СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности».

Просмотр содержимого документа
«Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности».»



Доклад

На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности».

Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества, стремятся определить его как «особый вид ли­тературы», «особый род публицистики», драматургическое произведение особого рода и т.д. Хотя само понятие этого определения простое. Сценарий - это подробная литератур­ная разработка культурно-досуговой программы.

Многолетняя практика деятельности учреждений куль­туры показывает, что каждая, даже сугубо деловая, «офици­альная» культурно-досуговая программа начинается со сце­нария или сценарного организационного плана. Однако в специальной литературе последних лет сценарный план во­обще не рассматривается как специфический вид драматур­гии культурно-досуговой деятельности. Сам термин «сце­нарий программы» не получил до сих пор достаточно убе­дительных, четких и определенных научных критериев, развернутого обоснования. Имея некоторые общие положения, каждый автор акцентирует внимание на отдельных принципиальных сторонах сценария.

Так, например, А.И.Чечетин пишет, что «клубный сце­нарий имеет, по единодушному признанию теоретиков, об­щие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио». Это высказывание было бы правомерно, если бы автор сумел показать, что же конкрет­но заимствует клубный сценарий у драматургии театра, ки­но, телевидения, радио. Справедливо замечая, что клубный сценарий недостаточно рассматривать «как готовый резуль­тат», «продукт» деятельности «абстрактного сценариста». Сценарий - это все-таки процесс планирования педагогиче­ского, психологического, информационного, художествен­но-эстетического и т.п. воздействия на объект воспитания.

Имея в виду его социальную направленность, мы тем самым оцениваем, насколько глубоко, актуально, своевре­менно, основательно в сценарии реализован конкретный социальный заказ на культурно-досуговую программу. Также значительно ограничивает возможности проникнове­ния в сущность сценария культурно-досуговой программы, в технологию его разработки и реализации. Если учесть, что сама сущность и специфические особенности драматургии досуга подвержены разнообразным противоречивым мне­ниям, то понимание сценария как педагогической основы технологии культурно-досуговой деятельности приходит через понимание самого технологического процесса созда­ния сценария.

С сценарий представляет собой исходный каркас интел­лектуального и эмоционального воздействия культурно-досуговой программы. При этом сценаристы обязательно вводят в ткань содержания различные сценарно-сюжетные ходы, которые связывают все эпизоды в единый целостный замысел. Неотъемлемым элементом сценария должно быть его композиционное решение.

Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные блоки - эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет -важнейшее требование драматургии учреждения культуры. В сюжете программы должны быть отражены характер­ные, интересные конкретной аудитории жизненные собы­тия, связанные между собой и последовательно развиваю­щиеся. «Полностью выстроить сюжет - это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, ав­торской идеей связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - истории роста и органи­зации того или иного характера, типа»1.

Вся совокупность различных сценариев культурно-досуговой деятельности, содержание этой деятельности, ее черты дают представление об изменении направленности культурных предпочтений в сторону более свободного ори­ентирования личности.

Отсюда главным критерием умения создавать сценарий программы является наличие совокупности оснований, вы­строенных в определенную систему, где все цели и подцели имеют свою иерархию и целостность.

Педагогическое обеспечение процесса написания сцена­рия базируется на процессе общения автора с материалом и живыми участниками, пользующегося достоверной инфор­мацией, которая позволяет: выявить уровень восприятия и оценки материала; определить отношения субъекта воздей­ствия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия к распространяемым идеям, имея в виду их восприятие и усвоение; как результат первого и второго, дать оценку возможностей аудитории с точки зрения при­менения понятийного аппарата, методов и средств наиболее эффективного воздействия на нее.

Формирование художественной направленности, духов­ных ценностей и интересов, выступавших в качестве моти­вов деятельности автора сценария, осуществляется через связь с окружающей средой, укрепление позитивных чувств и настроений различных групп населения, воздействие на ценностные ориентации которых проявляются в различных видах заданной сценаристом деятельности; формирование общественного мнения, правильных оценок по актуальным проблемам общественной жизни.

Отсюда технология культурно-досуговой деятельности, несущая целостное представление о сущностных связях и закономерностях развития деятельности учреждения куль­туры, воплощается в сценарии программы, проявляется на принципах построения, формах и способах творческой дея­тельности.

Педагогическая цель, сверхзадача, мысленно предвос­хищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов интеллектуально­го и эмоционального воздействия на аудиторию, для дости­жения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намечен­ной целью.

Вывод

Тщательная разработка сценической драматургии куль­турно-досуговых программ позволяет организовывать и на­правлять соответственно поставленным педагогическим целям и задачам творческую активность зрителя. Стремление вызвать творческую активность аудитории всегда было до­минирующей педагогической, профессиональной тенденци­ей в деятельности опытных режиссеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Однако на практике недос­таточно полного и адекватного воплощения самой идеи сценария как психологической программы художественно-педагогического воздействия, как способа фиксации пред­лагаемых ответных реакций зрительного зала.

Включение в предметную культурно-досуговую дея­тельность личности на основе ее потребности первоначаль­но выступает лишь как условие, предпосылка деятельности, но как только личность начинает действовать, тотчас про­исходит ее трансформация и она перестает быть тем, чем она была «в себе». Сценарий культурно-досуговой про­граммы создает предпосылки для включения личности в действие и возможность исполнителям достичь поставлен­ной цели.

Вот почему действие - основное выразительное средст­во в сценарии культурно-досуговой программы. Отсюда не­обходимость знания его свойств и основных частей: «собы­тие», «задача», «сцена», «определение конфликта», «дейст­вие», «средства», «результат».

Следовательно, сценарий - литературно-режиссерская, педагогически осмысленная разработка, которая воплоща­ется с учетом социально-культурной специфики культурно-досуговой программы.