СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Применение игровой деятельности в процессе обучения детей с ограниченными возможностями на уроках СБО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая деятельность на уроках СБО играет важную роль, так как это наиболее доступный вид деятельности. в игре особенно ярко проявляются мыщление и воображение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Применение игровой деятельности в процессе обучения детей с ограниченными возможностями на уроках СБО"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ

ГБОУ ЗИЛАИРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ школа – интернат










Доклад: на тему:

«Применение игровой деятельности в процессе обучения детей с ограниченными возможностями на уроках СБО»












Учитель СБО: Аккужина Л.Ф.









Зилаир 2015-2016

Тема: «Применение игровой деятельности в процессе обучения детей с ограниченными возможностями на уроках СБО»


Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни. Это личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средства связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и рационально распределять и вести бюджет семьи.

Применение игровой деятельности в процессе обучения детей на уроках играет важную роль так как, игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения игры, практикумы, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении целесообразно часть учебного времени отводить активным формам.

При использовании занимательных заданий и игр для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся стоит придерживаться некоторых методических рекомендаций:

  • занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.;

  • занимательные задания можно - применять, подбирать по каждой теме предмета;

  • должен быть последовательный переход от простых задач к сложным;

  • необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности.


Например:

КРОССВОРДЫ НА УРОКАХ СБО

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского- без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей. (Приложение 1)

РЕБУСЫ НА УРОКАХ СБО

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказываний зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.. (Приложение 2)


ЗАГАДКИ НА УРОКАХ СБО

Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Загадки можно использовать и при составлении кроссворда. (Приложение 3)

ФИЗМИНУТКИ НА УРОКАХ СБО

Физминутки представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, которые проводятся на уроке как необходимый кратковременный отдых, смена деятельности после продолжительного сидения за партой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей.

(Приложение 4)

ИГРЫ

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Практика показывает, что необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Дидактические игры

В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.

Игровые действия могут быть следующие:

  • манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;

  • раскладывание по группам;

  • соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;

  • узнавание на ощупь;

  • поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);

  • хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;

  • называние предметов, действий, признаков


Сюжетно-ролевые игры

Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

Игровые- ситуации

В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня), либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:

  • чего-либо не знает, не умеет;

  • просит помощи;

  • утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;

  • утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюдения правил поведения;

  • опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети;

  • другие ситуации.

Задания - соревнования. (Приложение 5)


Нестандартный урок

  • соревнования типа КВН

  • игры

  • экскурсии

  • уроки-игры "Поле чудес"

CD НА УРОКАХ СБО

  1. Использование CD в компьютерном классе:

  2. Энциклопедия "Уход за собой"

  3. Энциклопедия "Домоводство"

  4. Энциклопедия "Здоровье и развитие ребенка"

  5. Энциклопедия современной хозяйки

  6. Энциклопедия "Ты самая красивая"

  7. "Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия"

  8. Этикет для малышей

Работа на компьютере очень увлекает учащихся. Сейчас в магазинах можно подобрать различные CD или DVD, которые подходят для изучения многих тем по СБО - "Жилище", "Питание", "Культура поведения", "Одежда. Обувь" и т.п.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.


  1. Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.


  1. Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных иг7р для младших школьников. М.:ВАКО,2005.


  1. Лопатина А.А., Скребцова М.В., 600 творческих игр для больших и маленьких. М., 2005