СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседание ГМО учителей географии. Тема: Мотивация и профессиональный рост педагога.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация и профессиональный рост педагога. Доклад на заседание ГМО учителей географии (заседание №2).

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседание ГМО учителей географии. Тема: Мотивация и профессиональный рост педагога.»

Доклад на заседание ГМО учителей географии (заседание №2) Дата: 11.12.14

Тема: Мотивация и профессиональный рост педагога

Выполнил: учитель географии МБОУ СОШ №2 Устинов А.П.


Понятие мотивации и профессионального развития.


В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.


Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей (по В.А.Дубровской). Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.


Мотивация персонала школы есть процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего устранения.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.


Профессиональное развитие – это расширение знаний, умений и навыков по своей специальности.

М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост) учителя как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. Нам также близко определение профессионального роста, которое даёт Е. А. Ямбург (автор идеи адаптивной школы полного дня): "Профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми".

Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, отмечает М. М. Поташник, как бы учитель сам не заботился о своём профессиональном росте, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает школа. Таким образом, управление в школе, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого педагога.

Мотивация профессионального развития – процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.


СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
мотивации и поддержки профессионального роста педагогов

Методические материалы по организационно-методической, психолого-педагогической поддержке профессионального роста, самореализации педагогов и формированию мотивации к успешности в профессиональной деятельности разработаны региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Структурно-функциональная модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов (рисунок 1 в приложении, слайд 1) состоит из трех взаимосвязанных блоков:

  • целевого,

  • процессуально-функционального,

  • результативного.

Целевой блок отражает приоритетные направления государственной политики, закрепленные в ряде документов, – повышение качества образования.

Уровень качества образования зависит от качества преподавания, а значит, предполагает постадийный непрерывный профессиональный рост педагога:

первая стадия – профессиональное самоопределение;

вторая стадия – профессиональное саморазвитие;

третья стадия – профессиональная самореализация;

четвертая стадия – профессиональное самосовершенствование.

Чередование указанных стадий характеризируется в процессуально-функциональном блоке модели и не является строго последовательным, а носит, скорее, поступательный характер. Очевидно, что не все педагогические работники перейдут в стадию самосовершенствования, вполне удовлетворяясь стадией саморазвития или самореализации.

Результативный блок модели мотивации предусматривает достижение запланированного результата – сформированности профессиональной мотивационной сферы педагога, что, в свою очередь, является условием реализации государственных инициатив.

Стадия профессионального самоопределения показана на рисунке 2 в приложении (слайд 2)

Профессиональное самоопределение – это поиск и нахождение личностного смысла в осваиваемой трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение включает в себя адаптацию и социализацию педагога (в том числе молодого). Под социальной адаптацией (социализация) понимается освоение педагогом новой социальной роли, вхождение в культурное пространство коллектива, т. е. принятие его социальных норм и установок. Профессиональная адаптация рассматривается как процесс вхождения в профессию, т. е. освоение способов профессиональной деятельности, приспособление к условиям труда, производственному коллективу и достижение работником в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессионально-социальная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на рабочем месте.

Каждый этап профессионального самоопределения сопровождается рефлексией. Рефлексия (от позднелат. reflexio– обращение назад) – это обращение педагога к себе в поисках смысла и конкретизации целей своей деятельности. Внутренняя сознательная работа по осмыслению актуального и идеального (в соответствии с эталонной моделью ключевых компетентностей) состояния способствует непрерывному профессиональному росту педагогического работника.

Организационными решениями проблемы управления профессиональным самоопределением могут быть:

1. Создание соответствующего подразделения образовательной организации (например, методического объединения), в функции которого входит помощь в профессиональном самоопределении сотрудников.

2. Распределение специалистов, занимающихся оказанием помощи в профессиональном самоопределении, по подразделениям. В данном случае специалист становится куратором определенных подразделений.

3. Развитие наставничества.

