Игры как инструмент профессии
Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенки, I квалификационной категории.
Младшие подростки, и девятиклассники, и даже выпускники радостно оживляются, когда учитель проводит часть урока в игровой форме. Но только если случается подлинная живая игра, а не ее имитация. Это развлекательное и легкомысленное на первый взгляд занятие существует по своим трудноформализуемым законам и требует от педагога ничуть не меньшей мудрости, такта и точности, чем какая-нибудь образовательная технология.
Говоря о возможностях игры в обучении школьников, неплохо сначала определиться с тем, что же такое игра. Можно ли четко выделить границы игры, сказать, что вот это действие - игра, а вот этот эпизод - уже нет? Порой на этой почве возникают разногласия. «Тут же не было подсчета баллов» (или «дети не делились на команды», или «тут не было победителей»), поэтому «это не игра» говорят, оценивая некое мероприятие, одни. «Но ведь дети были так увлечены» (вариант «всем было весело и интересно»), поэтому «это была игра» отвечают другие.
Так или иначе, игра остается явлением загадочным и притягательным. Ее изучают культурологи и философы, психологи и педагоги, математики и актеры... Одни пытаются открыть «формулу игры», другие - разобраться в ее структуре, третьи пытаются «приручить» игру, чтобы с ее помощью решать различные задачи. Однако ни однозначного определения игры, ни единой общепризнанной классификации игр пока нет. Наверное, потому, что игра необычайно многогранна. Каждый исследователь выделяет некий набор признаков и закономерностей и выстраивает их в структуру, запечатлевая очередные несколько граней.
Коренной признак игры - это возможность внести разнообразие в привычный ход событий. Действительно, любая игра - это погружение в особую среду, в которой действуют особые правила и достигаются особые цели. С этой точки зрения к игровым компонентам на уроке можно отнести любой нестандартный ход, начиная от необычной расстановки рабочих мест учеников, оригинальное приветствие, новую систему оценки работы учеников и т.д. и т.п.
Из многообразия и изобилия игр и игровых приемов, которые можно использовать на уроках, выделяются формализованные игры, то есть игры с правилами, в которых достаточно четко расписаны роли и задачи участников и существует понятная система оценки результатов. Такие игры можно рассматривать как «мероприятия игрового характера», с вполне определенными «целями и задачами». Кстати, обычно играми называют именно формализованные игры. Мы же понимаем понятие игры гораздо шире.
А теперь давайте поговорим о задачах и возможностях игры на школьном уроке. Сразу уточним, что игра на уроке - это не самоцель и не гарантия быстрого и безболезненного решения всех проблем. Игра - это один из инструментов учительской профессии, инструмент, которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что-то изменить (разнообразить, оживить, улучшить). Дело в том, что игра изменяет среду своего обитания.
С помощью игры скучную или малопонятную информацию можно сделать доступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока, а рассеянный класс - в чемпионов мира по внимательности.
Полноценная дидактическая игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и одновременно – на развитие личности ученика. Игра создает на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, атмосферу, которая спо- собствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциа- ла, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включит творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Готовясь к проведению игры, учителю нужно ответить на несколько вопросов. Кто, где и как долго будет играть? Какой инвентарь понадобится? Какого педагогического результата мы ожидаем от игры? Насколько сложна организация игры? Обязательно нужно соотнести задачи, которые будут по- ставлены в ходе игры перед учениками, возможности учеников. Нужно учитывать, что задачи эти могут быть не только дидактическими, связанными с работой над определенным учебным материалом, но и организационными, например, с умением самостоятельно организовать свою работу или умением работать в группе. Не стоит проводить игры, сложные в организации в коллективе, возможностей и особенностей которого вы не знаете. Если, конечно, вы не собираетесь использовать игру в качестве теста.
Чтобы не испытать определенного разочарования, нужно «просчитать» ход и возможные последствия игры, в частности - понять, какие эмоции будут испытывать ученики в ходе игры, какие сложности могут возникнуть, предусмотреть способы разрешения возможных конфликтов и пути выхода из сложных ситуаций.
