СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Становление воспитательной системы 5 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе раскрываются основополагающие элементы формирования воспитательной системы класса, цель, задачи и этапы реализации.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Становление воспитательной системы 5 класса"»

Становление воспитательной системы в 5б классе

Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего, в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком”.

А.Сент-Экзюпери

 “Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
Л. Новикова

  Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующий развитию личности и коллектива.

Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Для меня было и остается самым важным определить, какие компоненты системного образования являются основными.

Наблюдая за пробивающимися в практике современного воспитания ростками системности, испытываешь радостные чувства, ведь одним из решающих условий обновления и повышения эффективности воспитательного процесса является переход от мероприятийного к системному построению воспитательного взаимодействия, которое включает в себя: связь между анализом осуществленной и проектом предстоящей деятельности, между целями и способами их достижения, между основными направлениями воспитательного процесса и критериями оценки его результативности.

Как сделать реальностью системное построение процесса воспитания учащихся в классе? Трудно представить выполнение летчиком фигур высшего пилотажа без специальной многолетней подготовки.

Системный подход – это высший пилотаж в теории и практике воспитания! Это надо сначала осознать, овладеть приемами и методами, чтобы затем продуктивно осуществлять свою деятельность по моделированию и построению воспитательной системы класса. Имея за плечами большой стаж воспитательной работы, не могу с уверенность сказать о себе, что имею богатый опыт в построении и успешной апробации системы воспитания.

Выявление основных компонентов осуществлялось мною посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности, проведения опытно-экспериментальной работы, применения теоретических методов исследования. С помощью перечисленных методов удалось выделить компоненты вспомогательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных.

Системный подход включает в себя 3 компонента:

  1. Понятия: «система», «компонент», «элемент», «связь», «отношение», «целостность», «интеграция», «системообразующий фактор», «среда». Без понимания смысла перечисленных понятий и усвоения их определений вряд ли стоит ждать от классного руководителя корректного и результативного применения системного подхода.

  2. Принципы, под которыми чаще всего понимают основополагающие идеи, главные правила, наиболее важные требования.

  3. Приемы и методы познания и преобразования системных объектов: анализ, синтез, моделирование.

Успешность системного подхода в воспитательной деятельности находится в прямой зависимости от реального проникновения его компонентов в основные сферы личности педагога. Например, понятия могут и должны пополнить когнитивную сферу, принципы – эмоционально-чувственную, методы – поведенческо-деятельностную.

Важным моментом являются и системообразующие факторы, которые обуславливают зарождение, становление и дальнейшее развитие системы. Таковыми считаются существенные обстоятельства, создающие и поддерживающие целостность, устойчивость и неповторимость системного объекта. В педагогике 20-30-х годов ХХ века существовало образное понятие «социальный клей». В современной педагогике уже не клей, а сложный «цементный раствор» мы называем системообразующим фактором, который можно представить в виде цепочки «деятельность – отношения – идеология». Данную цепочку понятий мы подробно рассматривали на одном их заседаний педагогического совета.

После изложения кратких основополагающих теоретических сведений о возможностях и условиях системного построения воспитательного процесса в классе попытаюсь ответить на вопрос: Системное построение воспитательного процесса в классе: миф или реальность?

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя.

Цели и задачи классного руководителя должны основываться на концепции развития школы. Получая класс, я, как классный руководитель, составляю программу развития ученического коллектива.

Работаю по теме «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа их социальной компетентности».

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся – определенные ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.


Таким образом, цель воспитательной системы класса – формирование личности, усваивающей нравственные нормы и ценности общества, умеющей взаимодействовать с другими людьми, стремящейся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении.

  • Создать условия для развития учащихся через организацию сотрудничества семьи и школы.

  • Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, повышению престижа знаний.

  • Создать условия для формирования гражданской ответственности и правого самосознания, инициативности, толерантности, способности жизни в обществе.

  • Приобщать детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города.


Итак, приоритетным направлением в моей воспитательной системе является нравственное воспитание, реализация которого осуществляется через принципы:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения.

Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

  • воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

  • системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.



Этапы реализации Программы

  • I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь 2015г.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический (январь 2016 - май 2017 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • III этап – обобщающий ( июнь 2017г.)

Обработка и интерпретация данных за 2 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Цель программы воспитания и социализации на ступени основного образования направлена на соответствие обучающихся разработанной модели выпускника класса.


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующие системе базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты.

Таких модулей шесть: модуль «Я-гражданин», модуль «Я – человек», модуль «Я и труд», модуль «Я и здоровье», модуль «Я и природа», модуль «Я и культура».

Рассмотрим один из модулей.

Модуль «Я – человек»

Задачи модуля:

Получение знаний:

  • различия хороших и плохих поступков;

  • о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

  • о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережного, гуманного отношение ко всему живому;

  • правил этики, культуры речи;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.


Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.



Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;

  • формирование гражданского отношения к себе;

  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

  • развитие самосовершенствования личности.

  • День Знаний;

  • День пожилого человека;

  • День Учителя;

  • День матери;

  • благотворительная акция «Дети – детям»;

  • КТД «Новогодний праздник»;

  • мероприятия к Дню защитника Отечества;

  • праздничные мероприятия, посвященные 8 марта;

  • совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность, беседы);

  • беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.



Совместная педагогическая деятельность семьи и класса:

  • тематические общешкольные родительские собрания;

  • участие родителей в работе родительского комитета;

  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:

- День Учителя;

- День Матери;

- праздник «Моя семья»;

- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:

- благотворительная акция «Дети – детям»;

  • индивидуальные консультации;

  • изучение мотивов и потребностей родителей.


