СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Применение форм и методов в учебной работе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказывается о формах  и методах работы в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Применение форм и методов в учебной работе"»

Доклад на тему: «Применение форм и методов в учебной работе»
Мы живем в непрерывно меняющемся мире, и школа должна готовить детей к этим переменам. У всех есть определенные ресурсы, а детей надо научить ими пользоваться. Рационально организованный процесс представляет собой систему с учителем в центре, который создает в классе атмосферу любви, терпимости и взаимоуважения. Я в своей работе постоянно ищу новые методы и формы организации учебной деятельности. Для того, чтобы дети лучше запоминали словарные слова, я ввела такой метод: вычисли атом слова! Например, аллея или собака, дети могут вычислить правописание этих слов (каждой букве соответствует порядковый номер по алфавиту) Аллея=66 Собака=51 1+13+13+6+33=66 19+16+2+1+12+1=51 Люблю использовать на уроках инсценировки, которые позволили бы учащимся запомнить правописание несклоняемых имен существительных. Например, я придумала: Шла Саша по шоссе в пальто и услышала по радио, что будут показывать кино про новое метро. Все мы знаем, что дети иногда под диктовку записывают, совсем не то, что продиктовано. Я думаю, что у них слабый слух, неразвито внимание, дефекты речи. Пишут, как произносят, поэтому я совсем недавно пришла к новому методу. Сначала я диктую предложение сама, а затем прошу повторить кого-нибудь из детей, кто допускает ошибки. Что заставляет их быть сосредоточенными, а учителю позволяет понять, где может учащийся допустить ошибку, и какие у него проблемы. За короткий период я заметила колоссальный успех. На уроках окружающего мира я использую « Ящик с вопросами». Ученики бросают в ящик вопросы, на которые им хотелось бы узнать ответы. Группа учащихся в две недели один раз достают эти вопросы , распределяют самостоятельно по интересам между учениками, а те готовят сообщения, доклады, презентации. На уроках русского языка и математики я не объясняю новый материал, а повторяя то, что мы уже знаем, привожу детей к тому, что они сами выводят формулировку или же находят ход решения. Чтобы в большей степени заинтересовать детей, я люблю проводить интегрированные уроки, особенно использовать математику на уроках русского языка. На уроках математики использую задачи на логическое мышление, задачи на внимание, ребусы, счетный материал, задачи-шутки, в решении которых, в случае неудачи дети не расстраиваются, а наоборот, начинают нестандартно мыслить. Активные формы и методы обучения для младших школьников – это прежде всего игры во всём их многообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность  также невозможна без  споров и дискуссий, решения  проблемных вопросов и задач. Большую пользу принесёт урок, который у ученика вызовет интерес не только зрительский, но и созидательный, с их собственной поисковой творческой и даже двигательной активностью. Чем меньше  будет «серых уроков» и скучных уроков, чем больше ребята будут «жить в классе» вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный  багаж,  тем больше  творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей.  А это  не мечта каждого педагога? Сделать эту мечту реальностью мне помогает применение в учебном процессе таких форм  и методов, которые заинтересуют, включат в активную работу самых пассивных ребят. Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка, поэтому использование игровых форм при организации педагогического процесса повышает заинтересованность и облегчает усвоение  учебного материала. Созданный в ходе игры эмоциональный фон  способствует активному участию детей в процессе познания, а значит – их активному учению. Всё это даёт основание считать игру одной из  наиболее предпочтительных форм организации познавательной деятельности младших школьников. В игре ребёнок предельно активен. Игровая деятельность создаёт широкое поле для творчества, свободного проявления индивидуальности. Там, где умело используется игра, царит атмосфера увлеченности, интеллектуального климата. Игра занимает особое место в системе активного обучения: она является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Являясь методом обучения, игра формирует активную и творческую учебную деятельность. Как форма обучения игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей – необходимое условие активной и творческой деятельности учащихся. Учащиеся, являясь участниками игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в  определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение, и тем самым выявляется их ценность. Сказывается и влияние игрового  коллектива - нельзя подводить своих товарищей. Однако, включая в учебный процесс игровые методы и формы обучения, я не забываю , что применение любых средств обучения, включая игровые, должно осуществляться не само по себе, а в контексте педагогической системы, с учетом её элементов – особенностью контингента учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения  и т.