СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. "Организация исследовательской и проектной деятельности с одарёнными детьми в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант.  Мы, учителя  начальных классов, начинаем эту работу с первого класса. Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность

Просмотр содержимого документа
«Доклад. "Организация исследовательской и проектной деятельности с одарёнными детьми в начальной школе"»

Слайд 1оСладаренный образование школьник педагог

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №1 г. Пугачёва Саратовской области имени Т.Г. Мазура»













«Организация исследовательской и проектной деятельности с одарёнными детьми в начальной школе»









Васильева Е.М., учитель начальных классов, Iквалификационная категория













2015г.


Актуальность

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелелять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод.» В.А. Сухомлинский

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть все условия для развития обучающихся и существует необходимость выявления их способностей.

Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы, учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса. Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность.

Метод исследования – это один из возможных методов работы с одаренными детьми.

Проектная исследовательская деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы.

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.


Слайд 2

Суть метода- индивидуальная внеклассная работа.

Главный результат- приобретение учениками опыта научной работы

Недостаток метода - в исследовательской работе принимает участие небольшое число учеников.


Слайд 3

Как вообще разработать проект?

Идея проекта, как правило, рождается у учи­теля. Но, он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытает­ся ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.

Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, шко­лы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя ре­шает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повы­шает самооценку учеников).

Успех любой деятельности (в том числе и проект­ной) зависит от правильной ее организации. Здесь важнО правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое глав­ное - вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.

Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей.

При работе над проектом наиболее правильным направлением я считаю образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.

В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.

Такая организация хороша еще и тем, что роди­тели активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта - некой ма­териальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в начальных классах победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (районных, областных, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными.

Мне хотелось бы показать несколько работ по различным темам и в разных классах из опыта работы.

Слайд 4-5

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Например, при изучении темы «Устное народное творчество» продуктом нашей работы являются книжки- малышки.

Слайд 6

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения!», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой друг» и д.р .

В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично-поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки.

2 класс.

Работу над проектами во во 2-3-4 классах начинаем во время летних каникул. Появляется тема. Чаще всего её подсказывает сама жизнь. Для получения положительного результата детской исследовательской работы необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, проводить опыты и эксперименты. Работали в тесном контакте с родителями. Например, в этом году мы с моими второклассниками решили изучить истории появления самых обыкновенных. Появился проект, который мы назвали «Необыкновенная история самых обыкновенных вещей. Как появилась зубная щётка?» В ходе исследовательской работы, нам удалось заглянуть в древность и узнать историю появления зубной щётки. Интересно было узнать, что щётка была рядом с человеком практически всю историю его существования.

Слайд 8

В результате экспериментов, мы убедились, что можно почистить зубы и палочками – метёлками, и яблоком, и, даже солью, но..всё же 1 место мы оставили за зубной щёткой.

Слайд 9

Эта работа была отмечена Почётной грамотой Международного Молодёжного Форума « Саратовский государственный аграрный университет- открытая экспериментальная площадка для творческой молодёжи», 2 место – на V муниципальной научно-практической конференция «Шаг в будущее», на Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ и проектов – 3 место

Слайд 10

Много интересного узнали и работая над темой об истории появления мыла. В процессе исследовательской работы использовали такие методы и приемы работы, как - изучение теоретических источников;- наблюдение;- поисковый эксперимент;- описательный;- анкетирование. Нам удалось изготовить мыло в домашних условиях.

Слайд 12

Работа также была удостоена отмечена на V муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее»- 2 место, дипломом III степени на Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ и проектов « Ступени науки» и Почётной грамотой на Молодёжном Форуме «Саратовский аграрный университет - открытая экспериментальная площадка для творческой молодёжи»

Слайд 13

В третьем и четвёртом классах работа - исследование более расширена и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. Продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Уже несколько лет очень актуальна тема школьной формы- «Нужна ли она?»- это мы и решили выяснить в ходе исследовательской работы. Была проведена очень кропотливая работа и в итоге - 2 место на научно – практической конференции.

Работая над проектом «Можно ли вырастить кристалл?», мы освоили методику выращивания кристаллов и они были получены из медного купороса и алюмокалиевых квасцов.

Выбирая тему для проекта «Мусор и борьба с ним», мы задумались над вопросом а что мы можем сделать, чтобы город стал чище, красивее, уютнее. В ходе работы мы научились следующему: проводить мини исследования дома и в школе, составлять анкеты и проводить социологический опрос, высказывать и отстаивать свою точку зрения по затронутой проблеме. Нами была составлена анкета и проведён социологический опрос учащихся школы. Работа была отмечена сертификатом на научно- практической конференции. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Спасибо за внимание!