Особое внимание нужно обратить на завершение игры. Пожалуй, главное, что может серьезно обидеть детей и свести все положительные стороны игры на нет, это допущенная учителем несправедливость (пусть даже кажущаяся) в оценке действий отдельных игроков или команд. Испытанный способ избежать подобных неприятностей - четкие критерии оценки результатов игры, прозрачность и корректность определения итога игры. Желательно озвучивать промежуточные итоги игры после каждого этапа. Можно заранее оговорить, что в случае примерного равенства результатов («допуск на равенство» должен быть озвучен) команды занимают одинаковое место. Нельзя обойти вниманием и такой деликатный момент, как награждение участников игры. Школьники, особенно младшие, относятся к этому довольно ревниво. Если по итогам игры предполагается вручение призов, то идеальным выходом будет награждение призами всех участников без исключения, очевидным победителям можно вручить более ценные призы или грамоты.
Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Учащиеся бывают благодарны учителю, который «всегда что-то придумывает» и тем самым облегчает запоминание и усвоение материала.
Предлагаемые игровые приемы можно использовать при закреплении орфографических и пунктуационных навыков, а также при повторении в начале года и особенно в конце, когда ребята уже устали, с нетерпением ждут каникул и с трудом включаются в процесс обучения. При выполнении некоторых заданий используются заранее приготовленные дидактические материалы, которые включают в себя списки наиболее сложных и наиболее часто употребляемых слов по каждой изучаемой теме.
При организации работы учащиеся разбиваются на группы. В начале учебного года учитель рассаживает учеников таким образом, чтобы в каждой группе были сильные и слабые учащиеся, учитывая по мере возможности пожелания самих ребят.
Игры.
Узаконенная шпаргалка
Обычно шпаргалка считается чем-то нехорошим. Ну да, конечно, ведь шпаргалками пользуются для того, чтобы обмануть учителя, не учить материал.
А если учитель, наоборот, разрешит детям делать шпаргалки? И даже попросит их об этом? Ведь для того чтобы подготовить шпаргалку, нужно изучить или хотя бы просмотреть материал, выделить в нем главное, найти фрагменты, трудные для понимания или запоминания, наконец, нужно без ошибок переписать эти фрагменты. Серьезная, однако, работа. И очень полезная и для ученика, который потрудился-таки над изучаемой темой, и для учителя, который теперь будет иметь представление о том, насколько хорошо ученики разобрались в материале. Кому-то ведь шпаргалка не понадобится вовсе, кто-то запишет несколько фраз или формул, а кому-то придется переписать чуть ли не весь параграф...
Возрастная группа. С 10 лет.
Цель. Научить анализировать материал, выделять главное, фиксировать наиболее трудные фрагменты темы; проверить качество усвоения темы; развить инициативность, творческое мышление.
Инвентарь. Изготавливается учениками.
Содержание. Учитель объявляет, что на следующем уроке состоится проверочная работа, на которой можно будет пользоваться шпаргалками. Каждый делает такую шпаргалку, какую хочет. Но можно обойтись и без шпаргалки, ее наличие или отсутствие никак не отразится на оценке. Дети готовят шпаргалки (а на самом деле - индивидуальные учебные пособия, самодельные опорные конспекты) и приносят их на урок. После выполнения работы учитель может организовать выставку шпаргалок. Пусть дети перенимают друг у друга полезный опыт!
Ключи
Этот игровой прием применяется после работы с достаточно большим объемом информации (например, со сложным текстом).
Возрастная группа. С 8 класса.
Цель. Усвоить изучаемую тему, научить структурировать информацию, развить умение находить в тексте ключевые слова, а также умение восстанавливать тек по ключевым словам; научить работать группе, отстаивать свою точку зрения.
Продолжительность. От 15 минут.
Подготовка. Класс разбивается на группы. Желательно, чтобы обсуждаемые тексты были в каждой группе.
Содержание. Группам дается задание: выделить в тексте ключевые слова. Причем количество таких слов у групп разное - 15, 10, 5 и 2. В случае если класс разбит на 8 групп, с одним набором слов работают 2 группы.
После того как группы выбрали ключевые слова, начинается обсуждение. Участники сопоставляют слова, аргументируют свой выбор. В процессе обсуждения можно двигаться как от общего к частному (этом случае начинают группы, которые выбирали 2 слова), так и наоборот – от частного к общему (в этом случае начина ют те, кто выбирал 15 слов).
