Доклад
на заседание Школы педагогического мастерства на тему:
«Специфика проведения урока в Астраханском суворовском училище»
Тоузаковой Светланы Георгиевны,
учителя цикла гуманитарных и математических дисциплин.
.
Суворовское училище - специфическое учебное заведение, потому что организация учебного процесса, в частности урока, имеет свои особенности. Круглосуточное пребывание на территории училища, тотальный контроль, изоляция от привычной среды, удаленность родителей, изучение новых, специальных дисциплин – все это влияет на формирование общеучебных умений и навыков суворовцев. Не секрет, что к нам поступают дети не только из разных регионов, но и с разным уровнем знаний, в основном, средним и низким ( сужу по своим предметам). Кроме того, некоторые суворовцы сталкиваются с проблемами языкового барьера. Как, учитывая все эти факторы, организовать учебное занятие, включить в урок обязательные элементы, соблюдая все этапы современного урока.
Курс русского языка заканчивается в 9 классе. Но в 10-11 классах встает вопрос повторения правил русского языка за 5-8 классы, т.к. впереди ЕГЭ, а тестовая часть КИМов предполагает решение задач именно на эти правила. Чаще всего повторение перерастает в изучение, что не предусмотрено ни программой, ни достаточным временем на это. Приходится изыскивать возможность на уроке в индивидуальном и групповом порядке прорабатывать материал.
Подготовка к уроку, как правило, начинается с составления технологической карты - графически выраженного сценария урока. В этом году, согласно положению АСВУ, она имеет единую форму. Структуру же карты определяю в зависимости от типа урока: урок открытия знаний, урок рефлексии, урок систематизации знаний, урок контроля знаний, обязательно учитывая, что в приоритете каждого этапа урока по ФГОС должна быть самостоятельная работа обучающихся, специфические для нашего учебного заведения элементы: организационный момент (начало и завершение урока по форме), физкультминутка, профориентационная работа.
Возьму рядовой урок русского языка «Подготовка к ЕГЭ. Правописание НН в суффиксах частей речи». В карте указываю необходимые пункты: тему, цель, планируемые результаты, основные понятия, образовательные ресурсы, методы и формы обучения, виды оценивания, характеристику этапов урока. Первым этапом урока является организационный момент. Это доклад командира взвода по форме: количество присутствующих, отсутствующих и причины отсутствия. После приветствия учителя суворовцы занимают свои места.
Актуализацию знаний считаю обязательным этапом урока подготовки к экзамену, т.к. повторяется пройденный материал. Как вы заметили, я включила в этот этап элемент профориентации. Даю предложение – определение профессии полицейского: находим орфограммы и пунктограммы, даем характеристику синтаксической единицы. Можно использовать словарный диктант из профессиональной лексики: преступник, нарушитель, наручники, пистолет, правонарушение, привод, оперативный работник, дежурная часть, терроризм и другие. (Разбираем орфограммы, ставим ударения, составляем предложения). На уроках литературы элементы профориентационной работы я использую в ходе обсуждения произведения. Например, поступок героя с нравственной позиции и со стороны закона. Недавно изучали А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: главный герой покончил жизнь самоубийством. Задаю вопрос: что стало причиной ухода героя из жизни? С моральной точки зрения - ничто: Желтков сам сделал свой выбор, лишившись смысла жизни. Со стороны закона ребята усмотрели доведение до самоубийства ( суворовцы цитировали статью УК РФ).
На этом же этапе урока подвожу обучающихся к формулированию темы и цели урока путем выполнения задания.
Ознакомление с новым материалом проводится в форме работы со справочной литературой, составлением опорной схемы ( кластера) и созданием алгоритма выполнения задания № 15 ЕГЭ на данное правило. Всю работу суворовцы выполняют самостоятельно.
Следующим обязательным этапом урока является физкультминутка. Т.к. суворовцы получают в училище достаточную физическую нагрузку, я делаю акцент на глаза, осанку, эмоциональную разгрузку. Например, замечательное упражнение на глаза использую во время лекции или контрольной работы.
Эмоциональную разгрузку на уроке можно провести в форме музыкальной паузы. Особенно эффективны такие паузы на литературе: можно интегрировать с темой урока. Вернемся к «Гранатовому браслету». Автор в повести упоминает музыкальное произведение – сонату Бетховена. Предлагаю прослушать, а потом прошу высказаться: какие ассоциации вызывает прослушанный фрагмент, как, по их мнению, музыка передает настроение героя.
Следующими этапам урока являются первично и вторичное закрепление. Вторичное закрепление учебного материала осуществляется, как правило, в виде самостоятельной работы в формате ЕГЭ. А первичное закрепление обычно провожу коллективно.
Хочу заметить, что большим подспорьем для подготовки и проведения уроков является техническое оснащение училища. Да, мел и тряпка не отменяются, но в целях экономии времени, эффективности усвоения объемного учебного материала, увеличения плотности урока ТСО жизненно необходимы: фрагменты видеоуроков и фильмов, презентации, аудиозаписи, интернет ресурсы. Последние очень полезны на этапах закрепления нового материала и повторения изученного: РЭШ, Я Класс, Сдам ЭГЭ, ЯндексРепетитор, LearningApps. Выполнение интерактивных заданий вызывает интерес, а значит, способствует лучшему усвоению темы.
Завершающими этапами урока являются:
Рефлексия ( прием неоконченного предложения),
Итог урока ( комментарий выставленных оценок),
Домашнее задание ( индивидуальное).
В заключение хотелось выразить надежду, что совокупность всех мероприятий в урочное и во внеурочное время принесет свои плоды. И еще, будь ты хоть семи пядей во лбу, трижды академиком и доктором наук, главное, чтобы у суворовцев была мотивация к познаниям, потому что без желания ученика, ты его ничему не научишь.