СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании школьного методического объединения учителей-предметников по теме: «Формирование представления о Родине у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями) посредством уроков чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании школьного методического объединения учителей-предметников по теме: «Формирование представления о Родине у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями) посредством уроков чтения»»

Доклад на заседании школьного методического объединения

учителей-предметников по теме: «Формирование представления о Родине у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями) посредством уроков чтения» (учитель русского языка и чтения ГКОУ «Перевозская школа-интернат» В.А. Лобанова)


Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” гласит, что Стандарт направлен на решение задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одной из которых является: формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) и Программа духовно-нравственного развития в ней призваны направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества. Я остановлюсь на уроках чтения.

Из словаря:

РО́ДИНА

Женский род

  1. 1.Отечество, родная страна.

"Защита Родины"

  1. 2.Место рождения, происхождения кого-н.; место возникновения чего-н.

"Приехать на родину".


Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.


Представления о Родине у учащегося начинается с:

любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам;

любви к родному дому;

любви к родной стране, её истории, прошлому и настоящему;

отношения к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям, и обычаям;

отношения к своему двору, своей улице, своему городу (поселку, деревне); отношения к сверстникам;

отношения к классу, школе;

отношения к природе;

отношения к труду.

Воспитание патриотизма будет успешным при соблюдении определённых методических условий:

воспитание патриотизма должно быть теснейшим образом связано с нравственным воспитанием;

детям должна быть близка и понятна идея Родины как места, где человек родился и вырос, где живут близкие и родные люди, где все знакомо с детства;

воздействие, оказываемое на ребенка в процессе гражданско-патриотического воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес;

все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание детей своим содержанием, оформлением, сюжетом, новизной и необычностью информации;

следуя возрастным изменениям детей с интеллектуальной недостаточностью, гражданско-патриотическое воспитание строится последовательно, поэтапно;

воздействие педагога на ребенка должно быть целостным: дать знания – пробудить чувства – организовать практическую деятельность.

Содержание программы по русскому языку, а именно раздел «Чтение и развитие речи» в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивает решение и одной из задач: воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов.

Актуальность формирование представления о Родине у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями) нашла свое отражение в содержании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями). В нем указывается, что портрет учащихся 5-9 классов включает в себя такие личностные учебные умения:

испытывать чувство гордости за свою страну;

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Роль литературного чтения в формировании представления о Родине у учащихся невозможно переоценить.

Учебники для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а именно «Чтение» 5 класс З.Ф. Малышевой, 6 класс И.М. Бгажноковой, 7 класс А.К. Аксеновой, 8 класс З.Ф. Малышевой, 9 класс А.К. Аксеновой помогают в этом.

Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавших незабываемые картины родных лесов и полей, морей, гор.  В учебниках по чтению много текстов – описаний природы классиков русской литературы в разделах учебников

5 класс – 2 раздела «Картины родной природы» (Лето. Осень. Зима. Весна)

6 класс – Отдельные рассказы и стихи о родной природе (Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май)

7 класс – стихи Н.А.Некрасова, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова, рассказы К.Г. Паустовского:

8 класс – стихи Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, И.С. Никитина «Русь», А.А. Сурикова «Родина»;

9 класс – стихи Н.А. Некрасова «Саша», А.А. Фета «Это утро, радость эта», С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, о родной природе дают возможность  обучающимся прочувствовать душевное состояние поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу.

Музыкальная встреча.

На уроках чтения в старших классах широко используем образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского, советских композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.), колокольный звон. Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души.

Варианты применения:

- при работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины, например:

Не родом славен богатырь, а подвигом.

Богатырская рука однажды бьёт.

Славна богатырями земля Русская.

Любовь к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам;

любви к родному дому:

- 5 класс: татарская сказка «Три дочери», В. Осеева «Бабка», А. Платонов «Хлеб»;

8 класс – К.Г. Паустовский «Телеграмма».

Отношение к своему двору, своей улице, своему городу (поселку, деревне) - Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

Отношение к сверстникам - 5 класс : Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», Ю. Яковлев «Колючка» и «Рыцарь Вася»;

8 класс Р.П.Погодин «Альфред».