Планируемые результаты:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

В сентябре 2015 года я была назначена классным руководителем в 5 класс. Не буду лукавить, волновалась и переживала. Работа с этими детьми у меня начиналась с чистого листа. Но ведь они не первоклассники. У каждого из них за спиной четыре года кропотливой, наверное, самой трудной учебы в начальной школе. Каждый из моих учеников уже имеет определенный багаж знаний, свой характер и навыки поведения.

Первое, с чего я начала знакомство с классом – диалог с учителем начальных классов Скрябиной Ольгой Евгеньевной. Благодаря её рекомендациям и характеристике учеников, я, не видя их, уже заочно многое о них знала. Поэтому, на урок знаний ко мне пришел мой новый класс, к встрече с которым я уже была подготовлена. Первоначальные сведения помогли мне в подготовке первого классного часа, который я назвала «День рождения 5б класса». Причем на уроке знаний присутствовали практически все родители учеников, которых я уже мысленно представляла благодаря первому учителю.

Следующий шаг – составление социального паспорта класса. Благодаря данной диагностике я узнала о социальном окружении моих учеников, материальное благополучие и состав семей, условия проживания.

Была поставлена цель: помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.

Дальнейшее изучение учащихся происходило в рамках учебно-воспитательного процесса. Мониторинг сформированности учебных навыков по предметам проходил во время учебного процесса. Изучение интересов и увлечений обучающихся происходило во внеурочное время. Обучающиеся привыкали ко мне, а я к ним.

С первых дней у нас был определен день и время проведения классного часа. Это я считаю очень важным моментом. В конце сентября мы распределили общественные поручения в классе.

Разнообразие используемых форм проведения классных часов (тренинги, беседы, игровые мероприятия, библиотечные уроки, спортивные соревнования и т.п.) показало, что большинство обучающихся с интересом и большим желанием включаются в разнообразные виды деятельности.

Главной задачей работы с классом на данном этапе я определила воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность. Для меня важно было задействовать в подготовке и проведении мероприятия любого уровня всех учащихся. Каждому найти задание по его возможностям, позволяя тем самым раскрыть свой потенциал, поверить в свои силы.

Потихонечку начинаем формировать свои традиции класса. Если на доску прикреплено изображение Карлсона, значит у нас именинник. Каждый готовит ему пожелание. Большой интерес вызывает у учащихся рейтинговая таблица. Обсуждение и присуждение баллов проходит коллективно. Итоги за четверть подводит командир класса.

Итоги первого этапа: Задачи, которые определила как основные в воспитательной работе в 5 классе, были продиктованы моделью воспитательной системы класса. Необходимо было найти приоритетный вид деятельности, способствующий формированию индивидуального облика класса.

  1. Прежде всего, я увидела, что в целом, это класс, который заинтересован в успешной учебе, класс мотивирован на учебную деятельность.

Поэтому первой задачей, которую я поставила перед собой, - создать благоприятную учебную атмосферу, помочь детям в трудный период адаптации в 5 классе, плавно осуществить преемственность между начальным и старшим звеном.

  1. С точки зрения воспитанности, навыков культуры поведения и организованности учащихся, положение в классе в норме. Но в классе есть ребята, недостаточно дисциплинированные, шумные, неорганизованные, не умеющих сдерживать свои эмоции.

Поэтому второй задачей как решение данной проблемы становится – привитие жизненно важных навыков: общение, самооценки, управление своими эмоциями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях и других, которые являются основной социальной компетентности.

  1. 5 класс оказался достаточно дружным, ребята, в основном, доброжелательны друг к другу, поэтому задача формирования классного коллектива, как таковая, не стоит. Но я поставила задачу – формирование традиций в классном коллективе, при этом использовать, по-возможности, помощь родителей.

  2. Большинство детей в классе активны по натуре, обладают творческими возможностями, но не все активно и смело включаются во внеурочную деятельность в классе и, тем более, в общешкольную. Четвертой задачей я поставила – максимальное раскрытие и развитие творческих способностей ребят.

Во втором полугодии 5 класса запланировала цикл классных часов, направленных на привитие навыков позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способности познавать свой характер, достоинство и недостатки.




В декабре 2015 года закончился первый этап реализации Программы - подготовительный. Согласно целей этого этапа, я наблюдала, изучала, проводила исследования. С января 2016 года начинается новый –«практический» этап реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся моего класса.

По большому счету, классное руководство – это высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов.

Первые задачи, которые я поставила, были рассчитаны на короткий срок работы с детьми.

Мне очень близки слова А.С. Макаренко – «Воспитывать человека – значит воспитать у него перспективные пути», ибо я убеждена, что знание о дальних, средних и близких перспективах развития классного коллектива поможет в моей работе.

В перспективе ставлю перед собой задачи:

  • развивать большую самостоятельность у учащихся и инициативу в планировании и организации классных дел (мероприятий);

  • добиваться привлечения родителей к сотрудничеству.


А конечная цель моей работы как классного руководителя мне все-таки видится в том, чтобы к окончанию школы в результате моих педагогических усилий совместно с родителями ученики стали социально зрелыми и научились:

  • самостоятельно строить свою жизнь;

  • взаимодействовать с другими людьми;

  • стремиться к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает;

  • быть патриотами, испытывать гордость за «малую» Родину, уважение к её истории, культуре;

  • быть толерантными, усвоившими нормы и правила поведения людьми.





Классный руководитель Лютая И.Ш.