Экологическое воспитание в нашей школе
Цицура Н. М., учитель ОБЗР, категории нет
МБОУ « СОШ № 31 им. А.П.Жданова», г.Братск
Экологическая культура обучающихся является интегральным результатом непрерывного экологического образования, последовательно и преемственно осуществляемого на всех уровнях общего образования от дошкольного до среднего общего образования [1]
Согласно ФГОС одним из результатов личностных качеств выпускника является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды [2]. В этой связи актуальность выполнения стандарта образования очевидна и выполняется в рамках воспитательной внеурочной деятельности школьников, а также и на уроках безопасности жизнедеятельности.
Цель экологического воспитания школьников – формирование гармоничного отношения с окружающей средой, которое строится на осознании значимости природы в жизни каждого человека.
Задачи экологического воспитания школьника:
- развивать экологические компетенции и навыки,
- формировать ответственное отношения к природе,
- углублять и расширять экологические знания и представления,
- развивать системы умений и навыков по изучению и оценке состояния окружающей природы,
- развивать стремления к активной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.
Воспитание экологической культуры будет эффективным только при непрерывном использовании методов воспитания с дошкольного до среднего и старшего ступеней образования детей.
В процессе экологического воспитания школьников, работа педагога направлена на формирование у детей экологического мышления и сознания, ответственного отношения к природе.
Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.
На бытовом уровне экологическое мышление — это экологичный образ жизни: сбережение ценных ресурсов (воды, энергии, древесины), сокращение отходов, выбор подходящих товаров и услуг, отказ от избыточного потребления, изменение привычек питания.
В профессии — это оценка последствий принятых решений и ответственность за сохранение или разрушение природных экосистем.
В общении с другими людьми экологическое мышление — часть лидерства и новаторства. Люди с развитым экологическим мышлением активно распространяют его в своём окружении, вовлекают других. [3]
В школе №31 им А.П.Жданова ведется экологическое воспитание в том числе по рекомендациями Эколого-Биологического центра https://ecocentr-bratsk.ru/ по акциям городского марафона «Зеленое движение»: «Листопад», «Меньше мусора», «Елочка», «Энергосбережение», «Накорми птиц зимой».
Ежегодный конкурс «Палитра осени» проводится сначала на базе школы, лучшие работы из природных материалов отбираются на конкурс в ЭБЦ, наши учащиеся неоднократно занимали призовые места.
Ежегодно проводится осенняя ярмарка, в рамках благотворительной городской акции, все собранные средства от продажи солений-варений, огородных трудов семей школы направляются в благотворительный фонд в помощь детям.
Акция «Трудовой десант» по уборке школьной территории тоже является ежегодной, все дети активно принимают участие вместе с классными руководителями и учителями труда/технологии.
На базе нашей школы действует летний трудовой отряд «ЭкоШкола», ребята из группы риска трудятся на благо школы и зарабатывают свои первые деньги уборкой территории.
Ребята из трудового отряда «ЭкоШкола» неоднократно принимали участие у летнем КВИЗе от АО «Группа Илим», посвященном дню Эколога. Ребята получают новые знания, получают подарочные издания книги «Я эколог» и ценные подарки.
Внеурочная деятельность «Экологичный образ жизни» ведется среди детей из группы риска. В прошлом учебном году ребята выступали на школьной научно-практической конференции со своей исследовательской работой, связанной с маркировкой товаров народного потребления, разбирали сами и рассказывали о знаках на упаковках товаров, в том числе по перерабатываемым материалам и материалам вторичного использования в упаковке.
Акция «Экология глазами детей» «Экомода из отходов» - популярное в нашем городе мероприятие, где родители помогают детям из «мусора» изготовить предмет одежды и аксессуары, в ход идут пластиковые бутылки, использованные полиэтиленовые пакеты и прочее.
В рамках школьного проекта «Дорогами добра» ежегодно проводятся предновогодние акции «Елочка без иголочки» и «Мастерская Деда Мороза», поделки из подручных материалов помогает сберечь природу, украсить город, сплотить семьи в творчестве, так как многим учащимся в поделках помогают родители. Елочки отправляются в ОГБУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», игрушки – в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Братска» порадовать стариков и детей к новому году. Наши поделки ждут подопечные данных учреждений.
Я организовывала и проводила школьное внеучебное мероприятие на параллель 7 х классов «Энергосбережение» в виде конкурса.
Учащиеся школы приняли в прошлом учебном году участие в творческой олимпиаде ЭБЦ «Фабрика проектов» по защите своего проекта, в процессе которого дети собирали макулатуру, батарейки, создавали проект благоустройства школьной территории с учетом кормушек и контейнеров для раздельного сбора мусора.
Регулярно проводятся классные часы, посвященные теме экологии и своего поведения на природе. Старшеклассники активно принимают участие и рассказывают об экологии, проводят мастер-классы, игры, тестирования.
По всем мероприятиям есть фотоочтеты, которые школа размещает на своей странице во ВКонтакте https://vk.com/public187329239
Список источников
[1] https://docs.edu.gov.ru/document/id/3210
[2] https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
[3]https://www.yandex.ru/search/?text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%8D%D1%82%D0%BE&lr=976&search_source=chromentp_desktop