Отношение к классу, школе – Л. Воронкова «Дорогой подарок», В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Отношение к труду:

- 5 класс В.Брюсов «Труд»,

- 7 класс М.Горький «Детство, «В людях»

8 класс Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос», В.М.Шукшин «Гринька Малюгин»

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет нашли отражения в поэтических произведениях о войнах, рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Огромный материал учащимся представляют эпизоды военной истории России:

5 класс – Из прошлого нашего народа;

6 класс - Моя Родина, Рассказы о русском подвиге;

7 класс – Былины. Народные песни. М. Ю. Лермонтов «Бородино». Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». В.П. Катаев «Флаг». К.М. Симонов «Сын артиллериста»;

8 класс – Былины. Баллады. И.С. Никитин «Русь». А.Н. Толстой «Русский характер». А.Т. Твардовский «Василий Теркин». А.А. Суриков «Родина»;

9 класс – Русские народные песни. Былины. М.А. Шолохов «Судьба человека». Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».

Так, изучая героические страницы истории нашей Родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства М.Ю. Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и многое другое. На этих уроках происходит беседа о воине 1812 года и значении бородинской битвы, рассказ о М.Ю. Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляется в возвышенно-патетическом и разговорных стилях. Главное при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжает нас волновать и сейчас? Почему во время великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня Крылова И.А. «Волк на псарне».

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе Шолохова М.А. «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз даст школьникам возможность почувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?» «А как бы ты поступил на его месте?» Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

В процессе проведения уроков чтения предлагается учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?


Работа с планом:

План к «Бородино» М.Ю. Лермонтова

1) Долгое отступление («Мы долго молча отступали...») 2)Выбор места сражения («И вот нашли большое поле...») 3)Готовность защищать Родину («Уж постоим мы головою / За родину свою!»)

4)Ожидание боя («Два дня мы были в перестрелке») 5)Ночь перед сражением («Прилег вздремнуть я у лафета.. .») 6)Клятва верности («Ребята! не Москва ль за нами?») 7)Кровавая битва («Вам не видать таких сражений!..») 8)Бой окончен («Вот затрещали барабаны— /И отступили басурманы...»)


План к рассказам «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы» по С. Алексееву (6 класс):

  1. Берег Невы 300 лет тому назад.

  2. Поездка Петра 1 и Меньшикова в устье Невы.

  3. Заячий остров.

  4. Решение Петра 1 строить город.

Хорошим подспорьем в формировании представления о Родине является и правильный подбор дидактического материала, творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, разгадать кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.

Кроссворд.



Вопросы и ответы к кроссворду:


  1. Фамилия главного героя (Дремов).

  2. Водитель танка (Чувилёв).

  3. Так ласково мать называла Егора в детстве (касатик).

  4. Фамилия рассказчика (Сударев).

  5. Отчество матери (Поликарповна).

  6. Танковый … (экипаж).

  7. Так начиналось письмо матери (здравствуй).

  8. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (характер).

  9. Имя пулемётчика (Иван).

  10. Имя матери (Марья).

  11. Фамилия пулемётчика (Лапшин).

  12. Имя невесты Дремова (Катя).

  13. Звание Громова (лейтенант).

  14. Имя главного героя (Егор).

  15. (Курское) побоище.

Разговорная минутка. Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями.

Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с работы над слоговыми и словарными таблицами, которые служат материалом для введения в тему урока.

Например:

-При изучении рассказа «Звонкие ключи» А. Белоусец начинаем урок со словарной таблицы? кузнечики

Владивосток

лёгкие

воробьи

Тихий океан

холод

мальчик

Север

тайна

военный

водопад

бант

офицеры

речка

соломка

стихи

Звонкие ключи

сияние

бабушка

Василий

август

великаны

Синее озеро

ветер

тундра

Полярная звезда

седло


Эмоциональная зарядка.

Это выразительное чтение всеми учащимися стихотворений, способствующее развитию эмоциональной сферы учащихся.

Учитель дирижирует произносительным оркестром, учащиеся с увлечением повторяют стихи, постепенно запоминают их (развитие памяти) или учатся выразительному чтению стихов (совершенствование навыков чтения), например,

8 класс –И. С.Никитин «Русь»;

7 класс - М.В. Исаковский «Весна»

Чтение стихотворения с разной громкостью:

1 - шёпотом,

2 – тихо,

3 – 4 громко

Отгремели раскаты

Далёкой войны.