Ведущий фиксирует называемые слов; (например, записывает их на доске).
Жмурки
Возрастная группа. 5-9 классы.
Цель. Закрепить или проверить усвоение учебного материала, развить навыки работы с методикой осуществления выбора; научить сосредотачиваться.
Предметная область. Без ограничений (приведен пример использования на уроках русского языка).
Продолжительность. От 3 минут.
Подготовка. Игра используется при изучении различных правил, связанных с необходимостью выбора одного из двух вариантов. Например, при изучении таких правил орфографии, как правила выбора слитного или раздельного написания, написания одной или двух букв, выбора одной из двух букв. Перед началом игры нужно договориться о движениях, при помощи которых обозначаются оба варианта (неплохо до начала игры потренировать учеников, чтобы они, не задумываясь, выбирали нужный знак-символ). Например, букву О можно показать, соединив концы большого и указательного пальцев, букву А - расставив эти же пальцы и направив их вниз и т.д.
Содержание. Игра начинается с того, что ученики опускают голову на парту, обхватывают голову одной рукой, а другую руку поднимают (ею ребята будут показывать знаки). Такая поза не дает ученикам смотреть друг за другом, обеспечивая тем самым самостоятельность работы каждого; кроме того, поза способствует сосредоточенности, максимальной концентрации внимания. Когда ученики готовы к игре, учитель начинает диктовать слова, а ученики при помощи оговоренных знаков-символов показывают вариант написания. Тот, кто ошибется, выбывает из игры и получает штрафное задание, которое нужно выполнить до окончания игрового круга. Выигравшим считается тот, кто остается в кругу последним.
Рекомендации. В этой игре навык осуществления правильного выбора закрепляется через движение, скорее даже через некий двигательный символ. После проведения игры ученики, обдумывая правильность того или иного написания, нередко воспроизводят знакомые жесты.
Пароль
Возрастная группа. С 4 класса.
Цель. Провести оперативную фронтальную проверку класса на знание учебного материала; обеспечить знание этого материала всеми учениками.
Продолжительность. 1-2 минуты.
Содержание. Учитель встречает ребят, стоя у входа в кабинет. Прежде чем войти в класс, ученики должны произнести «пароль» - какое-либо правило, формулу, закон, продемонстрировать знание учебного материала. Ученики выстраиваются в цепочку. Не знающие «пароля» отправляются в конец очереди. Их задача - оперативно вспомнить, прочитать или узнать у товарищей нужную информацию.
Рекомендации. Особый эффект достигается при проведении игры на уроке с проверочной работой. В этом случае (задания работы заранее записаны на доске) знание «пароля» необходимо, с одной стороны, для того, чтобы поскорее начать выполнение заданий, а с другой - для того, чтобы правильно их выполнить.
Мордашки
Возраст. С 1 класса.
Цель. Оперативно оценить эмоционально-психологическое состояние класса; развить навык самоанализа.
Продолжительность. 20 секунд.
Инвентарь. Комплект из трех смайликов для каждого ученика.
Содержание. У каждого ученика есть три карточки с изображением выразительных рожиц - смайликов. Одна рожица веселая, другая грустная, а третья спокойная. Перед началом урока учитель предлагает детям поднять над головой ту карточку, которая больше совпадает с их настроением. Так проводится сверхоперативный мониторинг настроения класса.
Рекомендации. Можно повторить этот тест в конце урока. Сразу станет ясно, как изменилось настроение учеников в ходе урока.
Игры с отметками
Любой компонент урока может быть изменен. И очень часто ученики приветствуют эти изменения. Пожалуй, больше всего они радуются, когда учитель начинает играть с отметками.
Призовые баллы. В ходе урока часто находится повод поощрить учеников (за активность, толковое замечание, хороший вопрос, красивое решение и т.п.), но при этом до классической пятерки их достижения могут и недотягивать. Что делать? Конечно, вводить накопительную систему поощрительных баллов. Называть эти баллы можно по-разному. Экю, плюсами, умниками, звездочками. Главное, чтобы были разработаны понятные критерии «раздачи» этих баллов и система периодической «конвертации» их в обычные отметки.
