СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование проектной методики в условиях введения ФГОС на уроках геграфии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование проектной методики в условиях введения ФГОС на уроках геграфии"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Булгаковская основная школа











Использование проектной методики

в условиях введения ФГОС

на уроках географии

















Учитель географии 1 категории

Селезнева Елена Михайловна























2017 г.



«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

То и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н.Толстой)

В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности,

Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностным (социальные компетенции)

Предметным (.освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета виды деятельности применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях)

Метапредметным (освоение УУД)

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для всех без исключения школ.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне. Одним их таких методов является проектный метод обучения.

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап.

Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

- формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;

- осваиваются основы исследовательской деятельности;

- создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

- предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);

- развивается способность к рефлексии.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся об­ращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Это творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:

- анализ и формализация задачи;

- разработка модели решения;

- выбор инструментария и его обоснование;

- планирование работы;

- выполнение плана и его корректировка;

- проверка работы и разработка сопроводительной документации или отчета;

- защита работы.

Задачи проектной деятельности в школе:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются  общеучебные умения.

1.Рефлексивные:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

- умение находить несколько вариантов решения проблемы,

- умение выдвигать гипотезы,

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- внешняя оценка,

- самооценка.

4.Умение работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования,

- умение взаимодействия с разными партнерами,

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,

- навыки делового партнерского общения,

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские:

- умение проектировать процесс или изделие,

- умение планировать деятельность, время, ресурсы,

- умение принимать решение и прогнозировать их последствия,

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою точку зрения,

- умение находить компромисс,

- навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической речи,

- умение уверенно держать себя во время выступления,

- артистические умения,

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

8.Информационные умения и навыки:

- обучение работе на компьютере (MS Office, Power Point)

- обучение работе в сети Интернет,

- создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации,

- использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации,

- оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники,

- возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом,

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Курс географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это заключительный курс среднего географического образования, который опирается на определенную базу знаний и умений учащихся по географии.

Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

Метод проектов я применяю на уроках и внеурочной деятельности.

Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.

Работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы проекта мы используем следующие критерии:

- значимость данной информации для учащихся;

- социальная значимость проекта;

- связь с изучаемыми темами курса географии;

- возможность постановки проблемы;

- возможность использования личного опыта учащихся.

Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.

Учитель консультирует, направляет и координирует действия учащихся.

Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, творческими, информационными, практико – ориентированными, краткосрочными и долгосрочными и т.д.

Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка – изменения в природе – последствия для человека – способы рационального природопользования.

Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую.

Одним из проектов, который имеет экологическую и краеведческую направленность стал практико – ориентированный коллективный проект «Экологические тропы. Памятники Великой Отечественной войны». На первом этапе мы обследовали территорию. Произвели уборку территории от школы до памятника. На втором этапе оформили и развесили листовки на тему охраны природы. На третьем этапе разбили цветники на памятнике. Проект превратился и в какой то мере и в исследовательский, т.к. цветы на клумбах не цветут из-за большой затененности территории (подбирали неприхотливые цветущие растения; просили обрезать ветви у елей, чтобы было больше света). Работа по проекту продолжается и сейчас.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты, связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.

Были подготовлены информационные творческие проекты учащимися 9 класса: «Туристические маршруты по городам Европейской части России», «Народные промыслы Европейского Севера», «Города – герои», «Экскурсии по историческим местам Смоленской области» и др. Результатами проектов стали информационные брошюры, листовки; презентации к урокам географии.

Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.

Используя метод проектов на уроках географии я пришла к выводу:

- Данный метод интересен обучающимся, является стимулом для их самореализации.

- Проектная деятельность должна всегда работать на результат.