СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Булгаковская основная школа (филиал)











Роль семейного воспитания

в профилактике девиантного поведения подростков.















Учитель географии I категории

Селезнева Елена Михайловна







2016 г.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,

когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете

ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие

изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей

мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Макаренко А. С.



Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и школьников среднего звена не было и речи. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности.

Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.

Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: например, гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.

Детство — это подготовка к взрослой жизни. От того, как оно организовано зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо - обернется для него нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — может обернуться большой бедой.

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Часто их поведение называют асоциальным или девиантным. Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Девиантное поведение (от лат. deviatio – «уклонение») — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным?

Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, нарушение дисциплины, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.

Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе.

Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Наблюдается тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Трудности во взаимоотношениях с внешним миром накладываются на трудности во взаимоотношениях с самим собой, вызванные психологическими особенностями подросткового возраста.

Подростковый возраст – трудный возраст. Часто возраст 13-14 лет называют подростковым кризисом.

К 14 годам многие восьмиклассники достигают половой зрелости, но до зрелости социальной, нравственной и духовной им еще далеко. Они уже не дети, но еще не взрослые. Поэтому главное противоречие данного периода – в стремлении к независимости, к равенству с взрослыми и неумении и неготовности отвечать за себя. Утверждение своей взрослости часто ограничивается лишь копированием внешних признаков взрослого человека: мода, слова и выражения, зачастую нелитературные, вредные привычки. 13 лет – средний возраст начала курения, и, по статистике в восьмом классе курят уже 47% детей. К 14 годам многие уже знают вкус алкоголя, некоторые знакомы с наркотиками.

Вместе с тем у подростков в 13-14 лет появляются новые черты: растет самосознание, возникает своя собственная система нравственных ценностей, вместе с самосознанием растет и самоопределение. Подросток уже не стремится слиться со своей группой, а выделяет себя из массы, противопоставляет себя другим, хочет подтвердить свою уникальность, утвердить свое «я». Общение становится основным способом самоутверждения. Общение со сверстниками выходит на первый план. Они не склонны прощать взрослым их ошибки..

Подростковый кризис – это постоянный конфликт потребностей и возможностей: хочу, но не могу (не позволяют или не умею) и, как следствие, заниженная самооценка.

Психологи советуют в общении с подростком придерживаться несложных правил, повышающих самооценку ребенка: говорить добрые слова, критиковать поступки, а не личность, признавать свои воспитательные ошибки, просить прощения.

Адекватная самооценка возникает тогда, когда удовлетворены основные потребности подростка: принадлежность к группе, получение одобрения, возможность быть взрослым, т.е. самостоятельно совершать выбор, принимать решения, получать актуальные знания.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. К сожалению, все чаще родители сводят процесс воспитания к осуществлению элементарного ухода за ребенком: обеспечению основных потребностей в пище, одежде, жилье, медицинском уходе. Забывая при этом про удовлетворение его эмоциональных требований, а ведь в нежности и любви он нуждается не меньше, чем в дорогих игрушках. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их просто нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров нашего поведения, поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности – отклонений в поведении – называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Такое поведение может быть средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.

Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.

Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

Недоверие к возможностям детей.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Вспомните, когда в последний раз вы вместе гуляли, ходили в кино, на концерт или просто говорили по душам? Затрудняетесь ответить, а вот именно так, совершенно незаметно рвется тоненькая нить доверия детско-родительских отношений. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Подарите своему взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви. И тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. И это не вымысел, а достоверный факт проверенный ни одним поколением неравнодушных родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Таким образом, большое влияние на формирование личности ребенка оказывает ситуация в семье. Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Именно атмосфера в семье является индикатором поведения ребёнка.

Современный стиль жизни позволяет сделать следующие выводы:

  • Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.

  • Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде ограничений в свободное время.

  • Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость, недостаток внимания и контроля со своей стороны, негативные примеры, которые взрослые показывают своим поведением.

  • По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.

  • Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.

Родители должны тревожиться, если ребёнок:

1. Грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя об этом в известность.

2. Лжёт.

3. Требует у родителей деньги.

4. Становится зависимым от алкоголя.

5. Перестаёт общаться с родителями и не реагирует на их требования.

Родители обязаны знать:

1. С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

2. Кто его лучший друг или подруга.

3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Провоцирует детей на девиацию их незанятость, наличие у них массы свободного времени. Достаточно негативно влияние средств массовой информации (особенно Интернета, телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества посещаемых кружков и секций.

Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти.

Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете, ну и что: мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как же они добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого мира и согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И подумав, добавил: - И мира тоже.

Используемые источники:

    1. Аграшенков А. «Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты»

    2. Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних».

    3. «Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. Пособие» под редакцией М.И. Рожкова.

    4. Захаров А.И. «Отклонения в поведении ребенка».