4. Развитие структурных взаимосвязей подразделений (методических объединений) с администрацией образовательной организации. Возможными организационными решениями по технологии процесса управления социализацией и адаптацией могут быть:

  • организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;

  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

  • специальные курсы подготовки наставников;

  • проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников;

  • гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных);

  • проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;

  • использование возникающих референтных групп;

  • обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки;

  • оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов соревновательности подразделений, проектов и т.п.;

  • использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником.

Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок (рефлексия), допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения педагога за успешное решение поставленных задач или формулировку профессиональных перспектив (целеполагание).



Стадия профессионального саморазвития показана на рисунке 3 в приложении (слайд 3)

Известно, что развитие – это процесс количественных и качественных изменений в психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.

Цель профессионального саморазвития педагога состоит в построении стратегии собственной профессиональной деятельности, разработка собственной программы профессионального развития и ее воплощение. При этом следует учитывать, что развивающая педагогическая деятельность – это процесс непрерывного поиска педагогом новых методов, способов, технологий, программ профессионального саморазвития.

Гуманистически ориентированный педагог выбирает направления своего профессионального развития, ориентируясь на личность ребенка и цели образовательной организации, согласованные с приоритетами государственной образовательной политики. Межаттестационный период такой педагог использует не для формального «накопления» необходимых часов курсовой подготовки и сбора документов для портфолио, а для реального повышения квалификации.

Большое значение для эффективного профессионального саморазвития имеет диагностика профессиональных возможностей педагога. Она может проводиться как самими педагогом (самообследование, самодиагностика), так и администрацией образовательной организации, поскольку знание профессионально-педагогической направленности, ее сильных и слабых сторон выступает в качестве условия определения перспективных линий развития, выбора адекватных методов и построения программ.



Стадия самореализации показана на рисунке 4 в приложении (слайд 4)

Переход между стадиями профессионального роста педагога не является последовательным. Он носит иногда возвратный, а иногда опережающий характер. Это зависит от личностных качеств педагога и его профессиональной компетентности.

Стадии самореализации (личностной и деятельностной) достигают, как правило, опытные компетентные педагоги. Профессиональная самореализации личности – это реализация существующего потенциала, осуществление имеющихся желаний, знаний, умений и способностей в профессиональной деятельности.

Самореализация педагогом профессиональной деятельности соотносится с построением стратегии профессионального роста, что логично ведет к достижению поставленных профессиональных целей, предполагает процесс профессионального самообразования (как сознательного развития педагогом своих личностных и профессиональных качеств с целью «достроить себя до идеального образа целостной профессиональной личности»). Самореализованный педагог – это мастер, готовый и способный делиться педагогическим опытом.

В нашей модели самореализация рассматривается как процесс сознательного развития педагогом личностных и профессиональных качеств в целях преодоления противоречия между образами «Я-реальный» и «Я-идеальный», чтобы максимально соответствовать эталонной модели ключевых компетентностей.

Поскольку целевой и результативный блоки модели предполагают совпадение образов «Я-реальный» и «Я-идеальный», ведущее к повышению качества преподавания и образования, мы рассматриваем профессиональную самореализацию как одну из эффективных стадий, приводящих к реализации планируемой цели.



Внутренние факторы (и мотивы) обеспечивают достижение и осознание педагогом профессионального мастерства, успеха и переводят его на следующую стадию – профессионального самосовершенствования (рисунок 5 в приложении), слайд 5

 Под профессиональным самосовершенствованием педагога понимается совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.

Профессиональное самосовершенствование подразумевает умелую постановку целей, построение планов, проектов, идей, мастерское владение способами их осуществления и воплощения в жизнь, творчество и новаторство.

На стадии профессионального самосовершенствования педагог, как правило, нуждается лишь в совете администрации.  

Итак, профессиональный рост педагогаэто сложное педагогическое явление, стадиями которого выступают самоопределение, саморазвитие, самореализация и самосовершенствование.










Список литературы и интернэт-источников:


http://pacad.ru/index.php?id=1072&Itemid=99999999&option=com_content&task=view


http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3628/Itemid,0/


http://osvita.ua/school/teacher/2690/