Великая ценность образования – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер, англ. философ, социолог, педагог
Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи.
Говоря о внеурочной деятельности, необходимо сказать, внеурочная деятельность направлена на достижение результатов основной образовательной программы.
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями,
навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.
Основной целью внеурочной деятельности является воспитание и социализация обучающихся, т.е. получение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой в обществе системы ценностей, а также воспитание и развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовка к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности
физкультурно-спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное)
в таких формах, как:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.;
индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки,
индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между
собой.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Духовно-нравственное направление реализуется через кружок «Малая Родина» и
тематические классные часы, организацию и проведение экскурсий, акций, встреч с
интересными людьми и других внеклассных мероприятий, военно-патриотическое обьединение «Юнармия»
Социальное направление представлено кружками «Мастерская», «Рукоделие», «Вязание», психологические тренинги и социальное проектирование. Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, являются победителями как муниципального, так и регионального уровней, организуются выставки, экскурсии в краеведческий музей, картинную галерею.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через элективные курсы по предметам, внеурочная деятельность «За пределами учебника биологии, химии», «Английская грамматика». Обучающиеся участвуют в дистанционных олимпиадах, вебинарах.
Общекультурное направление реализуется через кружок «Зеркало», обучающиеся выступают на различных мероприятиях, посвященных Дню Учителя, Дню мамы, Международному женскому Дню и т.д.
Физкультурно-спортивно-оздоровительное – через секцию «Волейбол». Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального уровня, являясь победителями и призерами.
Сравнивая ФГОС ООО и СОО, можно сказать, что цели внеурочной деятельности остаются прежними, т.е. воспитание и социализация школьников.
ВД ФГОС СОО организуется по тем же направлениям развития личности, с одной лишь разницей
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное
основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Ключевые особенности ФГОС СОО
Саморазвитие и личностное самоопределение
Индивидуализация образования
Профильное образование
Дистанционное образование
Сетевое образование
Как говорил когда-то В.А Сухомлинский:
«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».
Инвариантный компонент с.39, 40
Вариативный компонент с.40-44:
Естественный
Гуманитарный
Технологический
Универсальный
Т.о., можно сделать вывод, что реализация ФГОС СОО по внеурочной деятельности является продолжением ФГОС ООО по внеурочной деятельности
В заключении хотелось бы использовать слоган компании НАЙК
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!» (слоган).