Антибалда. Дополнение к предыдущей идее. Можно воспользоваться способом, который реализован, в частности, в известной игре «Балда». После каждого поражения игроку приписывается новая буква слова «балда». Проиграл пять раз - и стал этим самым балдой. Только принцип этот нужно применить наоборот. Накапливать буквы какого-нибудь «хорошего» слова - «молодец», «пятерка», «чемпион» и т.п. Буквы даются по тому же принципу, что и призовые баллы. Если у ученика набрался полный комплект букв - учитель как-то реагирует на это. Ставит пятерку, например.
Командная оценка. Если задание выполняет команда, то даже при обычной пятибалльной системе поставленная кому-нибудь двойка перестает быть синонимом провала. Это уже не отрицательный, а положительный результат, это целых 2 балла, которые пополнят общую копилку команды.
Райтинг (пример из книги А.А.Гина, 2005, автор идеи Е.М.Кожевин). Отметка может быть дробью. В числителе - отметка ученика (ставится учеником после окончания работы и ее самопроверки), в знаменателе - отметка учителя. Название приема происходит от английского слова right (правильно). Прием особенно уместен в период осознания учениками параметров оценки их работ учителем. В процессе осознания и принятия этих параметров в числителе и знаменателе все чаще будут стоять одинаковые цифры. Подобным образом можно оценивать, например, доклады, тренировочные контрольные работы, сочинения, индивидуальные задания.
Замечание. Конечно, мы все понимаем, чем отличаются отметки от оценок. Отметка - это некий значок, символ, отражающий уровень, доказанный учеником. Этот символ материален. Оценка - гораздо более широкое понятие. Оценивать можно все что угодно. Прическу, усердие, взаимоотношения... Проявлять свою оценку тоже можно по-разному. Улыбкой, дружеским похлопыванием по плечу, взглядом, жестом, интонацией, замечанием... Отметка - это всего лишь один из способов проявления оценки, не более.
Эстафета
Одним из игровых приемов является эстафета. Игра проходит следующим образом. В центре стола у каждой команды лежат пять листочков — на один листочек больше, чем членов команды. На каждом листочке написано слово, выделена орфограмма. Например, при повторении или закреплении темы «Мягкий знак после шипящих» на первом листочке может быть существительное мужского рода, оканчивающееся на шипящую, на втором — существительное женского рода, на третьем - существительное в форме родительного падежа множественного числа, на четвертом — краткое прилагательное, на пятом — глагол.
Точно так же можно распределить на листочках слова по любой другой теме. Задача игроков — привести по одному, два, три подобных примера, в зависимости от необходимости и желания учителя. Записав примеры, учащийся кладет листок на прежнее место и берет другой. Можно передавать листочки по кругу, но в таком случае неизбежна потеря времени. Одни ученики справляются с заданием быстрее, другие медленнее, первые торопят отстающих.
Наличие лишнего листочка позволяет каждому ученику работать в своем темпе. Если учащиеся затрудняются в подборе примеров, возможно предоставить им дидактический материал, откуда они смогут подобрать подходящие слова. Одни и те же слова не должны повторяться два раза.
По сигналу учителя первый этап игры заканчивается. Листочки передаются соседней команде для проверки. При подведении итогов учитываются количество записанных слов, количество ошибок в написании, соответствие заданной орфографии. Слова, в которых были допущены ошибки и которые были размещены неправильно, записываются в тетради и комментируются.
Используя данную модель, возможно повторить несколько правил, если это — повторение в конце или начале года или работа над ошибками. В таком случае на листочках размещаются примеры с различными орфограммами.
Целесообразно перед началом работы провести опрос по той теме, над которой будут трудиться учащиеся. В процессе игры повторяется теоретический материал, закрепляются навыки правописания, выявляются пробелы в знаниях.
Крестики-нолики
При работе по парам интересно использовать правила всем знакомой игры «Крестики-нолики». Ребятам раздаются листочки бумаги, расчерчивается таблица, но вместо крестиков и ноликов в квадратики предлагается вписывать слова с изучаемыми орфограммами.