д. Игра  ради игры  в учебном процессе не принесёт желаемого результата, только отвлечет внимание ребят. Дети младшего школьного возраста готовы к обучению, но возникают проблемы другого плана: они в этом возрасте не умеют общаться и сотрудничать. Многие из них не умеют познакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другим ребятам. Неумение отличить искреннее непонимание или шутку  от насмешки или агрессии часто приводят к возникновению конфликтов. Для ребёнка намного проще заметить погрешность в работе одноклассника, чем сделать замечание взрослому. В младшем школьном возрасте взрослый ещё  остаётся для детей образцом поведения, непогрешимым и всезнающим. На первых этапах групповой работы неминуемы конфликтные ситуации,  в которых не надо пугаться, ведь навыки сотрудничества только начинают складываться По моим наблюдениям , оптимальное количество учащихся в малой группе – от 3 до 8 человек. Удобнее и полезнее работать шестёрками. В шестёрке каждый ребёнок может найти наиболее выгодные условия для групповой работы и общения.  В такой микро-группе лидеры менее  «давят» на не очень активных,  а у «тихого» ребёнка появляется возможность защититься окружением в шестёрке таких же «тихих» детей.  Важно и то, что шесть может непроизвольно, по ситуации, и ходе  обсуждения делиться на две тройки или три пары В такой группе есть возможность обнаружить и высказать большее число мнений.  В течение учебного года я на уроках на уроках использую как постоянные, так и временные микро-группы. Варианты стихийного объединения в группы: 1.Каждый ребёнок получает часть разрезанной открытки. Собрав части открытки, соберутся все члены одной группы. 2. Объединение по признакам: первая буква имени, количество букв в имени, любимая пора года, месяц рождения. 3. Различные варианты группировок: а) каждый ребёнок получает карточку со слогом. Необходимо собраться в пары (группы) таким образом, чтобы из слогов получились слова (предложения); б) у детей карточки с цифрами, из которых необходимо собрать необходимую сумму; в) у каждого ребёнка картинка. Нужно собраться по группам тем детям, у которых на картинках изображены предметы одной тематической группы, например: мебель, животные и т. д. г) на карточках написаны слова, нужно собраться тем ребятам, у которых слова на карточке начинаются на одну букву, принадлежат к одной части речи и т. д. 4. Использование игр, в результате которых дети стихийно объединяются в группы или пары, например: «Рыбаки». Несколько пар детей ловят свободных «рыбок», окружая их руками. «Рыбки», попавшие в сети, присоединяются к паре;  и уже тройка  ребят ловит свободных рыбок. Так продолжается до тех пор, пока не образуется группа с нужным численным составом «Мы – пара». Участники игры передают по кругу из рук в руки две игрушки  (предмета). По сигналу «стоп» передача  прекращается, а  те дети в руках которых оказываются игрушки образуют пару. «Липучки» по сигналу учителя дети должны объединиться в группы с определённым численным составом (по цифре на карточке,   по числу хлопков в ладоши, количеству свистков). Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся решали сами, в каком составе они будут работать, а я только вношу коррективы. В одну группу нежелательно включать учеников, взаимно отвергающих друг друга, а  детей с низким статусом я стараюсь направить в такие группы, где отношение к ним нейтральное. Постепенно, когда коллективная деятельность в классе приобретёт более высокий уровень, желательно, что бы механическое, стихийное деление (по рядам, по списку, по равному количеству сильных и слабых, мальчиков и девочек и т.д.) всё больше места уступало делению на группы с учётом психологической совместимости (на основании дружеских отношений, общих интересов). Тогда будет выше успех деятельности, самочувствие каждого её участника, а заодно усилиться и желание работать вместе. Все правила, нормы работы в группе вырабатываются на договорной основе.  Воспитываю у ребят нормы терпимости и взаимопомощи. Именно в групповой деятельности у ребёнка формируется адекватная оценка и самооценка. Совместная работа способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений. В своей работе я часто использую активные методы обучения.