МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики
Тема:
«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС ДО»
Подготовила: учитель-логопед Чимрова Е.А.
Шумерля, 2016
Актуальность внедрения ИКТ.
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Острой проблемой для ДОУ, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ОВЗ. В рамках введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.
Цель:
оптимизация коррекционного процесса дошкольников посредством информационно – компьютерных технологий для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.
Задачи:
- изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников;
- создать медиатеку ЭОР для работы учителя-логопеда;
- внедрить инновационные методы ( использование ИКТ технологий) во все формы деятельности учителя-логопеда.
Система работы по внедрению ИКТ в работу учителя-логопеда:
- использование ИКТ в научно-методической деятельности;
- использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми;
- использование ИКТ во взаимодействии с педагогами;
- использование ИКТ во взаимодействии с родителями.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:
- работа над звукопроизношением;
- обучение грамоте;
- формирование лексико-грамматических средств;
- развитие связной речи;
- формирование зрительно-пространственных координаций;
- коррекционно-оздоровительная.
Принципы использования ИКТ.
Принцип активности.
Принцип доступности.
Принцип наглядности.
Принцип объективной оценки результатов деятельности.
Принцип научности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей-логопатов.
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип интерактивности компьютерных средств.
Задачи, решаемые в процессе использования ИКТ
на коррекционно-развивающих занятиях
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
2. Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности;
- развитие познавательной активности, самоконтроля;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие и коррекция психических процессов.
3. Задачи творческого цикла
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности;
- развитие потребности к познанию.
Преимущество ИКТ в логопедической практике.
Для учителя-логопеда:
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- расширение педагогических контактов;
- наглядная демонстрация деятельности учителя-логопеда;
- средство самообразования;
- экономия временных ресурсов.
Для детей:
- использование современной игровой формы;
- формирование стойкой мотивации произвольных познавательных интересов;
- повышение самооценки ребенка;
- активность познавательной деятельности детей.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- качественная организация системы повышения квалификации.
Для родителей:
- активная работа с родителями;
- повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- более тесное взаимодействие с родителями.
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий.
1. Не использовать компьютер одновременно для занятия двух и более детей, независимо от их возраста.
2. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см.
3. Рекомендуемые дни недели для занятия с компьютером: вторник, среда, четверг-оптимальные, понедельник-допустимый.
4. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет- 2 раза в неделю.
5. Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3 раз в неделю.
6. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, продолжительность работы с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 мин, для детей 6 лет-до 10 мин.
7. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.
8. После занятий с детьми проводят гимнастику для глаз.
9. Продолжительность работы на компьютере на развивающих занятиях для детей 5 лет не должна превышать10 мин и для детей 6-7 лет-15 мин.
10. Занятия детей с компьютером проводить в присутствии педагога.