Если изучается тема «Чередование гласных в корне слова», то игроки с заданиями первого варианта вписывают слова с чередующимися гласными и с буквой и, а игроки с заданиями второго варианта — с буквой е.
Если изучается тема «О и ё после шипящих», то, соответственно, вписываются слова с буквами о и ё после шипящих и т.д. По окончании игры выявляются победители, затем те, кто сыграл вничью. Некоторые из слов записываются в тетрадь и комментируются.
Обмен
Игра «Обмен» также предполагает работу по парам, но в данном случае пары создаются и распадаются в течение игры произвольно. Каждому учащемуся выдается карточка, на которой написано несколько слов с пропущенными буквами. Ему предстоит вставить пропущенные буквы и объяснить условия выбора. Лучше, если во всех словах будет вставляться одна и та же буква и необходимо будет вспомнить одно и то же правило. Слабым учащимся можно предложить более /легкие для написания слова, а сильным - потруднее, чтобы быть уверенным, что все справятся с заданием. Во время выполнения задания учитель подходит к некоторым учащимся и оказывает им помощь. Разрешается пользоваться учебниками, словарями, схемами. Выполнив задание, ученик отыскивает взглядом товарища, который также закончил работу, и подходит в нему. Происходит обмен карточками. Вновь полученные карточки изучаются, учащиеся объясняют друг другу, какие буквы надо вставить в слова и почему. Если ответ неверный, то владелец карточки указывает на ошибку и объясняет правило. В спорных случаях возможно обращение к учителю. Затем слова записываются в тетрадь, орфограммы выделяются, ученик ищет следующего партнера, чтобы продолжить игру.
Игра заканчивается по сигналу учителя. Подсчитывается количество слов, выявляются победители. Пока класс выполняет следующее задание, учитель просматривает тетради победивших и в случае обнаружения ошибок корректирует результаты. Ошибки анализируются, слова записываются.
Итоги можно подвести и другим способом: собрать тетради и оценить каждую работу исходя из количества правильно написанных слов, а оценки выставить в журнал. Подобная форма работы используется и при изучении пунктуации, тогда ребятам предлагается расставить знаки препинания и объяснить пунктограмму. В качестве варианта вместе с заданиями «Вставьте пропущенные буквы» или «Расставьте знаки препинания» дается дополнительное: найти «третье лишнее» и объяснить, почему именно это слово или предложение является третьим лишним. Карточки в таком случае заполняются соответствующим дидактическим материалом.
Преимущество данной модели урока в том, что она, с одной стороны, стимулирует учащихся к выполнению как можно большего количества заданий, а с другой стороны — позволяет каждому работать в своем темпе. К тому же все участники игры выступают не только в роли обучаемых, но и обучающих, что повышает их самооценку. Возможность во время урока передвигаться по классу снимает напряженность.
Широко известен способ коллективного сочинения сказки или рассказа, когда один учащийся начинает историю, второй продолжает и т.д. Подобную работу можно провести на уроке развития речи, используя принцип игры «Обмен», что позволит вовлечь в работу одновременно весь класс. Учащимся выдаются листочки. Они пишут начало рассказа или сказки — по три предложения. Затем ищут в классе того, кто уже закончил работу, обмениваются листочками и пишут фразу, вновь обмениваются до тех пор, пока учитель не предложит закончить историю. После завершения работы учащиеся делятся на группы по четыре человека, читают и обсуждают сочинения, которые по окончании выполнения задания оказались у них на руках, выбирают лучшие. Лучшие сочинения прочитываются учителем и обсуждаются всем классом.
При работе над описанием также используется данная модель. Например, при изучении темы «Описание помещения» предлагается описать жилища различных сказочных героев, героев фантастических произведений, героев различных повестей и рассказов. При работе над описанием внешности — внешность тех же самых героев. Задания должны быть у всех разные. При работе над сочинением-рассуждением учащиеся продолжают фразу: «Я считаю, что...»; второй, третий, четвертый ученики приводят доказательства данного суждения, пятый делает вывод. При использовании этой формы работы сочинение превращается в увлекательное занятие и для учителя, и для ученика.
