Доклад «Орлята России» - реализация проекта в учебном и воспитательном процессе.
Добрый день уважаемые коллеги! Я являюсь учителем начальных классов в МБОУ «Хоронхойская СОШ».
Представляю вашему вниманию доклад на тему : «Программа «Орлята России», его цель, задачи и логика реализации ».
Задача данного доклада осветить содержательные и методологические основы программы, дать представление о том, как на сегодняшний день решаются те или иные организационные вопросы в школах различных регионах РФ.
Программа «Орлята России» была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана «Орлёнком» и Российским движением школьников. В школах она стартовала в 2021-2022 учебном году. Старт получился интересным, масштабным.
Актуальность данной программы продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях. Полное название: «Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов Орлята России». Давайте обратим внимание на ключевые слова: развитие и социальная активность. Требования современного времени нашим с вами детям достаточно серьезны. Нам взрослым нужно с одной стороны сохранить детство в самых лучших его проявлениях и в то же время подготовить ребят к жизни в социуме. Помочь стать не просто активным в обществе, а значимым для своей семьи, для своих друзей, для своей страны. Помочь научится понимать себя, брать ответственность за свои поступки, соотносить свои желания с общепринятыми нормами. «Активное участие ребенка в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания образовательной организации».
Цель программы вы видите на экране. Давайте попробуем сформулировать ее своими словами. Можно сказать так, на базе наших общероссийских национальных ценностей формируем активную личность умеющую жить в социуме и противостоять различным вызовам. Мы закладываем основу гражданской позиции подрастающего поколения.
На сегодняшний день существует пять категорий участников программы. Сами младшие школьники, ученики с 1 по 4 класс. Старшеклассники – наставники. Эти ребята занимают активную позицию в школе, которым интересно общение с младшими ребятами. Важно, чтобы старшеклассники были действительно помощниками учителя. Поэтому рекомендуют привлекать ребят не младше 7го класса. Конечно же учителя начальных классов. Именно вы, уважаемые коллеги главные в реализации Программы «Орлята России» для своего класса. Конечно же родители обучающихся младших школьников. Вожатые детских лагерей и советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями . Именно они реализуют Программы летнего отдыха в пришкольных лагерях в рамках программы «Орлята России».
Уважаемые коллеги, обратимся более подробно к одному из государственных документов. Это стратегия национальной безопасности России, которая была утверждена указом президента РФ 2 июля 2021 года , где обозначены национальные приоритеты и ценности государства, которые вы видите на экране. Обратите внимание на слайде вы видите основные ценности на которых построена программа «Орлята России». Они не противоречат государственным документам и в них вложили более широкий смысл.
Родина – большая многонациональная страна. Богатейшей историей, которой мы как граждане этой страны должны гордиться и учить этому детей.
Семья – это для ребенка дом, во всех смыслах этого слова. В семье уютно, безопасно, там любят принимают ребенка таким, каков он есть. Уважают и ценят и он отвечает тем же. Видит в семье все самое лучшее, что важно. на этом лучшем учится строить свою будущую семью.
Команда – может быть для нас, взрослых , родителей или бабушек , дедушек более привычно понятие слова коллектив. Согласна, с ребятами про то же, но только более понятным им словом. Команда друзей. Команда единомышленников. Семья как команда. Класс как отличная команда, с которыми мне по пути и с которыми мне будет интересно, все 9 или 11 лет обучения в школе. В основе этой программы заложена идея одного из самых известных педагогов нашей страны Игоря Петровича Иванова. Идеи эти о коллективном творческом воспитании подрастающего поколения. И главное в этом: все делаем вместе взрослые и дети, все делаем творчески, а иначе зачем?!
Перейдем к следующей ценности познание. Как процесс показать ребенку, что узнавать это интересно, а знать это важно. Научить ребенка пользоваться различными информационными источниками. видеть свою роль и место в развитии окружающего мира. Благодаря этому минимизировать такие существующие риски и вызовы современного детства как негативное влияние информационной социализации и цифрового пространства, социальная разобщенность детей и взрослых , рост числа детей антисоциальным поведением склонностью к суицидальным актам и самоповреждению здоровья.
Спорт ценность значения здорового образа жизни безопасное поведение как в быту так и в информационной среде, что немало важно в современном мире, принятие ребенком своей половой принадлежности.
И конечно же природа. Это бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Коллеги в декабре в 2022 года прошел учредительный съезд детей и молодежи, движение первых. Участниками движения являются дети с 6 до 18 лет. Эта программа официально признана первой ступенью общественного движения.
Хочу обратить ваше внимание на миссию и ценности движения. Мы видим что ценностные основания этой программы ее цель, не различаются с учредительными документами и уставом Российского движения детей и молодежи, хотя программа «Орлята России» появилась раньше. Такое единодушие в подходах воспитательной работе еще раз нам демонстрируют единую выверенную политику государством по отношению подрастающему поколению.
