Государственное общеобразовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат р. п. Квиток»
Доклад на тему:
«Нравственное воспитание, как средство оздоровления общества»
Подготовила: воспитатель
Шевченко Т. В.
р. п. Квиток
2017 г.
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Сухомлинский В. А.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско–пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной темы для доклада не был случайным.
Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно - нравственной атмосферы в обществе.
Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности воспитатель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед любой школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Роль воспитателя, как «посредника» между личностью и культурой самая важная. Воспитание имеет две основные цели:
во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их;
во-вторых, немаловажной задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.
Нравственные качества личности, формирование их имеет огромное значение и для наших воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья. Все мы знаем индивидуально-типологические особенности наших детей. Их семьи, родители, которые не могут правильно воспитать своего ребенка, потому что сами живут в асоциальных, часто в криминальных условиях – пьют, наркоманы, не работают, не создают абсолютно никаких условий для своих собственных детей, с целью воспитать в них глубоко нравственные начала, выпустить их в самостоятельную жизнь воспитанными, имеющими необходимый социальный опыт, сформировать у них родственные чувства, желание помочь окружающим, поделиться от души и радостями и невзгодами, почувствовать милосердие и чуткость к слабым, больным, пожилым, ко всем, кто нуждается в заботе и внимании.
Эмоции наших воспитанников часто неадекватны, неразвиты в том объеме, который необходим в их возрасте, бедность душевных переживаний, неспособность утешить, поддержать, защитить, помочь не за плату, а по движению души и сердца, равнодушие к страданиям, переживаниям людей, находящимся рядом, непонимание того, как нужно и должно поступить в той или иной ситуации, агрессивность, замкнутость, заторможенность, замедленность нервных процессов – все это и многое другое ставит перед нами, воспитателями большое количество задач, целью решения которых является коррекция и компенсация имеющихся у детей с ОВЗ недостатков их нравственного развития.
Многое предстоит преодолеть, многое исправить, сформировать, воспитать, научить, искоренить вредные привычки, помочь раскрыть творческие задатки ребенка, поработать над человеческой сущностью каждого воспитанника, проследить за тем, как ребенок усваивает понятия «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», «хочу» и «надо», «я» и «общество», «мы» и «окружающий мир» и многое другое, целиком касающееся нравственного воспитания.
Свобода - это возможность поступать так, как ты желаешь. К сожалению, и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной с неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений.
Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу. Необузданные желания ведут к закрепощению личности. И наоборот, определённое разумное ограничение желаний и потребностей, которое внешне выглядит как уменьшение свободы, в действительности же является её существенной предпосылкой.
Добро - не только желание добра, а действие, созидание добра.
Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.
Важнейшими элементами нравственной свободы, являются:
сознание требований нравственных норм;
принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей;
ответственность за мотивы и последствия действия. Это важно понять и нашим детям с ОВЗ.
Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала.
Существует несколько уровней индивидуальной нравственной культуры: низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы; «мозаичная культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в семье и это характерно также и для наших воспитанников.
Воспитатель учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений, то есть он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью, добрые дела и поступки, шефская помощь и т.д.
У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Это надо запомнить самим и передать нашим детям.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Мы, воспитатели, должны быть примером для своих воспитанников во всем абсолютно.
Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников.
Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства, мир увлечений, традиций.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах (учет возрастных особенностей и возмодностей).
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей.
К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.
Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.
Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность воспитателя. Нравственный облик его раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали.
И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения воспитателя к людям, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если воспитаель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его Макаренко А. С., стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования нравственных идеалов в области человеческих отношений.
Только в коллективе складывается нравственная среда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.
Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления.
Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.
С тем, чтобы успешно и эффективно формулировать позитивные, самые положительные качества личности наши дети должны бывать в нормальных семьях, где люди берегут друг друга, заботятся друг о друге, защищают, поддерживают пожилых и слабых, с тем, чтобы на самом наглядном примере приобрести нравственный опыт, научиться доброте, человечности, милосердию, взаимопомощи. Другой пример – надо организовать в детском коллективе, на основе взаимоотношений среди сверстников. Здесь хорошую, а главное – полезную роль может оказать проживание в семейной группе, где есть разновозрастные дети. Надо показывать воспитанникам с ОВЗ примеры оказания помощи, заботы, опеки, поддержки младшим со стороны более старших детей по возрасту. Наши учащиеся многого не понимают, у них отсутствует положительный социальный опыт, поэтому говорить, говорить и говорить о добром, хорошем, показывать значение актов взаимопомощи и поддержки на самых обычных, наиболее часто встречающихся ситуациях, в сюжетно-ролевых играх, при проведении и организации по-настоящему коллективных добрых дел. Главное, чтобы наши учащиеся почувствовали, что необходимо помочь, поддержать, защитить, выручить, взять на себя часть трудностей, поделиться всем, что имеешь – и это очень и очень трудно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, благодаря повседневной и кропотливой работе с детьми педагогов – в этом именно направлении – наш труд может дать позитивные изменения в образе жизни, в образе мыслей, в нервных процессах, в отношениях к жизненным ситуациям и способах решения их наших воспитанников, которые имеют стойкие нарушения интеллекта, но сохраняют эмоциональный фон с положительными реакциями на происходящее вокруг.
Отношения с окружающими педагогов - также важный источник нравственного опыта школьников. Для детей отношение воспитателя к окружающим - это нравственный образец отношения человека к человеку, который не может не «заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к другу.
Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам - важный катализатор воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несёт, утверждает педагог.
Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в его другой «семье» - классном коллективе. Для этого надо знать всех воспитанников, чьё положение в семье неблагополучно, вести специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер внутрисемейных взаимоотношений.
В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.
Я пришла к выводу, что успешному формированию нравственных качеств воспитанников способствуют:
личный пример воспитателя;
полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на коррекцию умственного развития, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Школа для ребенка с ОВЗ - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроками, переменой, досугом, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Если педагоги всеми возможными методами, способами и приемами будут стараться воспитывать и сеять в душах наших детей «доброе, светлое, вечное», то наше общество в целом, станет чище и здоровее в отношении нравственности. Только терпение, только любовь и забота о близком, должны принести свои плоды в воспитательном процессе.
6