По мере того как учащиеся усваивают правила и привыкают к выполнению подобных заданий, проведение их занимает все меньше времени на уроке и приносит все больший результат. Учитель же постепенно накапливает необходимый дидактический материал, и в дальнейшем подготовка к проведению игр почти не занимает времени.
Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся- -тъся- в глаголах». И др.
Перепутаница (повторение спряжения)
• Соотнести существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?
Собака хрюкает (хрюкать - I спр.);
Волк блеет (блеять -1 спр.);
Овца лает (лаять -1 спр.);
Свинья гогочет (гоготать -1 спр.);
Гусь кудахчет (кудахтать -1 спр.);
Кузнечик мяукает (мяукать - I спр.);
Кошка стрекочет (стрекотать -1 спр.);
Курица воет (выть -1 спр.).
• Соотнести существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?
Ножницами пилят (пилить - II спр.);
Молотком ловят рыбу (ловить — II спр.);
Пилой выдергивают гвозди (выдергивать — I спр.);
Клещами режут (резать -1 спр.);
Зубной щёткой забивают гвозди (забивать -1 спр.);
Бритвой мерят температуру (мерить - II спр.);
Удочкой чистят зубы (чистить - II спр.);
Градусником бреют (брить -1 спр., искл.).
Непостоянная связка
Жила-была Связка быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
- В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире.
- Хорошо, - соглашалось Подлежащее, - но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределенной формой глагола.
- Согласно, - сказало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего - это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительную степень и частицу не.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Влюбленный Глагол
Полюбил Глагол гордую и надменную частицу Не.
- Люблю! Обожаю! - восклицает он.
- Не люблю! Не хочу! - отвечает частица Не.
- Преклоняюсь перед Вами! - восхищается Глагол.
- Не подходи! - кричит частица Не.
Долго говорил ей Глагол о своих чувствах, но частица Не отвергала любовь Глагола. Удрученный несчастливой любовью, пошел Глагол скитаться по свету. Долго ли, коротко ли он путешествовал по миру, но любовь звала его назад, к возлюбленной.
И вот они повстречались вновь. Встретила строптивая частица восторженный взгляд Глагола и закричала:
- Ненавижу!... - и вдруг замерла.
Обрадованный Глагол взял ее за руку. С тех пор частица Не стоит рядом с Глаголом в словах, которые без нее не употребляются: ненавидеть, нездоровится, недоумевать и некоторых других.
Навуходоносор (или наборщик)
В этой игре нужно из букв одного слова составить как можно больше других. Слова должны быть только существительными, только нарицательными и только в начальной форме. Возьмем слово Навуходоносор. Какие из него можно составить слова? Слова: ухо, уход, ход, донос, нос, сор можно выкроить из него прямо готовыми. А чтобы составить слова ворона, водонос, рондо, соха, доха, донор, хорда, врун, дрова, нужно буквы переставлять. В придуманном слове ни одна буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове. Отсюда, кстати, другое название этой игры - «Наборщик»: как будто в типографии набирается текст из имеющихся литер.
Игра обогащает словарный запас. Вот несколько слов, с которыми интересно играть в «Навуходоносора»:
ГАСТРОНОМ
ЛЕКАРСТВО
КИНЕМАТОГРАФ
КРЕПОСТНИЦА
МЯСОРУБКА
КАРАКАТИЦА
Дружные работники
В студии телевидения проходила встреча с Однородными Членами предложения.
- Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы? - спросил ведущий.
— На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
- Что вы делаете в предложении?
- Выполняем работу одного из членов предложения.
- Кто из вас старший в группе?
- Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся нашему руководителю - одному из членов предложения, а руководит нами Сказуемое.
- Можете ли вы работать без руководителя?
- Да, можем самостоятельно трудиться в роли подлежащего.
- Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям?
— Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами.
Найди общее слово
Задание устное. Найти общее слово:
1) понедельник, суббота (ответ: дни недели);
2) понедельник, среда (рабочие дни); А теперь из русского языка:
1) сказуемое, дополнение (члены предложения);
2) подлежащее сказуемое (главные члены предложения);
3) дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
4) запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
- Как называется раздел науки о языке, который не может обойтись без этих понятий? (Синтаксис).
Найди обобщающее понятие.
