхопе­ративный мониторинг настроения класса.

Рекомендации. Можно повторить этот тест в конце урока. Сразу станет ясно, как изменилось настроение учеников в ходе урока.


Игры с отметками

Любой компонент урока может быть из­менен. И очень часто ученики приветству­ют эти изменения. Пожалуй, больше все­го они радуются, когда учитель начинает играть с отметками.

Призовые баллы. В ходе урока часто находится повод поощрить учеников (за активность, толковое замечание, хороший вопрос, красивое решение и т.п.), но при этом до классической пятерки их достиже­ния могут и недотягивать. Что делать? Ко­нечно, вводить накопительную систему по­ощрительных баллов. Называть эти баллы можно по-разному. Экю, плюсами, умни­ками, звездочками. Главное, чтобы были разработаны понятные критерии «разда­чи» этих баллов и система периодической «конвертации» их в обычные отметки.

Антибалда. Дополнение к предыдущей идее. Можно воспользоваться способом, который реализован, в частности, в из­вестной игре «Балда». После каждого по­ражения игроку приписывается новая бук­ва слова «балда». Проиграл пять раз - и стал этим самым балдой. Только принцип этот нужно применить наоборот. Накапли­вать буквы какого-нибудь «хорошего» сло­ва - «молодец», «пятерка», «чемпион» и т.п. Буквы даются по тому же принципу, что и призовые баллы. Если у ученика набрался полный комплект букв - учитель как-то реа­гирует на это. Ставит пятерку, например.

Командная оценка. Если задание выполняет команда, то даже при обычной пятибалль­ной системе поставленная кому-нибудь двойка перестает быть синонимом прова­ла. Это уже не отрицательный, а положи­тельный результат, это целых 2 балла, ко­торые пополнят общую копилку команды.

Райтинг (пример из книги А.А.Гина, 2005, автор идеи Е.М.Кожевин). Отмет­ка может быть дробью. В числителе - от­метка ученика (ставится учеником после окончания работы и ее самопроверки), в знаменателе - отметка учителя. Название приема происходит от английского слова right (правильно). Прием особенно уместен в период осознания учениками параме­тров оценки их работ учителем. В процес­се осознания и принятия этих параметров в числителе и знаменателе все чаще будут стоять одинаковые цифры. Подобным об­разом можно оценивать, например, докла­ды, тренировочные контрольные работы, сочинения, индивидуальные задания.

Замечание. Конечно, мы все понимаем, чем отличаются отметки от оценок. Отмет­ка - это некий значок, символ, отражаю­щий уровень, доказанный учеником. Этот символ материален. Оценка - гораздо бо­лее широкое понятие. Оценивать можно все что угодно. Прическу, усердие, взаи­моотношения... Проявлять свою оценку тоже можно по-разному. Улыбкой, друже­ским похлопыванием по плечу, взглядом, жестом, интонацией, замечанием... От­метка - это всего лишь один из способов проявления оценки, не более.





Эстафета

Одним из игровых приемов является эстафета. Игра проходит следующим образом. В центре стола у каждой команды лежат пять листочков — на один листочек больше, чем членов команды. На каждом листочке написано слово, выделена ор­фограмма. Например, при повторении или зак­реплении темы «Мягкий знак после шипящих» на первом листочке может быть существительное муж­ского рода, оканчивающееся на шипящую, на вто­ром — существительное женского рода, на третьем - существительное в форме родительного падежа множественного числа, на четвертом — краткое прилагательное, на пятом — глагол.

Точно так же можно распределить на листочках слова по любой другой теме. Задача игроков — привести по одно­му, два, три подобных примера, в зависимости от необходимости и желания учителя. Записав при­меры, учащийся кладет листок на прежнее место и берет другой. Можно передавать листочки по кругу, но в таком случае неизбежна потеря вре­мени. Одни ученики справляются с заданием быстрее, другие медленнее, первые торопят отстаю­щих.

Наличие лишнего листочка позволяет каж­дому ученику работать в своем темпе. Если уча­щиеся затрудняются в подборе примеров, возможно предоставить им дидактический материал, откуда они смогут подобрать подходящие слова. Одни и те же слова не должны повторяться два раза.

По сигналу учителя первый этап игры заканчивается. Листочки передаются соседней команде для про­верки. При подведении итогов учитываются ко­личество записанных слов, количество ошибок в написании, соответствие заданной орфографии. Слова, в которых были допущены ошибки и ко­торые были размещены неправильно, записыва­ются в тетради и комментируются.

Используя дан­ную модель, возможно повторить несколько пра­вил, если это — повторение в конце или начале года или работа над ошибками. В таком случае на листочках размещаются примеры с различными орфограммами.

