Доклад, заслушанный на заседании методического объединения учителей начальных классов на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
Одной из основных целевых установок современного образования, обеспечивающей естественное вхождение ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за границы обыденного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять правильное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и естественное желание самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, раскрывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.
Решение данной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых эффективных методов обучения, работа с которыми подразумевает вовлечение ребёнка в активный творческий процесс с целью развития творческого потенциала учащихся.
Творческий потенциал – это творческие ресурсы личности, её психические возможности, способности, структурированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Кроме того, творческий потенциал личности наделен большой информационностью, его понятие показывает внутреннюю целостность человека, а обладание таким видом потенциала обеспечивает высокий уровень успешности деятельности.
Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, становлению индивидуальности, формированию нестандартного, продуктивного мышления. Творческий акт – это реализация индивидуальности, неповторимости, уникальности человека.
Применение средств информационных технологий на уроках служит не только формированию компьютерной грамотности учащихся, но и способствует развитию внимания, памяти, воображения и творческого мышления.
Творчество – неотъемлемый спутник детства. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский). Мышление и творчество неразделимы. Эмоциональность, активность, интерес лежат в основе творческой деятельности в процессе обучения в начальной школе.
Исследователи в области творчества (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, А.И. Савенков, Е.В. Ткаченко и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие показатели: отношение к творческим упражнениям, наличие представлений о творчестве, развитие творческих способностей, стремление к самовыражению, оригинальности; предложение новых решений в процессе работы.
Для того чтобы процесс развития творческого потенциала младших школьников был продуктивным, необходимы знания об уровнях его развития у учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находятся учащиеся.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и развития всей страны. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).
Если действующий сегодня стандарт ориентирован на конкретные результаты, т. е. определяет набор дидактических единиц, которые ученик должен усвоить в школе, то в новом на первый план выходят личностные и метапредметные показатели: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, что дает возможность вести интересную, полноценную, успешную жизнь в современном мире.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Отличительные особенности внеурочной деятельности.
внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер.
большая практическая значимость полученных знаний и умений;
широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет учителю сделать ее более динамичной и интересной для учащихся, успешнее развивать творчество учащихся.
Согласно словарю русского языка творчество (в психологии его часто называют креативность от латинского слова creare, что означает порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
Можно выделить четыре этапа развития творческого потенциала ребенка.
Первый этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (дошкольный)
В познавательном плане ребенок ко времени поступления в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, — она определяется и сформированными личностными качествами, включающими интересы, мотивы, способности, черты характера, а также особенности, связанные с выполнением различных видов деятельности.
К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была достаточно развита. Но учителю важно включить детей не только в процесс обучения, но и обучить ролевым играм, вовлечь в коллективные дела, научить общаться, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Чтобы планировать работу с детьми, необходимо знать контингент воспитанников. И изучить его желательно заранее, до встречи с детьми. Учитель должен быть хорошо информирован, а значит, подготовлен.
Цель: Заочное знакомство с будущими первоклассниками.
Задачи: Определить количественный состав детей (мальчики, девочки), возраст, посещение детьми дошкольных учебных заведений, кружков, секций, состояние здоровья детей (по желанию родителей). Выяснить социальное положение семей, в которых воспитывается ребенок (полная семья или нет, занятость родителей, образование, место и условия проживания).
Формы работы: предварительное тестирование (на основе анкетных данных, предоставленных родителями будущих первоклассников), индивидуальная работа с родителями.
Планируемые результаты: приобретение учителем знаний о будущем первокласснике и его семье. (Достигается во взаимодействии учителя и родителей).
На этом этапе учитель внимательно изучает анкеты, выделяет группы детей, которым необходимо внимание учителя или психолога, проводит консультации для родителей.
Второй этап – НАЧАЛО (1 класс)
Цель: Создание для учащихся комфортных условий для успешного обучения и творческого развития.
Задачи: Развитие коммуникативных отношений между учащимися. Обучение культуре общения. Сплочение коллектива детей. Формирование и развитие определенных личностных качеств ребенка. Формирование положительного психологического климата в детском коллективе.
Формы работы: игровая деятельность, праздники, соревнования.
Планируемые результаты: приобретение школьниками социальных знаний. (Достигаются во взаимодействии с учителем).
На этом этапе работы учитель изучает возможности детей, вовлекает их в различные виды деятельности, организует индивидуальную и коллективную формы работы, приветствует творчество детей.
Третий этап – РАЗВИТИЕ (2 класс)
Цель: Выявление творческих способностей учащихся в процессе совместной деятельности учителя и учащихся.
Задачи: Организация творческой деятельности учащихся. Создание благоприятных условий для формирования и развития личности каждого ребенка. Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.
Формы работы: творческие конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, поездки, выставки работ, библиотечные часы.
Планируемые результаты: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигаются в дружественной детской среде).
На этом этапе работы в процессе подготовки праздников, соревнований, конкурсов определяются лидеры в различных областях, формируются группы детей по интересам и вовлекаются в различную деятельность.
Четвертый этап – ТВОРЧЕСТВО (3, 4 класс)
Цель: Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: Раскрытие потенциальных способностей каждого ребенка.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения его неповторимости. Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Формы работы: проектная деятельность, творческие коллективные работы, спортивные соревнования, поездки и экскурсии, творческие конкурсы, олимпиады, библиотечные часы, литературные гостиные, круглые столы, конференции, научные исследования.
Планируемые результаты: получение школьниками опыта самостоятельного действия. (Достигается во взаимодействии с социальными объектами).
Учащиеся самостоятельно разрабатывают творческие проекты и реализуют их, проводят научные исследования, активно участвуют в творческих конкурсах, в общественной жизни школы, станицы, района, края.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Результативность – неотъемлемая составляющая процесса формирования и развития творческого потенциала младшего школьника. Важно, чтобы учащиеся видели результаты своего труда и труда одноклассников. Оценка достижений результатов отражается в портфолио младшего школьника.
Выводы.
Работа по развитию творческого потенциала младших школьников должна
проводиться систематически.
Использовать разнообразные формы работы для индивидуального развитии
каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала школьников. 3. Применять ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования творческой личности учащихся.