Доклад «Реализация программы «Народная копилка»
1-й слайд
Добрый день, дорогие коллеги! Меня зовут Токарева Елена Владимировна. Я работаю педагогом дополнительного образования в Центре развития творчества детей и юношества в рабочем поселке Переяславка и являюсь руководителем детского музыкального фольклорного театра «Народная копилка». И сейчас я поделюсь с вами опытом своей работы по реализации дополнительной общеобразовательной программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка» с детьми дошкольного возраста.
2-й слайд
Актуальность общеобразовательной программы музыкального фольклорного театра «Народная копилка» определяется, прежде всего, тем, что художественно-эстетическое развитие – важная сторона воспитания ребенка.Народное творчество, фольклор едва ли не единственная возможность спасти человека от бездуховности, внутренней пустоты. И начинать нужно с детей, ведь если с самого раннего возраста им сделана «прививка» на красоту и творчество, это останется на всю жизнь.
Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения от взрослых, которые научат малыша любить и понимать окружающий мир.
3-й слайд
Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» написана в полном соответствии с современными требованиями и рассчитана на два года обучения. Данная программа является комбинированной, в программу входят основы изучения актерских, песенных навыков, а также обучение навыкам игры на шумовых, духовых народных инструментах, деревянных ложках. Дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» является авторской программой.
4-й слайд
Целевые установки и задачи программы лежат в русле концепции формирования личности через культуру.
Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений детского фольклора (словесного, наглядного, песенного, музыкального), мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Детям дается представление о том, что детский фольклор выражает самые разнообразные чувства человека – радость, нежность, волнение, гнев, удивление и другие. Готовность к совместной деятельности со сверстниками, также является содержанием социально-коммуникативной образовательной области, эффективно развивается в познании и изучении детского фольклора (совместное пение, игра на духовых и шумовых народных инструментах, народные игры, музыкально-фольклорные праздники).
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности. На ступени дошкольного детства важно накапливать опыт восприятия и проявления эмоционально- оценочного отношения к детскому фольклору, развивать с дошкольного возраста чувство красоты, формировать неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.
5-й слайд
Таким образом, цель программы - формирование духовных
потребностей для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Для реализации основной цели программы поставлены предметные задачи:
- формирование представлений о жанрах фольклора и навыков народного пения;
- развитие способностей действовать по ролям;
- освоение правил народных игр;
- умение демонстрировать упражнения образовательной кинезиологии и пальчиковой гимнастики на основе фольклорного материала.
6-й слайд
Метапредметные задачи.
Способствовать развитию образного мышления, фантазии, воображения, развитию речи, эмоциональной отзывчивости, воспитанию усидчивости.
7-й слайд
Личностные задачи
Формирование уважительного отношения к народному творчеству и к людям, имеющим отношение к творческой деятельности. Формирование потребности заниматься в коллективе и воспитание чувства принадлежности к родному народу, к культуре, к краю.
Занятия группируются по темам. Работа на занятиях носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
8 - слайд
Для успешной реализации данной программы разработан ИТОГОВЫЙ диагностический лист оценивания. Оценивается каждый критерий по степени выраженности.
9- слайд
Также оценка эффективности работы по данному направлению осуществляется с помощью диагностики. В группе наблюдается положительная динамика.
Проводимая диагностика по окончанию первого года обучения показала, что из 22 человек обучающихся, художественные навыки «ниже среднего» показали 11 человек, «средней уровень» развития художественных навыков показали - 8 человек, «высокого уровня» достигли – 3 человека. А по окончанию первого полугодия 2017 – 2018 учебного года наблюдается хорошая динамика. Все 11 человек успешно перешли с показателя «ниже среднего» уровня на «средний уровень», «высокий уровень» и даже на эталонный. Из 22 человек по окончанию первого полугодия достигли:
- «среднего уровня» - 8 человек;
- «высокого уровня» - 9 человек;
- «эталонного уровня» - 5 человек.
10 - слайд
В результате дети стали наблюдательней, открываются творческие способности, развивается художественный вкус. Ведь главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес к народным традициям. На занятиях ребенок, испытывая ощущение удовлетворенности и удовольствия, самоутверждается, учится мыслить творчески, импровизировать. Если атмосфера на занятиях – успеха, чуда, сказки, праздника, то можно ожидать весьма высокие результаты детского творчества.
Использования разнообразных форм и приемов работы (открытый урок, фольклорно-развлекательные и тематические праздники, участие в фестивале детского творчества) способствуют вовлечению родителей
в организацию педагогической деятельности.
Родители активно участвуют в организации и проведении праздников.Большую помощь в создании материальной базы творческого коллектива оказывает родительский комитет. А это непосредственное приобретение: ткани для пошива костюмов, духовых и шумовых народных инструментов, деревянных ложек.
11- слайд
С точки зрения родителей, как показало анкетирование, наиболее востребованными формами совместной работы являются: индивидуальные и групповые занятия, беседы, родительские собрания, фольклорно-познавательные и развлекательные праздники, участие родителей в создании и оформлении групповой предметно-развивающей среды, участие в планировании и разработке сценариев и их подготовке, оформление и непосредственное участие в занятии, празднике, досуговом мероприятии.
12- слайд
За период с 2017 года, а это время создания детского коллектива, дети принимали участие в праздничной программе «День 8 марта», в открытом уроке по теме: «Игровой фольклор как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста», в фольклорных праздниках «Народные забавы», «Потеха и смех – радость для всех».
13 – слайд:
В районном фестивале «Звезды на ладошке» и стали дипломатами 1 и 3 степени в номинации «Театральная постановка», являются победителями в районном фестивале художественного творчества учреждений дополнительного образования «Искусство без границ», принимали активное участие в районном мероприятии «День открытых дверей» для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Нельзя сбросить со счетов педагогическую помощь воспитателя данной группы, на базе которой и создан творческий коллектив. А это, в первую очередь – дисциплина на занятиях, повторение пройденного материала, работа с родителями при подготовке к выступлениям.
Благодаря взаимовыгодному интересу к сотрудничеству (между воспитателем группы и педагогом дополнительного образования Центра творчества), коммуникации между социальными партнерами, на сегодняшний день программа детьми подготовительной группы успешно выполнена. С нового учебного года дети будут обучаться в общеобразовательной школе и наше творческое сотрудничество продолжится.
Нельзя не сказать о реальных трудностях при выполнении программного материала. Невозможно за короткие сроки получить быстрый результат от сотрудничества. Это работа каждодневного, систематического труда, приносящая свои результаты путем обоюдной работы всем заинтересованным лицам, участвующем в этом педагогическом процессе.
(ВИДЕО праздника)
Не могу не сказать, что успех праздничных, показательных мероприятий – это успех всего творческого коллектива Центра творчества. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – это посильный вклад всех педагогов и непосредственно педагога-воспитателя данной подготовительной группы.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет актером, певцом, музыкантом.
Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитие воображения, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. Ведь главная цель работы с детьми – это индивидуальный подход к каждому обучающемуся для максимального раскрытия его творческого потенциала.
Как показывает опыт, дополнительная общеобразовательная программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка» успешно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Она способствует эмоциональному, интеллектуальному, творческому становлению, формированию основ детского фольклора и общей культуры детей.
14- слайд
Для тех, кто желает поближе познакомиться с нашими наработками, с нашей программой, предлагаем вам зайти на мои сайты – педагога дополнительного образования.
15 – слайд
Спасибо за внимание!