Коррекционно - педагогическая работа
с детьми, испытывающими трудности в обучении
Обучение невозможно без преодоления трудностей. Условно детей младшего школьного возраста можно разделить на тех, кто благополучно справляется школьной программы, и на тех, для кого эти трудности становятся непреодолимыми, что приводит к неуспеваемости последних.
Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний овладение навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Тогда успеваемость – это такая степень усвоения знаний, умений и навыков, которая ниже некоторой программы.
Учебная деятельность требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Детей необходимо обучать специальным приёмам и навыкам. К числу наиболее распространённых неправильных и мало эффективных способов учебной работы можно отнести такие как, заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатка контролирующей деятельности. Для того чтобы вскрыть недостатки учебной работы ученика, учитель должен внимательно наблюдать за самим процессом этой работы, а не оценивать её по конечному результату, как это делается обычно. Дополнительные занятия с такими обучающимися по закреплении учебного материала не приведёт к нужному эффекту, так как они не направлены на ликвидацию причины неуспеваемости. Так, например, многие учащиеся при усвоении текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание этого текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать такие рациональные приёмы смысловой обработки, как группировка материала, выделение опорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формирование главной мысли и т.д. Эти приёмы можно постепенно ввести в деятельность ученика, не лишая его привычного способа работы, заключающегося в многократном прочитывании текста.
Поэтому, решая задачу коррекции учебных приёмов работы, учителю следует, во-первых, попытаться найти и сохранить их позитивные стороны, а во-вторых, нащупать и проанализировать причины слабых и отрицательных сторон отдельных приёмов.
Учёт педагогом этих показателей необходим для наблюдения за личным ростом учеников, изменением качества их обучаемости.
Школьное обучение требует от ребёнка умения абстрагировать и обобщать. Для некоторых детей сложность представляет найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий. Особенности мыслительной деятельности детей создают неблагоприятные условия для усвоения знаний.
Не редко от ребёнка при решении учебных задач требуется умение увидеть что- то по-новому, с другой стороны, умение преодолеть «однолинейность» мышления, найти новые направления поиска, повороты мысли в решении задач - важнейшая особенность творчества мышления. Трудности, возникающие при пересмотре сложнейших привычных, шаблонных способов работы, показывают не гибкость мышления.
Необходимо научить ребёнка понимать и принимать цель учебных занятий. Для того чтобы ученик не сомневался в собственных возможностях достижения положительного результата.
Для решения этой задачи можно использовать следующие вопросы:
- что поможет тебе достичь цели?
-как ты будешь достигать этого?
-каким будет твой первый шаг?
- какие способы и умения ты знаешь?
Если ребёнок затрудняется с ответом, ему необходимо помочь, спросив какие качества помогают ему быть успешным в другой области. Тогда школьник будет чувствовать себя более уверенным в достижении желаемого результата.
Необходимо строить процесс обучения младших школьников коррекционных классов на основе знаний об индивидуальных особенностях детей, изучать модели индивидуального обучения, построенные с учётом психологических механизмов умственного развития учащихся.
Солдатская основная общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Доклад
Коррекционно – педагогическая работа
с детьми, испытывающими трудности в обучении
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Солдатская основная
общеобразовательная школа»
Поленок С.Н.
2015год.