СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2011  года начальные классы   работают  по новому образовательному стандарту, где определена цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Главное внимание уделяется системно – деятельностному подходу и формированию универсальных учебных действий. Учителем начальных классов я работаю с 1989 года. Мой общий педагогический стаж 22 года. За это время я работала по программе «Школа России», «Гармония»,  в данный момент обучаю детей по системе развивающего обучения Л.В.Занкова . Все эти годы меня мучили вопросы:

1. Как и что нужно сделать для того, чтобы ребёнок не получал знания в готовом виде, а был заинтересован в учении и своём развитии, стал источником энергии, активности и деятельности.

2. Каким приёмам, методам, средствам и формам организации учебного процесса отдать предпочтение.

   Ответы на эти вопросы сначала я нашла в процессе освоения технологии проблемного обучения

    Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа,      Ж. Ж. Руссо, который писал об учащихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам».      Так, немецкому педагогу А. Дистервергу принадлежит афоризм, который можно также назвать предпосылкой всего проблемного обучения: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

    Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика.

    Проблемное учение – это учебно – познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством  выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

       Можно указать на следующие дидактические цели:

1)привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

2)поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

3)помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;

4)помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Проблемная ситуация, представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Мыслительная активность является, с одной стороны, характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности. С другой стороны, высокая степень мыслительной активности является необходимым условием для эффективного обучения.

    Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.

        Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

   Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

   Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д.