Михайловская ОШ
ДОКЛАД
«Общение родителей и детей
как условие успеха воспитания»
Тема сегодняшнего родительского собрания подсказана жизнью. Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье практика общения, зачастую, догматична и основана на постоянных запретах, подавлении личности ребенка, неуважении к нему. Мы, взрослые, обременены своими проблемами и, увы, порой не находим времени, чтобы поговорить с сыном или дочерью, вникнуть в то, что важно для них. А потом они уже и сами не подходят к нам; так утрачивается что-то очень ценное в отношениях родителей и детей, теряется доверие и взаимопонимание.
В отрочестве общение подростков с родителями и другими взрослыми складывается под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления их прав, пытаются ограничить претензии взрослых но отношению к себе.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. Для освоения новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых. Простое навязывание требований обычно отвергается. Таким образом, выявление проблем общения, развитие его навыков очень значимо для родителей и детей.
Как видим, проблем в общении с детьми много. Механизмы оценки одного человека другим в процессе общения ученые разделяют на три группы: во-первых, механизмы познания и понимания людьми других людей (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познания самого себя (рефлексия); в-третьих, прогнозирования поведения партнера по общению (казуальная атрибуция).
При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Идентификация с другим человеком дает возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки. Эмпатия основана на умении правильно представить себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства. Способность человека представить то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии.
Понять собеседника помогут, прежде всего, употребляемые им слова. Важно для понимания и выражение лица, интонация, поза, жесты. И, наконец, следует попытаться понять, почему ребенок обратился именно к вам. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях и желаниях. Они первоначально возикают у нас как «я - мысли»: я хочу слушать музыку, я люблю это делать, я чувствую голод и т. д. Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе.
Однако по разным причинам «я - высказывание» в разговоре превращается в «ты - высказывание», и это становится одним из барьеров общения, потому что «ты -высказывание» уже не является ни простым, ни ясным.
Например, взрослый, говоря ребенку «Оденься потеплее, сегодня холодно» (ты - высказывание), может иметь в виду «Я люблю тебя и не хочу, чтобы ты заболел» (я -высказывание), а ребенок может услышать «Вечно ты не можешь о себе позаботиться!» Таким образом, сама многозначность «ты - высказывания» дает простор различным толкованиям собеседника. Реакция ребенка, объяснившего наши намерения не так, как мы ожидали, кажется не адекватной, за ней, с нашей точки зрения, стоит упрямство ребенка, его «вредность», невоспитанность. Как видите, овладеть умением «я - высказываний» достаточно важно для родителей, это позволяет избежать непонимания, последствия которого могут быть самыми серьезными.
Например, при получении нежелательной для ребенка и вас оценки распространенными являются следующие «ты - высказывания»: «Ты совсем перестал заниматься», «Ты не думаешь о том, как я буду краснеть за тебя в школе». Для того, чтобы получить «я - высказывание», вам необходимо дать точное определение своего чувства в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала: «Последнее время меня беспокоят твои оценки по химии, я недавно смотрела дневник», «Вчера я была в школе и беседовала с учителем химии. Мне было очень стыдно».

Таким образом, «я - высказывания» — условие однозначности и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению и улучшению взаимоотношений с детьми.
Люди прибегают к каким-либо средствам коммуникации 7 из каждых 10 минут свободного от сна времени. В том числе около 10% они тратят на письмо, 16% на чтение, 30% — на разговор, а 45% — на слушание. Таким образом, умение слушать, а, главное, — слышать собеседника — одна из основ успеха общения. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в суть того, что он говорит, обладают не более 10% людей.
Дети, а особенно подростки, очень болезненно реагируют на неумение (или нежелание) родителей выслушать их и понять. Возникает психологический барьер, который побуждает детей искать это понимание вне семьи. Среди людей, способных дать его ребенку, нередки манипуляторы, мошенники и даже преступники, использующие затем детей в своих целях. Часто такими «понимающими» оказываются неблагополучные сверстники, контакты с которыми начинаются с того, что они со вниманием отнесутся к тому, что значимо для ребенка или, по крайней мере, выслушают то, что наболело.
Считаю необходимым обратить ваше внимание на следующие причины неумения слушать и слышать ребенка:
Собственные предубеждения: вы уверены, что все, что будет сказано ребенком неправильно либо неинтересно, и слушаете лишь формально.
Сосредоточенность на отдельном, единичном. Когда вы не согласны с чем-то конкретным, вы сосредоточиваете все свои чувства и внимание на этом. В этом случае все остальное не достигнет вашего сознания.
Настрой, готовность. Следует убедить себя в том, что как бы вам ни было некогда, ваша беседа очень поможет ребенку. Отвлекитесь от своих проблем, не жалейте времени, не оставляйте ребенка одного!
Элемент эгоизма. Вы думаете, что вы единственный, кто все знает, и ваше мнение более важно, чем мнение другого.
Неспособность поставить себя на место ребенка.
Предлагаю несколько приемов слушания ребенка, которые, я надеюсь, помогут вам в практике вашего воспитательного взаимодействия с детьми:
Дайте возможность ребенку высказаться.
Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребенка, ход его мыслей.
Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.
Поддержите ребенка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
Покажите ребенку, что вы поняли его. Перескажите своими словами его мысли. Это обычно начинается со слов «Как я тебя понял...», «По твоему мнению...», «Ты считаешь...», «Ты, наверное, расстроен тем, что...»
Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во-первых, во-вторых и т.д.).
• Утолите «тактильный голод» ребенка — обнимите, прижмите
его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищенности, уверенности в себе.
Учитывая мнение психологов о том, что больше информации о человеке мы получаем через невербальное (неречевое) общение, в частности, через наблюдение за глазами собеседника, возьмем на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда:
— широко открытые («вытаращенные») глаза — удивление, изумление;
полностью открытые глаза — мечтательность, сентиментальность;
закрытые, «занавешенные» глаза — скука, покорность;
суженный или прищуренный взгляд — хитрость, коварство;
сверкание глазами — нервозность, агрессия;
сужение или расширение зрачка — возбуждение, страх.
Кроме степени «открытости» глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:
—прямой взгляд — готовность к контакту;
взгляд, направленный вдаль, — раздумье, сомненье;
взгляд, направленный «сквозь» партнера, — скрытая агрессия;
взгляд, направленный мимо партнера, — эгоцентризм;
взгляд сбоку — скепсис, цинизм;
суженный взгляд сбоку — пренебрежение, презрение;
—взгляд снизу — покорность;
взгляд сверху вниз — гордость, высокомерие;
«уклоняющийся взгляд» — робость, боязливость.
Наблюдайте за мимикой своего ребенка, и вы многое сможете понять.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности. Общаясь с родителями, ребенок, кроме того, получает поддержку в разрешении значимых для него проблем, в конечном итоге, познает мир и адаптируется в нем. Поэтому давайте вместе учиться этому общению во благо наших замечательных, открытых людям и миру детей.
Тест для родителей
«Оцените свое умение слушать»
Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:
«почти всегда» - 2 балла,
«в большинстве случаев» - 4 балла,
«иногда» - 6 баллов,
«редко» . -8 баллов,
«почти никогда» -10 баллов.
Вопросы:
Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?
Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
Меняете ли вы тему разговора, если: он коснулся неприятного для вас?
Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?
Обработка: Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то респондент выше среднего уровня». Обычно средний балл — 55.
Правила общения при конфликте с ребенком
Будучи в позиции слушающего:
Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это. Помните, что ваша задача как слушающего - помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем.
Не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам. Избегайте оценок, старайтесь действительно эмпатировать и понимать перспективы.
Не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, Которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала. И все же следует преодолевать соблазн выдачи «бесплатных советов» прежде чем ребенок не совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
Будучи в позиции говорящего:
Не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось.
Не придумывайте! Не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.
Не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок.
Не характеризуйте! Не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п.» Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу.
Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка. Приводите конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
Как научить детей общаться
Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей — помочь детям в развитии социальных навыков.
Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.
Социальный успех определяется следующими условиями:
Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность — это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.
Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения — обширная и многообразная практика.
Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду
В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.
Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.
Как помочь детям с нарушениями общения
Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.
Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут преодолеть все это.
Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.
Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликта. Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения — просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами — выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.
Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверены в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ребенку понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнить работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.
Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.
Советы родителям по развитию у детей навыков общения
Когда вы браните ребенка, не употребляйте слова «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку ты получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
Когда вам хочется сказать ребенку «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай». А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».
Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.
Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. Л сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, завтра дети будут плохо говорить о вас.
Радость воскресной прогулки с родителями может быть испорчена замечаниями на каждом шагу: «Ты как себя ведешь?», «Больше никогда не возьму тебя с собой!» Постарайтесь сделать воскресный день свободным от замечаний.
Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, потому что считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Теплые, ласковые слова и прикосновения смягчают душу ребенка, снимают напряжение.
10. Иногда дети спрашивают о чем-то родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», — скажите ему: «Когда со мной говорят из другой комнаты — не слышу».
Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены, что это и есть истина. Но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей... Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
Когда два человека разговаривают, между ними должно быть определенное расстояние. Обычно люди хорошо его чувствуют. Общаясь с ребенком, старайтесь выдерживать это всеми принятое расстояние.
Мы приучаем ребенка говорить «Спасибо». Но научите его и старомодному слову «Благодарю». Время от времени говорите ребенку «Благодарю тебя».
Когда вы о чем-то просите сына или дочь, стоит добавить: «Если тебя это не затруднит». Вежливость воспитывается только вежливостью и ничем другим.
Когда ребенок неправильно произносит слова, не говорите, что он ошибся, не стыдите, а тут же без нравоучительной интонации произнесите это слово правильно. И так каждый раз.
Если у вас есть выдержка, то прежде чем Сделать замечание ребенку, внутренне настройте свой голос так, чтобы он не звучал фальшиво и злобно. Если же выдержки нет, постарайтесь не делать замечаний.
Чаще говорите ребенку главные слова: «Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!»
Учитесь управлять своей интонацией. Безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.
Тест для родителей
«Оцените самоконтроль в общении»
(М. Сиайдер)
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить, как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом порядковую букву В, если неверным или преимущественно неверным поставьте рядом букву Н:
Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
Из меня мог бы выйти неплохой актер.
Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
Я могу отстаивать только то, в чем я убежден.
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственные, открытые, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы 1,5,7 и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0 — 3 балла. У вас низкий коммуникативный уровень. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4 — 6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы искренны, но не сдержанны в эмоциональных проявлениях, считаетесь с окружающими людьми.
7—10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.