Целесообразно перед началом ра­боты провести опрос по той теме, над которой будут трудиться учащиеся. В процессе игры повто­ряется теоретический материал, закрепляются на­выки правописания, выявляются пробелы в зна­ниях.

Крестики-нолики

При работе по парам интересно использовать правила всем знакомой игры «Крестики-нолики». Ребятам раздаются листочки бумаги, расчерчивает­ся таблица, но вместо крестиков и ноликов в квад­ратики предлагается вписывать слова с изучае­мыми орфограммами.

Если изучается тема «Чере­дование гласных в корне слова», то игроки с за­даниями первого варианта вписывают слова с че­редующимися гласными и с буквой и, а игроки с заданиями второго варианта — с буквой е.

Если изучается тема «О и ё после шипящих», то, соот­ветственно, вписываются слова с буквами о и ё после шипящих и т.д. По окончании игры выяв­ляются победители, затем те, кто сыграл вничью. Некоторые из слов записываются в тетрадь и ком­ментируются.

Обмен

Игра «Обмен» также предполагает работу по парам, но в данном случае пары создаются и рас­падаются в течение игры произвольно. Каждому учащемуся выдается карточка, на которой напи­сано несколько слов с пропущенными буквами. Ему предстоит вставить пропущенные буквы и объяснить условия выбора. Лучше, если во всех словах будет вставляться одна и та же буква и необходимо будет вспомнить одно и то же прави­ло. Слабым учащимся можно предложить более /легкие для написания слова, а сильным - по­труднее, чтобы быть уверенным, что все спра­вятся с заданием. Во время выполнения задания учитель подходит к некоторым учащимся и ока­зывает им помощь. Разрешается пользоваться учеб­никами, словарями, схемами. Выполнив задание, ученик отыскивает взглядом товарища, который также закончил работу, и подходит в нему. Про­исходит обмен карточками. Вновь полученные кар­точки изучаются, учащиеся объясняют друг дру­гу, какие буквы надо вставить в слова и почему. Если ответ неверный, то владелец карточки указывает на ошибку и объясняет правило. В спорных случаях возможно обращение к учителю. Затем слова записываются в тетрадь, орфограммы вы­деляются, ученик ищет следующего партнера, чтобы продолжить игру.

Игра заканчивается по сигналу учителя. Под­считывается количество слов, выявляются побе­дители. Пока класс выполняет следующее зада­ние, учитель просматривает тетради победивших и в случае обнаружения ошибок корректирует результаты. Ошибки анализируются, слова запи­сываются.

Итоги можно подвести и другим способом: собрать тетради и оценить каждую работу исходя из количества правильно написанных слов, а оцен­ки выставить в журнал. Подобная форма работы используется и при изучении пунктуации, тогда ребятам предлагается расставить знаки препина­ния и объяснить пунктограмму. В качестве вари­анта вместе с заданиями «Вставьте пропущенные буквы» или «Расставьте знаки препинания» дает­ся дополнительное: найти «третье лишнее» и объяс­нить, почему именно это слово или предложение является третьим лишним. Карточки в таком слу­чае заполняются соответствующим дидактическим материалом.

Преимущество данной модели урока в том, что она, с одной стороны, стимулирует учащихся к выполнению как можно большего количества за­даний, а с другой стороны — позволяет каждому работать в своем темпе. К тому же все участники игры выступают не только в роли обучаемых, но и обучающих, что повышает их самооценку. Воз­можность во время урока передвигаться по клас­су снимает напряженность.

Широко известен способ коллективного сочи­нения сказки или рассказа, когда один учащийся начинает историю, второй продолжает и т.д. По­добную работу можно провести на уроке разви­тия речи, используя принцип игры «Обмен», что позволит вовлечь в работу одновременно весь класс. Учащимся выдаются листочки. Они пишут начало рассказа или сказки — по три предложения. Затем ищут в классе того, кто уже закончил работу, обмениваются листочками и пишут фразу, вновь обмениваются до тех пор, пока учитель не пред­ложит закончить историю. После завершения ра­боты учащиеся делятся на группы по четыре че­ловека, читают и обсуждают сочинения, которые по окончании выполнения задания оказались у них на руках, выбирают лучшие. Лучшие сочине­ния прочитываются учителем и обсуждаются всем классом.

При работе над описанием также используется данная модель. Например, при изучении темы «Описание помещения» предлагается описать жи­лища различных сказочных героев, героев фантас­тических произведений, героев различных повес­тей и рассказов. При работе над описанием внеш­ности — внешность тех же самых героев. Задания должны быть у всех разные. При работе над сочи­нением-рассуждением учащиеся продолжают фра­зу: «Я считаю, что...»; второй, третий, четвертый ученики приводят доказательства данного сужде­ния, пятый делает вывод. При использовании этой формы работы сочинение превращается в увлека­тельное занятие и для учителя, и для ученика.

