СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Особенности воспитания школьников с девиантным поведением»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад «Особенности воспитания школьников с девиантным поведением» можно использовать на школьном методическом объединении. Полезная иннформация для классных руководителей. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Особенности воспитания школьников с девиантным поведением»»

МБОУ «Юринская средняя общеобразовательная

школа имени С.А.Лосева»







Доклад на школьном методическом объединении

«Особенности воспитания школьников с девиантным поведением»




Подготовила: педагог-психолог

Ермичева Елена Александровна













2016 год

Основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Данная проблема стала уже не только психолого-педагогической, но и социальной. Отклоняющееся поведение обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важное значение имеютбиологические факторы – неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребёнка (нарушение умственного развития, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы, дефекты речи).

Психологические факторы, выражающиеся в нервно-психических заболеваниях и обуславливающих неадекватные реакции ребёнка.

Социально-психологические факторы – это игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, также неблагополучные семьи, где взаимоотношения приводят к формированию отклоняющегося поведения. Невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребёнка могут стать неблагополучие семьи, определённые стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения обучающихся, а именно:
- Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребёнку;
- Конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
- Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для неё характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряжённость.

Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определённой системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.

Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальное для ребёнка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Задача социального педагога, педагога-психолога – помочь таким детям в установлении контакта с окружающими, так как они оказываются трудными в общении. Ребёнка с отклоняющимся поведением надо расположить к общению. Для этого необходимо выявить интересы и склонности школьника, способствовать формированию адекватной самооценки, воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия. Педагогу следует обеспечить благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе или группе учащихся. Ребёнку важно показать, что к его мнению прислушиваются, создать для него ситуацию успеха путём включения в социально значимые виды деятельности или в избранном им виде деятельности. Педагог также должен выявить положительные и опасные для общения качества школьника.

В современной педагогике выделяют три технологии в работе с девиантными детьми: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально- психологическая реабилитация.

Социально-психологические технологии – это система процедур, в основе которых лежит воздействие на некоторые стороны психической реальности человека с помощью особых методов.

Особое значение приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей. Поэтому технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение и устранение причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении школьников. Данная технология относится к категории групповой работы. Педагог наблюдает за детьми с проявлением отклоняющегося поведения в процессе коллективных игр, экскурсий, различных внеклассных занятиях, уроках и выявляет особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции. На этом этапе важно создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.

Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, воспитателя, администрации школы и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребёнка, родителей и учителей. На этом этапе работы задача педагога – продемонстрировать ребёнку неадекватность, нецелесообразность его способов реагирования и сформировать потребность в изменении своего поведения. На этой стадии происходят главные изменения в психике ребёнка, разрешаются внутренние конфликты. Почти всегда встречаются проявления агрессии, протест, направленный против педагога. Эта стадия завершается чувством симпатии как к взрослым, так и к одноклассникам, партнёрам по игре. Ребёнок усваивает более адекватные способы поведения и демонстрирует их в ситуации выбора, требующей определённого способа действия.

В рамках общеобразовательных учреждений технология социально- психологической реабилитациииспользуется редко. Однако, в процессе этой работы дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Целью этого периода является закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребёнка. Главная задача – развить навыки общения. Ребёнок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всём поддерживает ребёнка, демонстрирует ему своё уважение.

На каждой стадии работы используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи.

При взаимодействии с агрессивным ребёнком:
Принимайте ребёнка таким, каков он есть;
Предъявляя к ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
Расширяйте кругозор ребёнка;
Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле;
Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и педагогов. Объяснением. Подскажите ребёнку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудем в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.

Если ребёнок испытывает страхи:
Принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;
Развивайте в ребёнке положительные эмоции, почаще дарите ему своё время и внимание;
С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребёнка; не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
Заранее проигрывайте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу.

Если ребёнок лжёт, следуйте таким правилам:
Чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте его за хорошие поступки;
Если вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
Найдя возможную причину лжи. Постарайтесь деликатно устранить её так, чтобы разрешить эту проблему;
Не наказывайте ребёнка, если он сам сознаётся во лжи, даст оценку собственному поступку.


Таким образом, можно сделать вывод: бороться с агрессивностью нужно терпениемобъяснением, которое заключается в подсказке ребёнку интересного для него вида деятельности, и поощрением, которое пробудит в воспитаннике желание ещё раз услышать похвалу.