СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему"Коллективная и групповая формы организации обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективная и групповая  формы организации обучения в начальной школе.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему"Коллективная и групповая формы организации обучения в начальной школе"»



Коллективная и групповая формы

организации обучения в начальной школе.





Доклад.





















Выполнила:

учитель начальных

классов Шеянова М. А.

МБОУ « Спасская средняя школа»











Проблемы развития у детей инициативы, самостоятельности , творческой активности не перестают волновать современную школу. Значительную помощь в разрешении этих вопросов может оказать целенаправленная организация совместной деятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе применение коллективных форм работы вызывает у детей положительные эмоции, формирует не только умение общаться, оказывает помощь друг другу, совместно решать учебные задачи, но и способствует развитию индивидуальности каждого ребёнка, осознанию собственной значимостью в общем труде.

Групповые формы работы являются одним из условий формирования умений общаться, сотрудничать, имеют большое воспитательное и образовательное значение. Работой в малых группах , учащиеся учатся слушать друг друга, передают знания , объясняют непонятное товарищу, а умение научить другого – это высокий показатель уровня усвоения материала.

Работа по формированию взаимооценки и самооценки, использование коллективных форм работы создают хорошие условия для организации дифференцированного обучения, которое осуществляется в виде свободного выбора заданий на уроке и в домашней работе. При переходе в среднюю школу ученик будет готов к осознанным действиям по выбору факультативов, программ, специализации.

При организации групповой работы можно выделить ряд этапов. На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся.Используются такие приемы: в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника, для оценки своего ответа сам назначает «учителя»,вводятся приемы несловесного общения .Эти приемы во время учебных дискуссий-споров. Здесь нужно правильно подобрать вопросы, затем учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Формируются правила организации дискуссии: не говорить всем сразу, реагировать жестами, знаками. Усвоив приемы и правило совместной работы, дети используют их при общении в составе малой группы.

На втором этапе полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность коопераций людей для достижения или лучшего результата. Чтобы не было иждивенчества, задание, предлагаемое группе, членилось по количеству ее участников и каждый выполнял свою часть с последующим обсуждением. Правила общего обсуждения дополняются правилами дружной работы (перед работой договориться кто что будет делать, не спорить зря, а доказывать, объяснять, стараться понять друг друга.



Традиционно выделяют:

1)Парную работу ( двое учащихся выполняют какое-либо задание)

2)Единичную групповую ( в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп)

3) Дифференцированную групповую (у каждой группы своё задание, но все они подчинены единой цели)

Как показывает опыт начинать следует с организации парной работы, как самой простой. Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах.

Работа в парах проходит с первого класса - проверяют друг у друга домашнее задания, выполнение упражнения, выученное стихотворение.

Дети сначала приветствуют друг друга, договариваются ,кто будет отвечать первым.

Со второго класса задачи усложняются, используются карточки. Чтобы не наскучила работа в парах , её нужно разнообразить. Менять сидящих , 1ряд 2 вариант – садятся на 2 ряд 1 варианта, 2 вариант 2 ряда на 1 вариант 3 ряда.

Дети могут повернуться назад , найти там пару, тройки, четвёрки – эту форму можно использовать при проверки правил по русскому языку, математике. Времени эта работа занимает 4-5 минут, а результат хороший. На доске записать вопросы по теории. У каждого в четвёрке листочек со своей фамилией. Он передает его товарищу (по часовой стрелке) Затем поочерёдно дети отвечают на вопросы. За правильный ответ ученик получает +, за неправильный -.

Но даже тот ученик , который не знает сегодня этих правил или знает их плохо, слушает их повторение 3 раза, а значит заучивает тут же. Он учится отвечать сам, сравнивать и оценивать свои ответы и ответы товарищей.

Можно на уроке организовать работу в парах сменного состава (или динамических пар). Простейший механизм смены пар – «Ручеёк». 1 вариант условно назван «Ручеёк».

В «Ручейке» идёт общение ребят одного ряда. Для этого учитель заготавливает к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят 1 и 2 ряда составляет аналогичные карточки. Маршрут движении учащихся по ручейку против часовой стрелки. Перед переходом к новому партнеру учащимся нужно поменяться карточками. В навой паре надо отдать товарищу ту карточку, которую выполняли сами. По математике выдаются конверты, в которых по 2 карточки – одна с текстом задачи, другая- контрольная – с решением задачи, по русскому языку – тексты для диктанта. Новому товарищу диктуется тот текст диктанта, который диктующий сам перед этим писал. Затем дети снова меняются – 2 позиция. Проделывается аналогичная работа, после чего учащиеся переходят на новое место – 3 позиция. Такая работа хороша на уроках математики при проверке таблицы умножения. Только заранее нужно приготовить карточки.

Смена пар может осуществляться по- другому. Этот вариант условно назван «елочка». Общение ребят идет между рядами. Учитель составляет карточки шести вариантов по 5 одинаковых карточек в каждом варианте. На карточке указан номер варианта и ученик всегда его помнит. Сначала один ученик в паре будет учителем, т. е. будет диктовать второму задание, проверять его, оказывать помощь, а потом второй. Когда работа в паре закончена, пара распадается, образуется новая, т. е. учащиеся должны переместиться с одного варианта на другой против часовой стрелки. Учитель напоминает о необходимости уважительного отношении к своим партнерам. Памятки для обучающего: относись к своему товарищу с уважением, попробуй доступно изложить учебный материал, объясни непонятное еще раз, проконтролируй выполненное задание вместе, разберите, исправьте ошибки. Памятка обучаемого – относись с уважением, сумей выслушать своего товарища до конца, если что-то непонятно – задай вопрос, попробуй самостоятельно выполнить задание, обратись к товарищу за помощью. Подводя итог, учитель спрашивает «Понравилось ли ребятам работать в парах? Что понравилось?»

Чтобы ученики легче ориентировались в классе во время такой работы, можно использовать карточки с номерами. Эти карточки на каждом столе. Ученик поднимает карточку с тем номером, который прорешал, смотрит, у кого другой номер и объединяется с этим учеником для дальнейшей работы. Эффективна работа группами, звездочками – 4,5, 6, 7, 8 человек. Каждая группа должна выполнить задания за определенное время. При выполнении задания можно обращаться за помощью друг к другу, поспорить, лишь бы найти правильные ответы и верные решения. При таком виде можно провести целый урок в игровой форме. За каждый правильный ответ группа получает плюс, который заносится на табло, начерченное на доске. Выполняются и письменные задания на листочках, перфокартах. В конце урока подводится итог, как каждая звездочка поработала. Это своего рода игра – соревнование. На уроках коллективной работы детям можно делать то, что на обычных не разрешается: двигаться и говорить, подсказывать и слушать подсказки. Они учатся помогать и обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе. Это поддерживает интерес к уроку, вызывает желание учиться.



Список литературы.

1.Витковская И. М., журнал « Начальная школа» 1997г.№12,с.53.

2.Дашевская Л. К., журнал «Начальная школа» 1990 г.№1,с. 4.

3.Ефимов В. Ф., журнал «Начальная школа» 1998г.№1,с.77.

4.Золотова А. В., журнал «Начальная школа»1989 г.№10-11,с. 34.

5. Попова А.И., журнал « Начальная школа»,1990 г.№11, с.24.

6.Свечников А.А., журнал «Начальная школа»,1992 г.,№5,с.32.

7.Шилова А. В., журнал «Начальная школа»,2001 г.,№4,с.22.