СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад-обобщение из опыта работы по теме: "Использование на уроках истории современных образовательных технологий".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что современный ребенок больше смотрит и слушает, чем читает и говорит. Он предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств, а именно – при помощи компьютера, чаще через Интернет. Поэтому преподавателю просто необходимо овладеть компьютерной грамотой первоначально и использовать информационные технологии на уроках, чтобы не отставать от своих обучающихся и рационально использовать время на уроке...

Просмотр содержимого документа
«Доклад-обобщение из опыта работы по теме: "Использование на уроках истории современных образовательных технологий".»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


  1. Актуализация темы.

Не секрет, что современный ребенок больше смотрит и слушает, чем читает и говорит. Он предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств, а именно – при помощи компьютера, чаще через Интернет. Поэтому преподавателю просто необходимо овладеть компьютерной грамотой первоначально и использовать информационные технологии на уроках, чтобы не отставать от своих обучающихся и рационально использовать время на уроке.

Опыт работы многих педагогов показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - преподавателям и учащимся - громадные возможности:

  1. использование компьютеров усиливает интерес к предмету;

  2. позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске;

  3. для работы заранее подготавливаются файлы на электронном носителе, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы;

  4. изображение проецируется на экраны.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности обучающихся по созданию учебных ресурсов под руководством преподавателей информатики и истории.

5. Преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на подачу учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с обучающимся далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».

7. Изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

На уроках истории часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Преподавателю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. В файл преподаватель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока преподаватель, находясь рядом с главным компьютером, заполняет таблицу, схему, а обучающиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала обучающимся можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, или проецируются на экран, а обучающимся остается выбрать правильные ответы и указать их.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое «средство» позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков обучающихся в освоении исторического материала.

2. Из опыта работы.

В настоящее время существует множество методологических и организационных моделей информатизации учебного процесса, которые позволяют реализовать различные формы проведения занятий. Возможна индивидуальная форма работы обучающихся и работа по микро-группам с информационными и коммуникационными технологиями, а также общегрупповая форма проведения занятий с применением иллюстративно-демонстрационных приложений, проецируемых на экран с помощью мультимедийного проектора.

Организация работы с программированными электронными учебниками, контролирующими программами и программами-практикумами возможна только в режиме обеспечения каждого участника группы персональным компьютером. Именно в этом случае достигается максимальная эффективность использования электронных ресурсов для целей интенсификации обучения и приобщения обучающихся к информационным технологиям в ходе обучения.

При использовании локальной компьютерной сети открываются совсем новые пути индивидуализации обучения. В моем кабинете создана база данных, содержащая информацию из различных отраслей человеческих знаний. И любой обучающийся может, пользуясь локальной сетью, осуществить поиск необходимой информации и подготовиться к уроку, написать доклад и т.п.

Я преподаю не только историю, но и информатику, поэтому мои уроки обычно проходят в кабинете информатики, что решает проблему нехватки компьютеров.

Применять компьютерные технологии я начал достаточно давно, когда не было в продаже ни одного готового CD-диска (да и сами приводы CD-ROM были редкостью). Вначале я создавал тесты, программируя на языке Pascal, затем начал использовать программу создания презентаций из пакета Microsoft Power Point. На начальном этапе своей работы я готовил презентации к урокам, которые могли быть использованы в различных режимах: фронтально, используя демонстрационный телевизор (проектора тогда в лицее еще не было), либо в индивидуальном режиме.

Сегодня количество электронных изданий, предназначенных для школы, постоянно увеличивается. Такие издания используются педагогом, чтобы облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета.

Но одной из самых востребованных программ по-прежнему является Microsoft Power Point. Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и обучающимся. Управление программой должно быть максимально простым. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретной группе. Можно, конечно воспользоваться готовыми программными продуктами. Но последовательно выстроенный курс – всего один: “История России ХХ век” на 4-х компакт-дисках. Кроме этого в своей работе я применяю различные варианты тестовых заданий, созданных как в специально разработанной для этих целей программной среде (Test2000), так и создаю тесты в среде программирования Delphi, использую интерактивные учебники истории.

Обычно для урока по изучению новой темы я разрабатываю презентацию, которая делится на блоки, каждый из которых раскрывает вопрос темы. Начинается освещение вопросов с просмотра видеороликов, после чего преподаватель с обучающимися обобщает увиденное и вместе составляют конспект. В заключении обучающимся предлагаются вопросы для закрепления. Подобные разработки уроков позволяют обучающимся, отсутствовавшим на уроке, самостоятельно подготовится по теме, придя в кабинет после урока. Функция же преподавателя во время таких уроков сводится в большей степени к консультированию. Безусловным же минусом предложенной разработки урока является сложность его составления (монтаж видеороликов, сведение звука и видео) это требует немного больше времени для подготовки, чем обычно. Но хотелось бы отметить и плюсы. Опыт показал, что на таких уроках активно работают даже те учащиеся, которые обычно отсиживаются тихо на задних партах, к тому же наличие на уроке видеофрагментов акцентирует внимание обучающихся на конкретном вопросе, улучшается процесс запоминания материала. Конечно, можно обойтись и без видеофрагментов, их можно заменить иллюстрациями, схемами и т.п. Главное, что такие уроки развивают познавательный интерес обучающихся, стимулируют их к активной работе, компьютер для них превращается из дорогостоящей игрушки в инструмент добывания знаний.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Информатизация образования, основанная на использовании средств новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

2. Положительная мотивация обучаемых является ключевым моментом, определяющим результаты применения информационных технологий в преподавании истории.

3. С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроке истории и во внеурочное время необходимо использовать как готовые электронные ресурсы (компакт-диски), так и создавать свои собственные с использованием приложений Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel и Интернет-технологий.

И в заключении хотелось бы отметить, что компьютер – это инструмент. Как и любой инструмент, он зависим от того, кто его применяет. Ждать от применения компьютера небывалой результативности уроков, по меньшей мере, наивно, я думаю, что эффективности урока зависит от педагога и содержания.