По мере того как учащиеся усваивают правила и привыкают к выполнению подобных заданий, проведение их занимает все меньше времени на уроке и приносит все больший результат. Учитель же постепенно накапливает необходимый дидак­тический материал, и в дальнейшем подготовка к проведению игр почти не занимает времени.


Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изучен­ных орфограмм, четко формулировать наименования орфо­грамм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, на­зовите мне слова с орфограммой -тся- -тъся- в глаголах». И др.


Перепутаница (повторение спряжения)

• Соотнести существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не ме­няя их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам пра­вильно это сделать?

Собака хрюкает (хрюкать - I спр.);

Волк блеет (блеять -1 спр.);

Овца лает (лаять -1 спр.);

Свинья гогочет (гоготать -1 спр.);

Гусь кудахчет (кудахтать -1 спр.);

Кузнечик мяукает (мяукать - I спр.);

Кошка стрекочет (стрекотать -1 спр.);

Курица воет (выть -1 спр.).

• Соотнести существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не ме­няя их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам пра­вильно это сделать?

Ножницами пилят (пилить - II спр.);

Молотком ловят рыбу (ловить — II спр.);

Пилой выдергивают гвозди (выдергивать — I спр.);

Клещами режут (резать -1 спр.);

Зубной щёткой забивают гвозди (забивать -1 спр.);

Бритвой мерят температуру (мерить - II спр.);

Удочкой чистят зубы (чистить - II спр.);

Градусником бреют (брить -1 спр., искл.).


Непостоянная связка

Жила-была Связка быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

- В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире.

- Хорошо, - соглашалось Подлежащее, - но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределенной формой глагола.

- Согласно, - сказало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего - это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительную степень и частицу не.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихо­да прошедшего или будущего времени.


Влюбленный Глагол

Полюбил Глагол гордую и надменную частицу Не.

- Люблю! Обожаю! - восклицает он.

- Не люблю! Не хочу! - отвечает частица Не.

- Преклоняюсь перед Вами! - восхищается Глагол.

- Не подходи! - кричит частица Не.

Долго говорил ей Глагол о своих чувствах, но частица Не отвер­гала любовь Глагола. Удрученный несчастливой любовью, пошел Гла­гол скитаться по свету. Долго ли, коротко ли он путешествовал по ми­ру, но любовь звала его назад, к возлюбленной.

И вот они повстречались вновь. Встретила строптивая частица восторженный взгляд Глагола и закричала:

- Ненавижу!... - и вдруг замерла.

Обрадованный Глагол взял ее за руку. С тех пор частица Не сто­ит рядом с Глаголом в словах, которые без нее не употребляются: не­навидеть, нездоровится, недоумевать и некоторых других.



Навуходоносор (или наборщик)

В этой игре нужно из букв одного слова составить как мож­но больше других. Слова должны быть только существительны­ми, только нарицательными и только в начальной форме. Возь­мем слово Навуходоносор. Какие из него можно составить сло­ва? Слова: ухо, уход, ход, донос, нос, сор можно выкроить из не­го прямо готовыми. А чтобы составить слова ворона, водонос, рондо, соха, доха, донор, хорда, врун, дрова, нужно буквы пере­ставлять. В придуманном слове ни одна буква не должна повто­ряться чаще, чем в исходном слове. Отсюда, кстати, другое на­звание этой игры - «Наборщик»: как будто в типографии наби­рается текст из имеющихся литер.

Игра обогащает словарный запас. Вот несколько слов, с ко­торыми интересно играть в «Навуходоносора»:

ГАСТРОНОМ

ЛЕКАРСТВО

КИНЕМАТОГРАФ

КРЕПОСТНИЦА

МЯСОРУБКА

КАРАКАТИЦА


Дружные работники

В студии телевидения проходила встреча с Однородными Чле­нами предложения.

- Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы? - спросил ведущий.

— На любые вопросы мы отвечаем только вместе.

- Что вы делаете в предложении?

- Выполняем работу одного из членов предложения.

- Кто из вас старший в группе?

- Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся наше­му руководителю - одному из членов предложения, а руководит нами Сказуемое.

- Можете ли вы работать без руководителя?

- Да, можем самостоятельно трудиться в роли подлежащего.

- Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям?

— Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами.


Найди общее слово

Задание устное. Найти общее слово:

1) понедельник, суббота (ответ: дни недели);

2) понедельник, среда (рабочие дни); А теперь из русского языка:

1) сказуемое, дополнение (члены предложения);

2) подлежащее сказуемое (главные члены предложения);

3) дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);

4) запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).

