Организация групповой формы работы на уроках истории и обществознания.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий для повышения познавательной активности обучающихся результативными являются групповой метод, обучение в сотрудничестве, метод проектов и другие.
Важно отметить, что эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное, нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность.
Готовясь к уроку, на котором планируется использование групповой технологии, я ставлю следующие цели:
- обеспечение активности учебного процесса;
- достижение высокого уровня усвоения материала;
- формирование исследовательских умений, умения доказательно отстаивать свою точку зрения
- развитие коммуникативных способностей обучающихся;
- развитие гражданской позиции ребенка.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения практически всех дидактических задач. Наиболее применима при изучении исторических источников, различных исторических документов и текстов.
В рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной, познавательной деятельности:
1. Фронтальная или коллективная работа в классе;
2. Работа в парах;
3. Межгрупповая работа ( каждая группа имеет своё задание в общей цели).
Как же строится групповой урок?
Класс делится на группы. Учитель – руководитель: руководит ходом подготовки групп и оказывает помощь ученикам в подборе материала и консультативную помощь. Подбор учеников в группы производится таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные способности каждого члена группы. Члены каждой группы выполняют и обсуждают задание под руководством лидера и затем выдают результат.
Технология групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению задания в группах (постановка проблемной ситуации, раздаточный дидактический материал);
2. Групповая работа:
а). знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б). индивидуальное выполнение задания;
в). обсуждение результатов работы в группе, подведение итогов.
3. Заключительная часть (сообщения о результатах работы группы).
Лидер в группе распределяет вопросы, определяет, кому отвечать на вопросы, выступить с докладом.
Хранитель времени (таймер) выбирается из детей класса и назначается учителем. Он просчитывает весь урок, следит за тем, чтобы группы соблюдали регламент, он может задавать вопросы к группам и участвовать в ходе обсуждения.
Групповую форму работы можно использовать на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении новых знаний, на повторительно-обобщающем уроке. Уместно использовать работу в группах при изучении объёмной темы (каждая группа исследует определенное задание). На уроках истории и обществознания при подготовке учащимися презентаций или проектов как видов домашнего задания также можно использовать групповую форму работы.
Например, при изучении темы «Первая мировая война: причины и основные события»
в 9, 11 классах возможен страноведческий подход и организация групповой работы с выделением групп, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, России,
Турции, США, Великобритании и Франции.
Задания группам:
1. В какой блок входила ваша страна?
2. Определите цели гос-ва в войне.
3. Назовите людей, политиков, военных, чья деятельность имела наибольшее значение для вашей страны.
4. В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия?
5. Каковы итоги войны для вашего государства?
На повторительно-обобщающих уроках в 6-8 классах можно разделить учащихся на группы: «Хронисты», «Теоретики», «Картографы», «Биографы».
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков: урок-суд успешно применяется при изучении таких явлений, как фашизм, сталинизм, опричнина. Создаю группы учащихся: две судьи, прокурор, адвокаты и свидетели. Группы накапливают материал и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты.
В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны командные развивающие игры(фронтальная работа), несущие в себе соревновательный элемент: «правда-неправда», «займи позицию», «узнай персону», «вопросы-ответы», составление и разгадывание кроссвордов, чайнвордов и др.. На уроках обществознания детям нравятся правовые турниры.
Что положительного даёт групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем-самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвёртых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.