СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе описаны профессиональные качества педагога в соответсвии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Профессиональный стандарт педагога"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ЧАЙКОВСКОГО

МОУ-СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО

Тема педсовета:

«Профессиональный стандарт педагога»

















23.11.2016

Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога.

Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

По мнению авторов стандарта, это означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника.


  1. Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ

Педагог должен:

  • Иметь высшее или среднее специальное образование

  • Демонстрировать знание предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной образовательной программы

  • Уметь планировать и анализировать работу

  • Владеть формами и методами обучения

  • Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля

  • Владеть ИКТ-компетенциями


  1. Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ

  • Владеть формами и методами воспитательной работы

  • Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство

  • Устанавливать чёткие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в ОУ, эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды

  • Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

  • Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, возрастных и индивидуальных особенностей

  • Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребёнка


  1. Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ

  • Готовность принять разных детей, вне зависимости от их учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния здоровья

  • Способность оказать адресную помощь ребёнку своими педагогическими приёмами

  • Умение проектировать безопасную и комфортную образовательную среду

  • Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения

  • Знание общих закономерностей развития личности, возрастных особенностей учащихся

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу  начальных классов, так как его работа в начальной школе имеет определенную специфику.

Учитель начальной школы должен осуществлять следующие трудовые функции:

  • Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.

  • Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе.

  • Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования.

  • Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

  • Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника.

  • Корректировка учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.

  • Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе.

Иметь необходимые умения:

  • Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы.

  • Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.

  • Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

Знать:

  • основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов; 

  • ФГОС и содержание примерных основных образовательных программ; 

  • дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий; 

  • существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях; 

  • особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования. 


«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России», – считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек – уверен эксперт. – Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах».

Профессиональный стандарт педагога должен стать стандартом его развития. Молодой специалист, получивший диплом, дающий ему право называться учителем, еще не есть профессионал. Это право он должен заслужить. С другой стороны, есть множество опытных педагогов, которые, увы, профессионально непригодны, но при этом считают, что их педагогический стаж дает им все основания считать самих себя настоящими профессионалами.

В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.

В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;

  • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;

  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

  • работать с девиантными , зависимыми , социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни.

В проекте стандарта содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации