СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Опыт изучения курса «Цветоводство и декоративное садоводство» с обучающимися с умственной отсталостью в коррекционной школе»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. При обсуждении проблем корреционного обучения умственно отсталых детей возникает вопрос о возможности формирования их природоведческих представлений, которые бы соответствовали уровню современных представлений об окружающем мире.
  2. Поэтому введение в учебныймплан такого предмета, как "Цветоводство и декоративное садоводство", помогает сгладить имеющийся недостаток и оптимизировать уровень начальной социально бытовой и трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Опыт изучения курса «Цветоводство и декоративное садоводство» с обучающимися с умственной отсталостью в коррекционной школе»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья







ДОКЛАД

«Опыт изучения курса «Цветоводство и декоративное садоводство» с обучающимися с умственной отсталостью в коррекционной школе»












Подготовила учитель труда

М. Л. Калинина



















2017год




1. Место уроков курса «Цветоводство и декоративное садоводство» в программе обучения детей.

В нашей школе три года назад был введен курс «Цветоводство и декоративное цветоводство» для обучающихся с умственной отсталостью. И это не случайный выбор. Во-первых, эта дисциплина играет большую роль в коррекции и развитии психики, формирует эколого-эстетическое мировоззрение учащихся, закладывает основы экологического воспитания. А, во-вторых, в связи с ограниченным числом методических пособий для учителя, особенно с учетом индивидуализации и дифференциации обучения. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, в том числе и о цветковых растениях и способах ухода за ними, становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин. При обсуждении проблем коррекционного обучения умственно отсталых детей возникает вопрос о возможности формирования их природоведческих представлений, которые бы соответствовали уровню современных представлений об окружающем мире. Анализ различных учебных планов и программ, в рамках которых у учащихся формировались различные представления о цветковых растениях и способах ухода за ними, показывает, что задачи и тематика данного раздела не предполагали усвоения детьми систематических и последовательных знаний об основах цветоводства, а были разобщены, «разнесены» по различным дисциплинам учебного плана («Развитие речи на основе ознакомления с окружающим», «СБО», «Естествознание»). Поэтому введение в учебный план такого предмета, как «Цветоводство и декоративное садоводство», помогает сгладить имеющийся недостаток и оптимизировать уровень начальной социально-бытовой и трудовой подготовки учащихся. Приступая к изучению курса «Цветоводство и декоративное садоводство», можно отметить, что учащиеся зачастую не имеют той образовательной базы, которая необходима для усвоения сложных понятий данной дисциплины, что в итоге значительно затрудняет изучение этого предмета и ведет к тому, что у учащихся не формируется целостное представление о предмете и его содержании. Вместе с тем, именно содержание данного предмета как дисциплины естествоведческого цикла несет в себе огромный потенциал с точки зрения развития психики ребенка, ее гуманизации, формирования нравственных и эстетических начал. Коррекционно-воспитательные возможности этого курса для развития и преодоления психолого-педагогических трудностей ребенка с нарушением интеллекта огромны. Систематическое и методически правильное использование различных форм, методов и средств обучения на данных уроках способствует осознанному, а не механическому усвоению природоведческих знаний, воспитанию трудолюбия, настойчивости, уверенности в своих силах и развитию самостоятельности, интеллектуальных умений (самоконтроля, умения выделить главное и т.д.), наблюдательности и др., что в конечном итоге способствует коррекции личности умственно отсталого ребенка. Реализуя программу, я использовала разные методы и приемы, показываем плакаты, видеофильмы, презентации. Особенно огромен коррекционный ресурс практических видов работ на данных уроках. Практические и лабораторные работы способствуют выработке умений и навыков социально-бытового и трудового характера. Это особенно важно для наших детей и особенно в средних классах, поскольку наглядно-игровые методы, актуальные для начальной школы, теряют свое значение в среднем звене, уступая место практическим методам и формам работы, что соответствует возрастным особенностям подростков и отражает дальнейшую перспективу их подготовки к жизни в социуме. Также это связано с тем, что учащиеся коррекционных школ с трудом используют теоретические знания, полученные на уроках, и лучше это делают в процессе выполнения практических работ. Поэтому в своей работе ориентировалась на тесную связь обучения с практическими работами: теоретические знания должны подкрепляться выполнением практических заданий. Например, когда я знакомила школьников с различными типами почв, необходимых для посадки цветковых растений, в классе, а затем мы изучали строение почвы на учебно-опытном участке, определяли, для выращивания чего именно лучше всего подходит та или иная почва.


Практические работы в курсе «Цветоводства и декоративного садоводства» формируют умения и навыки обращения с элементарным лабораторным оборудованием, сельскохозяйственным инвентарем, навыки обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными растениями, разведения комнатных и цветочно-декоративных растений открытого грунта для озеленения помещений к пришкольной территории. Особое место занимают практические работы, проводимые на учебно-опытном участке. Этот вид деятельности позволяет умственно отсталым учащимся не только проверить свои знания на практике, глубже познать и закрепить изучаемый материал, но и способствует их общефизическому развитию. Сельскохозяйственный труд позволяет упражнять все мышцы, координировать движения. Большое значение имеют практические работы для развития мелкой моторки пальцев. Например, сортирование семян, ручной посев, заделка семян, пикировка, прореживание всходов, высадка рассады, прищипка растений, прополка и т.д. Итак, этот курс в обучении умственно отсталых учащихся не только играет существенную роль при формировании знаний об объектах и явлениях растительного мира, но и служит средством организующим и стимулирующим мыслительную деятельность школьников, формирует их личность в процессе воспитания и обучения. Принцип построения программы опирается на целесообразность и органичность. Все виды деятельности распределены таким образом, чтобы они не отрывались от практических нужд, связанных, во-первых, с объектами, их ассортиментом (комнатные растения в помещениях школы и насаждения в открытом грунте), во-вторых с сезонностью, в-третьих необходимостью обеспечить жизнь и процветание этим объектам. И все это становится дополнительным мотивом к освоению данного курса.
Вся осень до заморозков посвящена сбору семян и природного материала, делению и пересадке многолетников, посадке луковиц, прополке цветников, подготовке многолетников к зиме. Зимой больший акцент делается на комнатное цветоводство.

Начиная с февраля месяца мы занимались подготовкой будущих цветников и клумб, посевом семян однолетников.

Построение программы основано на принципе концентричности. Из года в год мы повторяли одно и то же, только на более высоком операционном уровне. И дети прочно осваивали навыки по уходу за растениями, у них намного легче формировались представления о закономерностях развития растений, о производственной классификации (растения открытого грунта и комнатные, однолетние и многолетние), о морфологии (корень, стебель, лист).




2. Состояние знаний, умений и навыков по «Цветоводств и декоративному садоводству» у школьников с нарушением интеллекта.

У умственно отсталых учащихся процесс распознавания, узнавания и усвоения происходит гораздо медленнее и требует большего времени, чем у нормально развивающихся детей. Поэтому учащиеся испытывают различные трудности при усвоении различных цветоводческих понятий. Также у детей наблюдаются разнообразные моторные затруднения, которые приводят к тому, что умственно отсталые учащиеся пишут медленно, делают многочисленные ошибки, их почерк очень часто трудно понять; при проведении практических работ они бывают моторно неловки, могут быть излишне размашистыми, некоординированными, что снижает качество выполнения работы. Психолого-педагогическое исследование состояния представлений о растительном мире у умственно отсталых школьников показало, что у всех без исключения детей наблюдается бедность и недифференцированность представлений об объектах живой природы: о цветковых растениях, их частях, особенностях выращивания, ухода за ними, о пользе. Вопросы об объектах растительного мира, и, в частности, о цветковых растениях, вызывают большие затруднения у учащихся, однако нельзя говорить о том, что таковые представления вообще отсутствуют. Так, большинство детей правильно определили деревья, кусты, травы, цветы как растения, а также выбрали их изображения из серии предметных картинок, однако не смогли объяснить, почему они считают их растениями. Некоторые учащиеся при ответах ориентировались на собственный небогатый опыт, а также выделили лишь некоторые признаки, по которым растения могли быть отнесены к цветковым. У умственно отсталых детей различия в психике, в уровне физического развития, в состоянии нервной системы проявляются особенно ярко. Именно поэтому столь необходим в обучении «Цветоводству и декоративному садоводству» индивидуальный и дифференцированный подход. Он предполагает деление учащихся на группы (по интересам, успеваемости и пр.). В практике преподавания таких групп бывает три (основной критерий зачисления ребенка в ту или иную группу - способность к усвоению учебного материала), и я в своей работе придерживалась именно такого разделения.


К первой группе я относила учащихся, наиболее успешно овладевающих программным материалом по цветоводству в процессе фронтального обучения. Большинство заданий ими выполняется самостоятельно, при выполнении работы, требующей переноса знаний в новые условия, они в основном правильно используют имеющийся опыт. Объяснения им даются относительно обобщенно, на доступном их возможностям уровне. При выполнении сравнительно сложных видов работ им нужна моя активизирующая помощь.


Во вторую группу входят дети, также достаточно успешно обучающиеся в классе. Однако в ходе обучения они испытывают несколько большие трудности, чем учащиеся первой группы; они в основном понимают фронтальное мое объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал, но без моей помощи обобщения и выводы делать не в состоянии. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом заметно снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
К третьей группе относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразной помощи с моей стороны. Им трудно определить главное в изучаемом, отделить его от второстепенного, установить логическую связь между частями. Далеко не полностью понимая фронтальное объяснение, они нуждаются в дополнительных конкретных разъяснениях, мало самостоятельны. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Их действия необходимо постоянно корректировать. Однотипные упражнения они выполняют сами, пока не встретятся с новым видом работы. Всю работу на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» я строила именно с учетом выявленной дифференциации учащихся.



3. Коррекционно-воспитательные возможности обучения «Цветоводству и декоративному садоводству» в старших классах коррекционной школы.

Все используемые в данном курсе формы, методы, приемы и виды работ применялись мною с учетом возраста детей, а также на основе их особенностей психики. На уроках широко использовала общее задание для всех учащихся и одновременно дополнительные для более сообразительных и сильных учащихся, а также разветвленные задания (более легкие, средние, трудные). Задания различной степени сложности предлагались мною на разных этапах урока (при повторении пройденного, изучении нового, в процессе его закрепления). В большинстве уроков изучение нового материала я начинала с вводной беседы, так как учащиеся имеют некоторый жизненный опыт в плане наблюдения и ухода за цветковыми растениями. Вопросы в процессе вводной беседы могут быть информационные и проблемные. Например, на уроке по теме «Общее представление о цветковых растениях», начиная изучение внешнего вида и строения цветка, я задавала информационный вопрос: «Видели ли вы цветы или цветущие растения?», «Где они растут?». Эти вопросы предназначены для учащихся третьей группы. Проблемные вопросы: «Чем цветковые растения отличаются от других изученных вами растений, например, от травянистых или кустарников?», «Из каких частей состоит цветок?» - можно предложить учащимся первой группы. После изложения нового материала я или учащиеся первой группы делают выводы. Учащиеся третьей группы получают дополнительную возможность для овладения материалом. При закреплении я обращалась к ним с вопросом, будучи уверенной, что получу правильный ответ. Возможность самостоятельного дифференцированного изучения учащимися части материала представляется на любом уроке. Так, на уроке «Строение розового куста» после вводной беседы я проводила лабораторную работу: изучаем внешнее строение растения (например, парковая роза на пришкольном участке), при этом я использовала как натуральный объект, так и таблицу, картинки, рисунки на доске. Весь материал урока учащиеся оформляли в таблице в своих тетрадях. Здесь также открываются широкие возможности для реализации дифференцированного подхода. При изучении внешнего строения учащиеся первой группы сами в тетради рисуют контур куста, его части, подписывали названия частей (как нарисовать контур, я показывала на доске). Для второй группы учащихся в тетради дается контур куста, деление на части, а подписи к рисунку они выполняли сами. Учащимся третьей группы давался рисунок куста. Им по мере изучения нужно было только сделать надписи. После лабораторной работы и подведения итогов было мое дальнейшее объяснение материала. Развитие самостоятельности школьников в старшем звене на уроках цветоводства идет трудно и постепенно. Я осуществляла постоянное руководство: делила процесс работы на отдельные операции, вывешивала инструктивную таблицу или таблицу с поэтапным изображением действий, а на начальных этапах показывала последовательность манипуляций. Постепенно, по мере усиления самостоятельности, возможна определенная индивидуализация заданий, и постепенно происходит переход к большей самостоятельности у детей, что является актуальной задачей коррекции для учащихся старшего звена. Один из практических методов работы на уроках цветоводства - распознавание и определение различных декоративных и комнатных культур, для чего я использую разнообразные натуральные объекты: живые растения, гербарии, коллекции плодов и семян и т.д. Данный метод применяется вместе с разнообразным раздаточным материалом, если возникает необходимость составить характеристику предметов, явлений, выделить их признаки, определить место данного объекта, явления в системе сходных, аналогичных. Распознавание включает анализ внешних свойств объектов живой природы, раскрытие отношения между частями цветкового растения и отношения каждой части к целому, выражения их в речи и, таким образом, осуществляется реальный и мысленный синтез. Я обращала внимание детей на следующее: чтобы распознать части цветкового растения, необходимо знать, что корень непосредственно соединен со стеблем, а листья и цветки расположены на стебле, так как листья и стебель формируются взаимозависимо как целостная структура, образующая побег. Следила за тем, чтобы при распознавании цветковых растений, их описании учащиеся придерживались именно такой схемы движения мысли. На этой основе они учились определять цветковые растения и классифицировать их по определенным признакам. Например, для семейства сложноцветных характерно соцветие корзинка, а для семейства злаков - определенное строение вегетативных органов (стебель - соломина, листья - линейные с пленчатым язычком). Я объясняла практическую направленность этой информации: эти сведения необходимы для выявления особенностей выращивания и ухода за теми или иными растениями и цветами. Данная коррекционная работа (по распознаванию и определению цветковых растений) применялась мною как на уроке, так и во время экскурсий, а также в процессе самостоятельных наблюдений.
Расскажу немного о том, как я использовала наблюдения на занятиях по «Цветоводству и декоративному садоводству». В современной методике преподавания различают наблюдение как наглядный метод и наблюдение как разновидность практического метода. Реализуя первый вариант (как метод) я организовывала наблюдение учащихся за демонстрируемыми мною опытами, таблицами, картинами. Реализуя второй вариант (как практический метод), я предлагала детям зарисовать, записать, измерить, провести гербаризацию, составить коллекцию цветковых растений, что выполняется с одновременным включенным наблюдением. На уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» мы наблюдали объекты как непосредственно в природе, так и в помещении, я проводила наблюдения в различных формах: индивидуальные, групповые и фронтальные; кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения предлагаю проводить на уроке (работа с раздаточным материалом) и на экскурсиях. Длительные наблюдения проводятся в уголке зимнем саду, на пришкольном участке, а результаты их фиксируются и обсуждаются. Большие коррекционные возможности вижу в использовании на уроках цветоводства различных экспериментов. Поскольку речь идет о коррекционной школе, то я применяла кратковременные эксперименты. Например, изучение состава и строения семян, строения цветка и всего цветкового растения в целом. В рамках дисциплины у меня были запланированы и единичные простейшие длительные эксперименты. Примером длительного эксперимента можно назвать выяснение влияния определенных условий на рост и цветение растений, при выращивании однолетников для оформления школьной клумбы (например, различных почв, удобрений, освещенности).

При проведении практических работ я использовала пошаговое выполнение работы, что также оказывает на учащихся коррекционно-воспитательный эффект. Например, алгоритм выполнения практической работы выглядит следующим образом:

1.Постановка цели работы.

2. Проведение инструктажа (организационного и технического).

3. Руководство самостоятельным выполнением работ учащимися.

4. Анализ результатов и выводов.

5. Фиксация результатов.



Я проводила предварительную беседу, которая способствует сознательному отношению учащихся к предстоящей работе, расширяет их знания. Например, перед посевом семян я проводила беседу о биологических особенностях цветочных или полевых культур; перед обработкой и рыхлением почвы - о значении этих действий, о способах обработки, о ручном инвентаре (грабли, мотыги); перед прореживанием растений - о значении этого процесса для урожая и цветения и т.д. После беседы и постановки цели работы следует инструктаж в классе или уже на участке. Умственно отсталым школьникам я показывала, что они должны делать, в какой последовательности, как пользоваться инвентарем. После этого я проверяла, все ли учащиеся поняли. Для этого бывает достаточно предложить одному или нескольким из них продемонстрировать, как они будут работать, а иногда предлагала всем поупражняться в выполнении нового вида работы. Также широко на уроках цветоводства прибегала к заданиям, в которых требуется узнать цветковое растение и подписать его название, указать ту его часть, которая используется людьми. Например, я использовала задания на распознавание цветочных растений, среди которых астра, ноготок, бархатцы, петунья, настурция, мак: 1) узнай растения по листьям; 2) найди цветки этих растений, положи рядом с листом; 3) найди пакеты с семенами этих растений, вставь пакет в кармашек рядом с растением.

Анализируя результаты и качество выполненной работы, я оценивала как каждого ученика отдельно, так и весь класс (группу). Все это способствует повторению, обобщению и закреплению полученных знаний, умений и навыков.

Опыт показывает, что большая часть детей осваивает программу хорошо и приобретает необходимые навыки и умения по уходу за растениями. Полученные знания и навыки позволяют выпускникам рассчитывать на дальнейшее обучение и последующее трудоустройство в озеленительном хозяйстве рабочими-озеленителями.
В настоящее время особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств. Охрана природы – одна из основных обязано.

Поэтому одной из задач педагога является привитие детям навыков культурного поведения в природе, формирование умения охранять и беречь ее богатства, что также можно успешно реализовать на занятиях по «Цветоводству и декоративному садоводству».