Но останутся в памяти

Родины нашей сыны!

Из учебников «Чтение»:

8 класс –И. С.Никитин «Утро на берегу озера» читать спокойно-плавно, живо-энергично-звучно; А.Т. Твардовский «Василий Теркин» прочитать 1,2,3 части спокойно-неторопливо, выделить интонации в разговоре с танкистами, передать голосом растерянность Теркина и сочувствие танкистам, задушевно, мягко прочитать описание игры на гармони, бодро и весело - описание пляски под гармонь.

6 класс - стихотворение «Москва» Ф. Глинка читать выразительно.

Физкультминутка.

- Встаньте. Вдохните воздух и расправьте плечи. Выдохните воздух, наклоните плечи вперёд и закройте лицо руками. Повторите ещё раз. 

- Так шёл Егор Дрёмов из дома на станцию почти 20 километров.

Музыкальная встреча.

На уроках чтения в старших классах широко используем образцы музыки

- при изучении стиха Ю.Коринца «У могилы Неизвестного солдата» звучит песня «Марш защитников Москвы» - Б.Мокроусова, А.Суркова;

- при изучении стиха М.Ю. Лермонтова «Бородино» звучит романс «Бородино» в исполнении краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.А. Александрова:

- при изучении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» звучит песня А. Маршала «Кавказский пленник» и мелодия Сергея Бодрова «Кавказский пленник» (саундтрек)

Поэтическая минутка ( в начале урока)

Темы:

  1. Стихи о родном крае

  2. Стихи о родном городе

  3. Стихи о дружбе, любви

  4. Стихи о войне

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

1) Сказка «Никита-кожемяка»;

2) Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря»;

3) Поэты Х1Х века;

4) Моя Родина - Россия;

5) А Платонов «Июльская гроза»;

6) М.Ю.Лермонтов «Бородино» и другие.

Работа с иллюстрациями:

Например, иллюстрации -

- к поэме «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова раскрывают труд крестьянской семьи;

- к рассказам о русском подвиге по С. Алексееву рисуют портреты русских воинов в войнах с турками, французами;

- к рассказу «Флаг» В.П. Катаева рассказывают о защитниках маленького острова, осажденного фашистами:

- к стихотворению «Русский огонек» Н.М. Рубцова показывают сиротский смысл семейных фотографий, для старой женщины , у которой все погибли на войне, самым главным был вопрос:»Будет ли война?»:

- к стихотворению «Родина» А.А. Суркова описывают нашу Родину, защищающуюся от врагов – шведов, поляков, французов, немцев.

Работа с картинами:

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» - картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»:

Н.М. Рубцов стих «Тихая моя родина» - картина И. Левитана «Озеро (Русь)»

Нарисуй рисунок:

повесть Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - сделайте свои рисунки к повести.

Просмотр диафильмов, фильмов:

анимационный фильм о Бородинской битве;

слайд-шоу «Бородино»;

фильм «Кавказский пленник»;

фильм «Садко»;

диафильм озвученный «Стальное колечко» К. Паустовского;

док. фильм «Разгром немецких войск под Москвой»:

фильм «Судьба человека» режиссера С. Бондарчука и другие.

Слушание аудиокниг:

Например:

«Три поездки Ильи Муромца»:

«Бородино» читает М.Козаков и другие.

Знакомство с историческими памятниками:

Рассказы о войне 1812 года по С. Алексееву «Ключи» автор учебника просит узнать. а что сейчас располагается на Поклонной горе?

(На Поклонной горе располагается Центральный музей Великой Отечественной войны. Здесь находится впечатляющая коллекция экспонатов: вооружение, трофеи, обмундирование и награды.)

Знакомство с гимнами:

Рассказ «Снега, поднимитесь метелью» по Л. Жарикову о защитниках Москвы знакомит со строчками песни-гимна о Москве:

«Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить 28

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!»



Вывод: используемые формы работы позволяют почувствовать учащимся радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное - получить социальный опыт. Ведь социальный опыт умственно отсталого ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Формирование представления о Родине у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это процесс сложный, длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения.