СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме "Развитие творческого потенциала личности младшего школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С данным докладом выступила на заседании методического объединения учителей начальных классов в общеобразовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме "Развитие творческого потенциала личности младшего школьника.»

Доклад, заслушанный на заседании методического объединения учителей начальных классов на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».


Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

Одной из основных целевых установок современного образования, обеспечивающей естественное вхождение ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за границы обыденного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять правильное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и естественное желание самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, раскрывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

Решение данной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых эффективных методов обучения, работа с которыми подразумевает вовлечение ребёнка в активный творческий процесс с целью развития творческого потенциала учащихся.

Творческий потенциал – это творческие ресурсы личности, её психические возможности, способности, структурированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Кроме того, творческий потенциал личности наделен большой информационностью, его понятие показывает внутреннюю целостность человека, а обладание таким видом потенциала обеспечивает высокий уровень успешности деятельности.

Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, становлению индивидуальности, формированию нестандартного, продуктивного мышления. Творческий акт – это реализация индивидуальности, неповторимости, уникальности человека.

Применение средств информационных технологий на уроках служит не только формированию компьютерной грамотности учащихся, но и способствует развитию внимания, памяти, воображения и творческого мышления.

Творчество – неотъемлемый спутник детства. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский). Мышление и творчество неразделимы. Эмоциональность, активность, интерес лежат в основе творческой деятельности в процессе обучения в начальной школе.

Исследователи в области творчества (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, А.И. Савенков, Е.В. Ткаченко и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие показатели: отношение к творческим упражнениям, наличие представлений о творчестве, развитие творческих способностей, стремление к самовыражению, оригинальности; предложение новых решений в процессе работы.

Для того чтобы процесс развития творческого потенциала младших школьников был продуктивным, необходимы знания об уровнях его развития у учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находятся учащиеся.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и развития всей страны. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).

Если действующий сегодня стандарт ориентирован на конкретные результаты, т. е. определяет набор дидактических единиц, которые ученик должен усвоить в школе, то в новом на первый план выходят личностные и метапредметные показатели: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, что дает возможность вести интересную, полноценную, успешную жизнь в современном мире.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Отличительные особенности внеурочной деятельности.

  • внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;

  • психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер.

  • большая практическая значимость полученных знаний и умений;

  • широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    • игровая деятельность;

    • познавательная деятельность;

    • проблемно-ценностное общение;

    • досугово-развлекательная деятельность;

    • художественное творчество;

    • социальное творчество;

    • трудовая деятельность;

    • спортивно-оздоровительная деятельность;

    • туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет учителю сделать ее более динамичной и интересной для учащихся, успешнее развивать творчество учащихся.

Согласно словарю русского языка творчество (в психологии его часто называют креативность от латинского слова creare, что означает порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

Можно выделить четыре этапа развития творческого потенциала ребенка.

Первый этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (дошкольный)

В познавательном плане ребенок ко времени поступления в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, — она определяется и сформированными личностными качествами, включающими интересы, мотивы, способности, черты характера, а также особенности, связанные с выполнением различных видов деятельности. 
К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была достаточно развита. Но учителю важно включить детей не только в процесс обучения, но и обучить ролевым играм, вовлечь в коллективные дела, научить общаться, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Чтобы планировать работу с детьми, необходимо знать контингент воспитанников. И изучить его желательно заранее, до встречи с детьми. Учитель должен быть хорошо информирован, а значит, подготовлен.

Цель: Заочное знакомство с будущими первоклассниками.

Задачи: Определить количественный состав детей (мальчики, девочки), возраст, посещение детьми дошкольных учебных заведений, кружков, секций, состояние здоровья детей (по желанию родителей). Выяснить социальное положение семей, в которых воспитывается ребенок (полная семья или нет, занятость родителей, образование, место и условия проживания).

Формы работы: предварительное тестирование (на основе анкетных данных, предоставленных родителями будущих первоклассников), индивидуальная работа с родителями.

Планируемые результаты: приобретение учителем знаний о будущем первокласснике и его семье. (Достигается во взаимодействии учителя и родителей).

На этом этапе учитель внимательно изучает анкеты, выделяет группы детей, которым необходимо внимание учителя или психолога, проводит консультации для родителей.

Второй этап – НАЧАЛО (1 класс)

Цель: Создание для учащихся комфортных условий для успешного обучения и творческого развития.

Задачи: Развитие коммуникативных отношений между учащимися. Обучение культуре общения. Сплочение коллектива детей. Формирование и развитие определенных личностных качеств ребенка. Формирование положительного психологического климата в детском коллективе.

Формы работы: игровая деятельность, праздники, соревнования.

Планируемые результаты: приобретение школьниками социальных знаний. (Достигаются во взаимодействии с учителем).

На этом этапе работы учитель изучает возможности детей, вовлекает их в различные виды деятельности, организует индивидуальную и коллективную формы работы, приветствует творчество детей.

Третий этап – РАЗВИТИЕ (2 класс)

Цель: Выявление творческих способностей учащихся в процессе совместной деятельности учителя и учащихся.

Задачи: Организация творческой деятельности учащихся. Создание благоприятных условий для формирования и развития личности каждого ребенка. Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Формы работы: творческие конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, поездки, выставки работ, библиотечные часы.

Планируемые результаты: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигаются в дружественной детской среде).

На этом этапе работы в процессе подготовки праздников, соревнований, конкурсов определяются лидеры в различных областях, формируются группы детей по интересам и вовлекаются в различную деятельность.

Четвертый этап – ТВОРЧЕСТВО (3, 4 класс)

Цель: Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: Раскрытие потенциальных способностей каждого ребенка.

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и

нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения его неповторимости. Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.

Формы работы: проектная деятельность, творческие коллективные работы, спортивные соревнования, поездки и экскурсии, творческие конкурсы, олимпиады, библиотечные часы, литературные гостиные, круглые столы, конференции, научные исследования.

Планируемые результаты: получение школьниками опыта самостоятельного действия. (Достигается во взаимодействии с социальными объектами).

Учащиеся самостоятельно разрабатывают творческие проекты и реализуют их, проводят научные исследования, активно участвуют в творческих конкурсах, в общественной жизни школы, станицы, района, края.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Результативность – неотъемлемая составляющая процесса формирования и развития творческого потенциала младшего школьника. Важно, чтобы учащиеся видели результаты своего труда и труда одноклассников. Оценка достижений результатов отражается в портфолио младшего школьника.

Выводы.

  1. Работа по развитию творческого потенциала младших школьников должна

проводиться систематически.

  1. Использовать разнообразные формы работы для индивидуального развитии

каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала школьников. 3. Применять ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования творческой личности учащихся.