СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         «Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната».

    Нравственное формирование личности -сложный и многогранный процесс, который осуществляется под воздействием различных факторов и условий. Любые качества личности, уровень её интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании

с нравственным развитием личности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната»»



ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1















Доклад

«Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната»















Воспитатель: Кривоклякина Н.Ф.













2021-2022г.





«Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната».

Нравственное формирование личности -сложный и многогранный процесс, который осуществляется под воздействием различных факторов и условий. Любые качества личности, уровень её интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании

с нравственным развитием личности.

Правильная организация обучения и воспитания детей с ОВЗ влияет на развитие всех сторон личности, формируется умение работать и жить в коллективе.

Создание в интернате среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать привычки и сформировать модели поведения- особенно актуальная задача в наше время. Всё, что есть в арсенале школы, любой педагогический акт, личный пример учителя, воспитателя- всё должно служить воспитанию общечеловеческих качеств воспитанников, их развитию и коррекции.

Школьники с ОВЗ в связи со свойственной им недоразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, морали и нравственности. Они узнают правила морали от педагогов, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

Развитие личности школьников с пониженным интеллектом происходит под влиянием общественных отношений, при участии и под воздействием окружения тех людей, которые передают им знания и опыт. С накоплением социального опыта, его усвоения у подростков формируется система нравственных представлений, ценностных ориентаций, на основе которых вырабатываются нормы и привычки поведения.

Оценивая нравственные качества и свойства личности школьников с ОВЗ, необходимо ориентироваться на такие объекты и ситуации, которые обеспечивают выявления особенности их поведения. Такими объектами и являются взаимоотношения детей с ОВЗ с родителями, с людьми старшими по возрасту, со сверстниками.

Основные принципы нравственных ценностей -это вежливость и тактичность. Прежде всего здесь можно говорить о почтительном отношении к старшим, скромности, учтивости, предупредительности по отношении к слабому или младшему. Соответствие правил этикета и моральных ценностей и есть основа подлинной культуры человеческих отношений.

Как эти принципы понимают и используют школьники с пониженным интеллектом? Значимой характеристикой личности подростка, важным регулятором поведения и взаимоотношения с окружающими людьми является самооценка. Она же отражает своеобразие развития личности школьника с пониженным интеллектом. У детей с ОВЗ наблюдается неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях, они не способны критично оценить свои действия и поступки.

С возрастом самооценка школьников с интеллектуальной недостаточностью становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя, результаты своей деятельности. Сравнивая школьников с пониженным интеллектом с их сверстниками, не имеющими умственные и физические недостатки в развитии, мы наблюдаем, что подростки с интеллектуальной недостаточностью менее адекватно осознают свои способности, недостаточно критично оценивают свои возможности и действия.

Характер взаимоотношений у подростков с ОВЗ здоровья в семьях показывает, что подростки спокойно реагируют на резкие замечания родителей, признают главенствующую роль отца в семье и считают необходимым подчиняться ему. Это объясняется недостаточной личностной и эмоциональной готовностью к принятию самостоятельных решений. Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоционально- волевой сферы, им свойственна тенденция к сопереживанию к родным людям, чувство благодарности, стремлении следовать определённым нормам в поведении.

О нравственных качествах личности говорит их характер общения со сверстниками. К старшему школьному возрасту у учащихся с пониженным интеллектом формируется широкие социальные мотивы, навыки поведения, на развитие которых существенное влияние оказывает коллектив сверстников. Стремление занимать благоприятное положение среди сверстников вырастает у подростков в важную потребность, удовлетворение которой положительно отражается на развитии его личности. У подростков наблюдается более осознанные мотивы в выборе товарища. В их глазах приобретает ценность, хороший характер, хорошее поведение, умение оказать помощь.



Для подростков актуальным становится общение со сверстниками в неформальных условиях, обретение

новых способов поведения, которое зачастую реализуется во внеурочное время, в различных формах поведения досуга. Школьники с умственной недостаточностью больше подражают поведению сверстников, находятся в большой зависимости от их общего настроения. Это говорит о недостаточности развития уровня самосознания, что не всегда позволяет им адекватно оценивать качества собственной личности и сверстников, критически относиться к тем или иным формам поведения. Это может указывать на то, что наиболее значимым для подростков становятся нормы поведения группы сверстников, к которой они себя причисляют.

Важную роль в такой группе принадлежит лидеру, его поведение часто служит примером, образцом, точкой отсчета для оценки своих поступков и поступков товарищей.

Одним из условий эффективности нравственного воспитания у учащихся является педагогическое стимулирование, которое изначально связано с поиском резерв самосознания личности. Педагогическое стимулирование направлено на развитие инициативности подростка, поощрения поиска им правильного, адекватного решения в ситуации морального выбора и ответственного самостоятельного действия с целью нравственного саморазвития и становления его как автора собственной жизнедеятельности. Накапливая опыт

разрешения собственных жизненных проблем, при педагогической поддержке учащийся приобретает способность соотношения своего самостоятельного выбора с той мерой ответственности, которую он будет нести.

Чтобы иметь более чёткое представление о роли и месте нравсвенного воспитания и самовоспитания в школе остановимся на некоторых важных моментах:

- что школьники вкладывают в понятие «нравственное воспитание» (как они понимают сущность нравственного воспитания),

-занимаются ли они самовоспитанием и если да, то в чём оно проявляется.

Что мешает нравственному самовоспитанию?

Во время педагогического общения со старшеклассниками выяснилось, что при помощи уточняющих вопросов в ходе беседы они стремились осмыслить данное понятие. Это говорит о том, что школьники готовы к познанию теории и особенностей механизма процесса нравственного самовоспитания. Каждое педагогическое воздействие необходимо направлять не только на нравственное совершенствовование учащихся, но и на получение данных об их нравственном развитии эффективности воспитания правил поведения.

Таким образом, используемые в воспитательной практике средства должны помочь педагогу увидеть положительные моменты и недостатки по нравственному воспитанию личности.

Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учётом того, что воспитательная система в школе-интернате для детей с ОВЗ, имеет коррекционную направленность, и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путём проведения коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с нарушением интеллекта, на формирование их личности в социальную адаптацию на основе специальных педагогических приёмов.

Для формирования и развития у воспитанников умений и навыков общепринятых норм используем следующие методы работы:

- беседа

- классный час

- дискуссия

- диспут

- час общения

- анкетирование

- тестирование

- викторина

- экскурсия

- поход.

Формирование устойчивых убеждений- важнейшая задача современной школы. Правилом деятельности школы-интерната по нравственному воспитанию является не только разъяснение определённых норм, но и

создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте их

правильности.

Подросткам нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Необходимо, чтобы подросток осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения.

Поэтому Мотив- это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека.

Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируются то или иное нравственное качество учащегося как личности. Формирование идеала тесно связано с возникновением таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля.

Также влияние на поведение подростков оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Возможность воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта теплотой, вниманием, умением выслушать, заботой в интернате.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может.

Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самопознания истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Развитию нравственного сознания подростков также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. В нравственном опыте немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Нравственное воспитание подростков способствует профилактике правонарушений, формированию духовного мира, раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора, формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании подростка понятие труда как основы общечеловеческой ценности.