Найти (устно) обобщающее понятие к определениям. Записать в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:
1) личное, притяжательное ( местоимение);
2) порядковое, количественное (числительное);
3) повествовательное, вопросительное (предложение);
4) прямое, косвенное (дополнение);
5) глухой, звонкий (согласный);
6) простое, сложное (предложение);
7) гласные, согласные (звуки);
8) настоящее, прошедшее (время);
9) полное, неполное (предложение). ( Ответ: 4, 5, 6, 9).
На первом этапе урока. Актуализация имеющихся знаний.
Данные виды работ развивают быстроту реакции, непроизвольное внимание, формируют умение слушать и слышать, понимать учителя, быть независимым от мнения других. 1.
Буквенный диктант.
1. Даётся задание: выпишите в порядке следования буквы основы предложения воспринимаются на слух):
а) Московские магистрали освещены всю ночь;
б) Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девочку за косичку;
в) Лесная ежевика царапала руки. (МОЛОДЕЦ)
а) Он толкнул девочку;
б) Лицо испачкано чернилами;
в) Чернота наступила быстро;
г) Иван кашлял уже давно. (ОТЛИЧНИК).
2. Можно подобрать такие предложения или вопросы, чтобы в результате появилось слово, которому надо дать определение, использовать для разбора или записать на доску как тему урока, например:
- Запишите начальные буквы сказуемых всех предложений по порядку (при изучении темы «Простое и составное глагольное сказуемое», 8-й класс).
1) Мама гладит бельё.
2) Пианист любит аккомпанировать известной певице Образцовой.
3) Ученик уже готов отвечать.
4) Врач лечит больных детей. (ГЛАГОЛ).
3. Ещё вариант.
1. Корова умеет мычать.
2. Ответ надо искать в конце задачника.
3. Маша, дочка капитана Миронова, краснела от радости.(УМНИК)
Числовые диктанты.
1) От количества главных членов в предложении Он шел и весело пел отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3 — 0 = 3.)
2) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:
Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов. (2x2 = 4)
Количество слов в союзе СПП (сложноподчиненного предложения) После того как мы пообедали, мы пошли гулять умножьте на число запятых в предложении (3x1= 3).
Использование подобных приемов позволяет учителю избавиться от необходимости фронтальных опросов, включить в работу всех учащихся и получить мгновенную диагностику.
С их помощью можно быстро проверить правильность выполнения домашнего задания, заострить внимание на том, что оказалось трудным, и сразу же или в течение урока обязательно разъяснить, скорректировать непонятое.
Кроме того, эти задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание.
Цифровой диктант (иначе — игра «Блеф-клуб»).
Дается установка: предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным — ставьте цифру 1 в тетради, если нет — 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.
Итак, я утверждаю:
1) Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого.
3) В предложении Мы живем в городе, где строится много новых красивых домов в придаточном предложении есть определение.
4) Придаточное предложение может стоять только после главного.
5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
6) О и О — это схема сложносочиненного предложения с союзом и.
Ответы: 001010.
Этот вид задания хорош для детей, имеющих проблемы с речью, с логическим мышлением. Его можно использовать на первом этапе, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Игра «Кто хочет стать миллионером?»).
Дается установка: в каждом блоке выберите правильный вариант/варианты ответа.
8-й класс, тема «Простое и сложное предложение».
1) Предложения бывают:
а) простые;
б) сложные;
в) составные.
2) Простые предложения могут быть:
а) повествовательными, вопросительными, восклицательными;
б) повествовательными, вопросительными, побудительными;
в) восклицательными и невосклицательными;
г) односоставными, двусоставными и трехсоставными;
д) полными, неполными, краткими;
е) полными и неполными;
ж) распространенными, нераспространенными и малораспространенными.
В 9-м классе к этой игре можно добавить следующие утверждения.
3) Сложные предложения могут быть:
а) союзными;
б) бессоюзными;
в) многосоюзными;
г) сложносочинительными;
д) сложноподчинительными;
е) сложноподчиненными. Ответы: 1 аб, 2 бве, 3 абе.
В конце игры считаем «призы» за каждый правильный ответ.
Подобные игры вызывают веселье, смех в классе, чувство легкости при овладении материалом.
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
12