- Как называется раздел науки о языке, который не может обойтись без этих понятий? (Синтаксис).

Найди обобщающее понятие.

Найти (устно) обобщающее понятие к определениям. Записать в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:

1) личное, притяжательное ( местоимение);

2) порядковое, количественное (числительное);

3) повествовательное, вопросительное (предложение);

4) прямое, косвенное (дополнение);

5) глухой, звонкий (согласный);

6) простое, сложное (предложение);

7) гласные, согласные (звуки);

8) настоящее, прошедшее (время);

9) полное, неполное (предложение). ( Ответ: 4, 5, 6, 9).

На первом этапе урока. Актуализация имеющихся знаний.

Данные виды работ развивают быстроту реакции, непроизвольное внимание, формируют умение слушать и слышать, понимать учителя, быть независимым от мнения других. 1.


Буквенный диктант.

1. Даётся задание: выпишите в порядке следования буквы основы предложения воспринимаются на слух):

а) Московские магистрали освещены всю ночь;

б) Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девочку за косичку;

в) Лесная ежевика царапала руки. (МОЛОДЕЦ)


а) Он толкнул девочку;

б) Лицо испачкано чернилами;

в) Чернота наступила быстро;

г) Иван кашлял уже давно. (ОТЛИЧНИК).


2. Можно подобрать такие предложения или вопросы, чтобы в результате появилось слово, которому надо дать определение, использовать для разбора или записать на доску как тему урока, например:


- Запишите начальные буквы сказуемых всех предложений по порядку (при изучении темы «Простое и составное глагольное сказуемое», 8-й класс).

1) Мама гладит бельё.

2) Пианист любит аккомпанировать известной певице Образцовой.

3) Ученик уже готов отвечать.

4) Врач лечит больных детей. (ГЛАГОЛ).


3. Ещё вариант.

1. Корова умеет мычать.

2. Ответ надо искать в конце задачника.

3. Маша, дочка капитана Миронова, краснела от радости.(УМНИК)


Числовые диктанты.

1) От количества главных членов в предложе­нии Он шел и весело пел отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3 — 0 = 3.)

2) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:

Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов. (2x2 = 4)

  1. Количество слов в союзе СПП (сложнопод­чиненного предложения) После того как мы пообе­дали, мы пошли гулять умножьте на число запятых в пред­ложении (3x1= 3).


Использование подобных приемов позволяет учи­телю избавиться от необходимости фронтальных опросов, включить в работу всех учащихся и полу­чить мгновенную диагностику.

С их помощью можно быстро проверить правиль­ность выполнения домашнего задания, заострить внимание на том, что оказалось трудным, и сразу же или в течение урока обязательно разъяснить, скорректировать непонятое.

Кроме того, эти задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание.


Цифровой диктант (иначе — игра «Блеф-клуб»).

Дается установка: предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочны­ми. Если вы согласны со сказанным — ставьте циф­ру 1 в тетради, если нет — 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Итак, я утверждаю:

1) Слово пунктуация произошло от пунктуаль­ный.

2) В предложении Скоро будет лето в граммати­ческой основе нет сказуемого.

3) В предложении Мы живем в городе, где стро­ится много новых красивых домов в придаточном предложении есть определение.

4) Придаточное предложение может стоять толь­ко после главного.

5) Независимое предложение в составе сложно­подчиненного называется главным.

6) О и О — это схема сложносочиненного пред­ложения с союзом и.

Ответы: 001010.

Этот вид задания хорош для детей, имеющих проблемы с речью, с логическим мышлением. Его можно использовать на первом этапе, постепенно переходя к более сложным заданиям.

Игра «Кто хочет стать миллионером?»).

Дается установка: в каждом блоке выберите пра­вильный вариант/варианты ответа.

8-й класс, тема «Простое и сложное предложе­ние».

1) Предложения бывают:

а) простые;

б) сложные;

в) составные.


2) Простые предложения могут быть:

а) повествовательными, вопросительными, вос­клицательными;

б) повествовательными, вопросительными, по­будительными;

в) восклицательными и невосклицательными;

г) односоставными, двусоставными и трехсоставными;

д) полными, неполными, краткими;

е) полными и неполными;

ж) распространенными, нераспространенными и малораспространенными.


В 9-м классе к этой игре можно добавить следую­щие утверждения.

3) Сложные предложения могут быть:

а) союзными;

б) бессоюзными;

в) многосоюзными;

г) сложносочинительными;

д) сложноподчинительными;

е) сложноподчиненными. Ответы: 1 аб, 2 бве, 3 абе.

В конце игры считаем «призы» за каждый пра­вильный ответ.

Подобные игры вызывают веселье, смех в клас­се, чувство легкости при овладении материалом.


Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.


В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.


Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.


При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


12