Из чего же состоит программа на сегодняшний день. Это три основных модуля.
1. Это учебно- методический комплекс для реализации в рамках внеурочной деятельности 2022-2023 учебного года. Согласно информационно- методическому письму министерства просвещения от 5июля 2022 года программа «Орлята России» рекомендована к использованию учителям в рамках внеурочной деятельности. О программе «Орлята России» мы говорим как о Программе полного цикла. У него есть как учебно–методический комплекс для внеурочной деятельности, так же есть учебно- методический комплекс по курсам повышения квалификации учителей начальных классов и по реализации летних смен детских лагерях «Содружество Орлят России». Таким образом Программа «Орлята России» сопровождает ребенка и учителя в течении всего календарного года.
Коллеги, необходимо отметить, что Орлята России одна из немногих программ, которые имеют курс повышения квалификации для учителей начальных классов. Данный момент вы начинаете находить краткосрочный дистанционный курс, но помимо него на базе всероссийского детского центра «Орленок» реализуется очно-заочный формат курсов объемом 72 академических часа по подготовке реализации программы «Орлята России». Более подробною информацию вы можете найти в официальном сайте программы, а также в группе в контакте и в телеграмм канале.
Коллеги, на экране вы видите информацию которая, относится программе «Орлята России», а конкретно к направлениям воспитательной работы которых в программе заложено 7.
Понятное нам, педагогам, словосочетание направление воспитательной работы заменили словом трек, которую подсказали сами дети, отдыхающие в «Орленке». На наш взгляд, оно отражает одно из основных смыслов - это движение в заданном направлении. Эта программа создана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников.
Каждый трек проекта включает в себя серию тематических занятий, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия для детей младшего школьного возраста. Данная программа удобна для каждого педагога тем, что РДШ предлагает готовые методические разработки по каждому треку и занятию. Каждая разработка интересна и проста в реализации. И те, кто всё-таки решился, с 1 сентября погрузились в увлекательный мир духовного и нравственного воспитания.
Как для 1 классов на 41 час внеурочной работы. Это 5 занятий в рамках каждого трека, так и для 2,3,4 классов, но уже на 68 часов внеурочной работы. Это 9 занятий в рамках каждого трека.
Отличаются учебно- методические комплексы для каждого класса сложностью тех или иных занятий. Количеством занятий в каждом треке, сроками их проведения , а так же последовательностью прохождения треков. Но участие в программе для каждого класса строится по единой схеме реализации, которую вы видите на экране.
Начинаем учебный год с подготовки всех участников их активного включения в Программу после чего переходим к реализации непосредственно самих треков и логически завершаем учебный год участием в профильных сменах «Содружество Орлят России» в течении летнего сезона.
Для наглядного оформления у каждого трека программы есть свой логотип которые используются как в презентациях, так и в документах. А для удобства реализации треков раскрытия содержательных и смысловых понятий для детей, каждый трек имеет свой символ.
Коллеги давайте же разберем участие в треках на примере 2,3,4 классов, которые начинают участие в программе с первой четверти, когда учитель проводит первый Орлятский урок. В учебно- методическом комплексе этот урок представлен в двух вариантах. Первый вариант, для детей только вступающих в программу и второй вариант для тех, кто с Орлятами уже не первый год. Для 2,3,4 классов освоение программы начинается с трека « Орленок- Лидер» , который помогает собрать класс после активных летних каникул, настроить ребят на активное участие в Программе. Вспомнить как проходила Программа в прошлом учебном году, что было наиболее интересным , а также настроить ребят на покорение новых вершин. Дальнейший порядок реализации треков вы видите на экране. Сроки проведения треков рассчитаны с учетом каникул. Напомню, что мы разбираем на примере 2,3,4 классов, потому что для 1 классов начинается только адаптация к условиям школы, а также взаимодействию в коллективе. Логика реализации их треков построена соответствию с данными особенностями и подробно прописаны в учебно-методическом комплексе. Поэтому предлагаю рассмотреть логику построения треков так же на примере 2,3,4 классов.
Первое занятие у всех конечно же это ввод в тематику трека. Учитель знакомит детей с лексическим значением понятий. Разбирает саму тему трека. Понимание, направление трека разбирается самими ребятами. Далее вы видите, что уже есть небольшие различия. Они учтены в соответствии с возрастом детей. Во втором классе дела и события проводятся педагогом вместе с ребятами лишь с использованием элементов коллективно-творческого дела. Вот уже в третьем и в четвертом классе ребята готовы самостоятельно проходить все этапы коллективно-творческого дела. Конечно же под мудрым руководством педагога.